Скифы в Ставрополье

О скифах, как таковых
(Введение)

Многим историкам 19 века казалось, и порой очень часто, что история степей Евразии – тьма, где не было развития грандиозных культур человечества, но как показала современная историческая наука, это не так!
Раскопки археологов реализовали и изобразили картину степи в Древнейшей истории. Это потрясло читающую публику и вообще науку, ибо представления вакуума (пустоты) степного пространства постепенно стали угасать.
Сейчас 21 век, и немногие знают, какой была территория нашего родного Ставрополья в прошлом. Оказалось, что равнины Северного Кавказа населяли различные скифские племена. Читая историю скифского суперэтноса, можно заметить, сколько великих деяний проявили скифы: победа массагетов и саков царицы Томирис в Средней Азии над персидским царем и основателем династии Ахеменидов – Киром Великим; победа западных приднепровских скифов также над персами царя Дария; безумные походы скифских вождей в Ассирию, Персию, Бактрию, и даже в Индию…
Об этом много рассказывал «отец исторической науки» Геродот. У него мы узнаем о Великой Скифии, простиравшейся от Средней Азии до Восточной Европы. Правда, он мало затрагивал наш родной Кавказ, и именно поэтому мы уделим внимание скифам, которые жили на территории Ставропольского края и рассмотрим могильник, найденный в Александровском районе в 1973 году.

Голос скифских курганов

В крае, исследователи-археологи, еще начиная с 1880-81 гг., уже предполагали о возможности существования «скифского наследия» на Ставропольской возвышенности, где явно выражалось выгодное географическое положение, как для оседлого, так и для кочевого народа. Как выяснилось позже, здесь жили и те, и другие. Раскопки проводил некий генерал Эркерт. И вот первая находка! К юго-востоку он обнаружил комплекс кургана 5 в. до н. э. высотой в 3 м.. Далее проводились раскопки в начале 20 в, но были неудачными.
В 1924 году заведующий Музеем Северного Кавказа Г. Н. Прозрителев исследовал еще один небольшой курган в 20-ти верстах от Ставрополя. Позже будут обнаруживаться все новые и новые находки. Однако самое интересное произойдет в 1973 году, когда в 2 км к югу от села Дубовка и в 10 км к западу от села Александровское у хутора Красное знамя найдут один из самых крупных скифских курганов. Весь могильник, в который входило всего 9 курганов, 1 из которых наиболее интересен, назвали соответственно – Краснознаменским. Раскопки продолжались в течение 6 лет
(исключая 1976 г. и 1977 г.). Это, можно сказать, был взрыв в истории Северного Кавказа!

Вид могильника

Давайте рассмотрим вид всего комплекса могильника для того, чтобы иметь представление о том, какие укрепления строили скифы нашей территории.
Большой курган располагался не в центре, между мелкими курганами, а напротив, был в стороне (юго-восточная часть), как бы выделяясь из могильника. Его диаметр составлял 150 м. Другие курганы были в 4-5 раз меньшими. Естественно, крупный, для нас представляет наибольший интерес.
На большом кургане находилась крепида (ограждение) идеально круглой формы. В крепиду войти можно через три входа: северо-западный, северо-восточный, южный. Северо-западный являлся коридором, выводящим в центральную камеру, где разводился огонь. Северо-восточный (не уверен, что это: вход или брешь в разрушенной стене) вход – на большую территорию кургана. Южный – в боковую камеру, где археологи обнаружили 2 скелета коней и колесницу.
Рядом с крепидой (примерно 6 м.) находилась постройка – святилище. Это – храм огня. Святилище также было окружено каменной стеной, как и основная часть кургана. Здесь разжигался огонь, но в отличие от центральной камеры, его применяли для других целей: обряд, призыв к войне, жертвоприношения животных и т. д.
Я хотел бы вернуться к боковой камере, потому как интересная находка исследователей кургана дала значительные результаты в открытии локальной истории родного Ставропольского края.

Интересная находка или тайна богини Иштар

Давайте вспомним историю скифов в 7-6 вв. до н. э. Это время ознаменуется ростом турано-скифского могущества.
То, что было найдено в боковой камере большого кургана, покажет, где побывали «наши» скифы…
Выше было сказано, что скифы неоднократно совершали военные походы в Закавказье, Месопотамию, Малую Азию, причем нельзя сказать, что удачи скифов связаны со слабостью их врагов. Нет! Враги являлись отнюдь не слабыми, ведь такое мощное государство, как Ассирия с её профессиональной армией, громившей всю Переднюю Азию, могла сопротивляться кочевым пришельцам с севера.
Скифы доблестно стремились к героическим победам, к тому, чтобы враг склонил колени перед мужественными кочевниками. Но ведь и Ассирия была не единственным препятствием для скифов. Приходилось перебираться через Кавказский хребет и встречать сопротивление государства Урарту (современная Армения). Наверняка надписи Востока упоминали о кочевых скифах. Но нас интересует именно то, что нашлось в Краснознаменском могильнике. В боковой камере вместе с захороненными конями была колесница, но судя по тому, что дышло этой же колесницы украшалось изображением богини Иштар, сразу стало понятно, что трофей этот из Ассирии!

Вспомним эту замечательную богиню Иштар, которую так и тянет назвать «восточной Афродитой», впрочем, до нас такое сравнение привел американский ученый сравнительной мифологии Джозеф Кэпбелл. Эта мифологическая красавица была символом божества плодородия, красоты и войны *(да-да, красота и война стоят вместе, ведь раньше отношение к войне у людей того времени было другое, следовательно, другим было и мироощущение людей!) у древних аккадских государств Междуречья: собственно Аккада, Шумер, Ассирии, Вавилонии, Элама. И существовала мифология вплоть до завоевания города Вавилона персидскими войсками. Не нужно рассказывать легенды мифических героев перечисленных государств, ведь не это не главное, а то, что изображения Иштар в Краснознаменском могильнике были, следовательно «наши» скифы ходили грабить ассирийцев. Потрясающе! Вышло, что ученые скифологи второй половины 20 века открыли глаза ставропольской степи, показали ту мощь, которая была у скифов в самый расцвет существования туранских народов *(все скифские народы относятся к ним, и не только среднеазиатские саки и массагеты).

Вооружение

Если археологи наткнулись на трофей похода в Ассирию, то на кургане соответственно, нашли и вооружение скифов.
Здесь были и наконечники для стрел, и лезвия сломанных бронзовых мечей, и удила для коней, и боевые пластины для воинов ближнего боя, а также шлемы.
Скифы понимали, что для более тяжелой конницы
нужно снаряжать и коней. Таких подразделений у них было мало, но их нередко использовали в атаке на передовые отряды противника. Для этого использовали бронзовые стремечковидные удила и железные псалии, заимствованные у киммерийцев.
На нескольких курганах обнаружили наконечники копий, причем интересно, что эти наконечники использовались практически с конца 6 в. и начала 5 в.
Стрелы были самыми разнообразными: киммерийского, раннескифского, кобанского (древнекавказского), новочеркасского типов. Новочеркасский тип включал в себя оружие всех выше перечисленных типов создания наконечников для стрел: удлиненно-ромбические стрелы для дальнего боя, затуплено-ромбические стрелы для стрельбы с небольшого расстояния, наконечники с шипами для использования стрельбы со всех возможных расстояний и повышения возможности поражения противника и т. д.
Достаточно подробно рассмотреть всё вооружение и снаряжение скифов, чтобы опровергнуть суждения о пассивности краснознаменских кочевников.
Такое количество оружия было не только на большом кургане, где сосредотачивалась, в основном, дружина вождя, но также и на других курганах.
Пока закончу повествование о скифском оружии Краснознаменского могильника. Окинем взгляд на святилище большого кургана.

Мироощущение, искусство и религия

Изучая мироощущение «краснознаменцев», сразу возникает ассоциация с другими религиями туранских этносов. Сколоты, саки, массагеты почитали силы природы – огонь и воду. То же самое, скифологи заметили и на Краснознаменском могильнике, ведь погребальный обряд, очень похож на обряды других туранцев-скифов. На курганах нашли кости захоронений людей самых разных возрастов, в основном это были мужчины. Похоже, что мужчин хоронили отдельно от женщин.
Вместе с костями, на курганах могильника, часто находили золотые украшения. Скифы золото использовали не так, как это кто-нибудь мог использовать в современности. Они, конечно, торговали золотом, но очень редко, ведь золото символизировало красоту мира после жизни. Иногда золотом украшали корчаги, на которых изображали животных в движении, борьбе за жизнь, т. е. занимались искусством, которое ныне именуется «Звериным стилем».

Один из основных скифологов Дмитрий Сергеевич Раевский писал, что исследовать досконально культуру тех или иных скифских народов, можно с помощью методов: изучение данных античных авторов, стел, памятников; сравнение культуры одного древнеиранского народа с другим, а следовательно выявление сходства и различия этих культур.
Центральное место в религии скифов Краснознаменского могильника занимает храм огня. Подобные святилища обнаружили в Украине, Казахстане, Узбекистане.… Все они являются сооружениями древней туранской, а также древнеиранской религии. Но это не значит, что все они представляют из себя одно и тоже, ибо подобные утверждения являются заблуждением.
Религия скифов могильника связывала в себе элементы зороастризма, митраизма и веры в Хаому (индийское Сома).

Александр Беляев

Все данные религии имеют как сходства, так и различия.
Например, часть обрядов Хаомы, использовались в зороастризме.
Скифский жрец использовал напиток Хаомы, который давал много энергии для воинов, готовящихся к дальнему походу.
О религиозности скифов можно говорить еще много, но лучше уделить этому внимание в другой теме.

В родных степях Ставрополья

8-7 вв. – период, в котором происходит рассвет скифской экспансии. Именно в это время волны кочевых скифов проникли в земли киммерийцев, которые частью бежали в Малую Азию, а частью слились со скифами.
Могильник, найденный в 1973 году у хутора Красное знамя, был построен как раз в те времена войн скифов с киммерийцами. Выше, я не раз употреблял слова «наши» или «краснознаменские» скифы по той причине, что этноним этого народа ни мне, ни кому более не известен. Но если обратиться к трудам В. Петренко, то мы найдем сведения о двух скифских этносах Северного Кавказа, о которых писал древнегреческий историк Диодор Сицилийский: лапах и напах. Не осмелюсь точно утверждать, что народ Краснознаменского могильника относится какому-нибудь из высказанных Диодором народу.
В трудах Петренко сказано, что скифы, покорив территорию киммерийцев, создали сложную социальную структуру населения, где существовал родо-племенной строй, во главе которого стоял скифский вождь. Скифы держали в подчинении захваченные оседлые народы Кобанской культуры, которые поставляли своим властителям янтарь, бронзу и т. д.
Найденное вооружение в Краснознаменском могильнике, показывает, что скифское войско было разноплеменным, куда входили помимо самих скифов, другие племена.
Вот, что значит, « понимать и принимать другие народы » по словам Ф. Достоевского, который, правда, сказал это по отношению к  русскому народу.

Заключение

 Краснознаменский могильник показал, насколько интересна история Ставропольского края и Северного Кавказа в целом, в древние времена скифского могущества. Очень жаль, но памятник снесли, а находки увезли в Москву для детального изучения. А ведь можно с уверенностью утверждать, что потеря исторического наследия тождественна какой-либо экологической проблеме. Об этом писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Если мы уничтожаем природу, которая дает нам энергию, которая кормит нас, то мы уничтожаем себя. То же касается и исторических памятников, оставленных нам предками. Не будет памятников, не будет развития культуры, по крайней мере, своей, национальной. Историческое наследие – это наше достояние, понимание определенных деяний наших предшественников, и конечно, опыт этих деяний.

Александр Беляев

.

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message

Листы

HotLog

Движение Новые Скифы © 2018 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress