Скифские статуи (часть 2)

Каменные изваяния на возвышенностях издавна были характерной приметой южной степи. Называли этих молчаливых идолов «болванами», «балбалами», «мамаями», «маяками», однако чаще всего — «каменными бабами». Откуда и как они появились? Какому народу принадлежат? В честь кого установлены, и что символизируют?

Справка. Каменные бабы — антропоморфические каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда женщин. Ставились на курганах древними народами, например, скифами, половцами и другие. Найдены в больших количествах в степной полосе России, южной Сибири, на востоке Украины, в Германии, Средней Азии и Монголии. Связаны с культом предков.

Согласно легендам, не когда в степях за днепровскими порогами жили великдоны — исполинские существа, под тяжелыми шагами которых даже каменистые склоны гор стонали. Жизнь их проходила в густой, как деготь, темноте, потому что светило в небе еще не сияло. Когда же вдруг появилось солнце, великдоны переполошились и, поднявшись на вершины степных курганов, принялись плевать на огненный шар над головами. Но боги прокляли за это великдонов и превратили в каменных идолов, так и оставшихся стоять на курганах.

Существуют и другие легенды, объясняющие появление каменный истуканов в южных степях. Наиболее распространенная из версий — о том, что они являются своеобразными степными маяками.

«Миновали мы семь маяков — высеченных из камня изображений числом больше двадцати, что стояли на курганах или могилах… » — это строки из путевого дневника посла австрийского императора Эриха Лясоты, который в 1594 г. проезжал по Днепру.

О каменных скульптурах на степных курганах как своеобразных дорожных сказателях, вехах упоминали и другие путешественники прошлого. Может быть, действительно в древности люди специально устанавливали каменные скульптуры в наиболее приметных и примечательных степных местах, чтобы было легче ориентироваться в пустынном безграничном пространстве? Статуи как бы картографировали однообразие степной плоскости и отмечали места стоянок и поселений…

статуи, людей ли?

Не исключено, что гигантские каменные статуи были своеобразными степными маяками, мимо которых позже пролегли дороги. В связи с этим примечательны стелы-обелиски киммерийцев. В них почти отсутствуют скульптурно-орнаментные детали. Собственно, это просто столбы, которые можно назвать памятными, верстовыми. Один из таких киммерийских обелисков (в Украине их обнаружено всего лишь около десятка) найден около селения Верхняя Хортица (город Запорожье). Вверху стелы изображены бусы с большими ромбовидными и овальными бусинами. Возможно, бусы символизируют степные протяжения, а бусины обозначают приметные и памятные урочища или, скажем, количество дней, необходимых для перехода из одной местности в другую…

Это, так сказать, «земные» версии происхождения каменных баб. Но наряду с ними существуют также легенды, что гигантские каменные идолы, которым поклонялись степные народы, перед которыми трепетали даже могущественные вожди и шаманы, являются обожествленными изваяниями космических пришельцев.

фараон Эхнатон. Вытянутое лицо со змеиным выражением, череп — яйцом, затылочная часть сильно оттянута назад. Вместимость этого черепа — в полтора раза больше, чем у обычных людей. Пальцы — словно паучьи лапы. Ступни, как ласты. Огромная жирная задница. И женская грудь.

 

Половецкая статуя. Чем не Эхнатон?

Из поколения в поколение среди степняков передавались предания о странных существах, опустившихся с неба в большой закрытой лодке. И якобы древние скульпторы оставили нам изображения космических пришельцев в камне. Действительно некоторые изваяния удивительным образом напоминают космонавта, упакованного в скафандр, — массивное прямое туловище большая голова – шлем без шеи.

такие вот они…

Археологи выделяют целую группу таких специфических большеголовых бесшеих скульптур. Одна из них (возможно, наиболее характерная) была найдена на небольшом курганчике в Приднепровье, неподалеку от села Георгиевки Запорожского района Запорожской области.

Любопытно, что на плоской лицевой части головы никак не обозначены уши, нос, рот, глаза — черты лица, которые обычно трудно разглядеть за стеклом шлема. Опущенные вниз и слитые с туловищем руки выделены двумя немного закругленными линиями. Такое впечатление, что показаны не сами руки, а деталь (рукава) какого-то необычного костюма. Скульптура принадлежит к сарматскому времени. Есть «космические» статуи и более раннего периода. Например, исследователи выделяют отдельную группу стел-статуй медного века так называемого нестандартного вида. В них нечетко выделена большая голова, не показаны плечи. Такое впечатление, что поверх тела находится некая защитная оболочка. Неудивительно, что степняки видели в этих скульптурах небесных богов, некогда посетивших Землю.

Наиболее загадочны самые древние каменные статуи, относящиеся к 4 – 3 тыс. до н.э. Ноги на них почти никогда не высекались. Вместо них в нижней части отчетливо видны отпечатки стоп (иногда они заткнуты за пояс). А вот какой смысл вкладывали в их изображение древние скульпторы энеолита (медного века), мы можем лишь догадываться.

Как и о том, почему на степных курганах так много встречается каменных статуй, похожих на высеченный из камня фаллос.

На первой карте Российской империи — «Книге Большему Чертежу» — при обозначении дорог в южных степях древние каменные идолы отмечены как «каменные девки». В обличьях каменных скульптур действительно было что-то женственное, поэтому сначала путники, бродячие торговцы, казаки, а потом и ученые стали называть их «бабами».

Больше всего сохранилось каменных баб половцев (некоторые средневековые авторы называли их команами или кипчаками). «Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу», — отмечал голландский монах Bильгельм Рубрук, побывавший в украинских степях в 1250 г. по пути в Монголию.

В них найдено самое большое количество половецких изваяний — более двухсот. Это вполне оформленные, стоячие или сидячие скульптуры из песчаника, известняка, гранита или мела. Почти на всех — дорогая одежка, украшения, оружие, бытовые предметы. Руки большинства статуй сложены под большим обвислым животом.

Вроде не оставляют сомнений в том, что это женщины и рельефные выпуклые груди и косы, и некоторые другие детали. Но поскольку те же женские «элементы» обозначены и на мужских статуях, исследователи склоняются к мысли, что большинство половецких «баб» все-таки принадлежит к «мужицкому» роду-племени. Они устанавливались в честь вождей представителей знати великих воинов. Кстати на тюркских наречиях слово «баба» означает отец.

Впрочем и особую далеко не второстепенную роль женщин в жизни диких кочевников тоже отрицать нельзя. Не зря гордое воинственное племя амазонок тоже родом из южных степей.

Каменные бабы — символы Дикого поля

Тайны старого города. 16 10 11 Каменные бабы.

Каменные Бабы — Остров Пасхи

источник

фотографии взяты с сайта Этнографический Донбасс http://www.etnodon.com/

Начало

.

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message

HotLog

Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress