Утверждение о культурном происхождении всех народов России-Евразии от скифов вызывает у слушателей и читателей определённое замешательство.
Неужели нет иных точек отсчёта?
В том то и дело, что нет (или уже – нет).
Начало
Идеи происхождения всех нас «православных граждан» от Владимира Красное Солнышко или от императора Константина давно в России не работают. Первыми – это поняли евразийцы – они предложили обратиться от «греческо-православной системе координат» к восточной «точке сборки» нашей цивилизации – к Чингизхану.
Это было гипер-революционное предложение, и первым такой идеологический переворот «полной переориентации России с Запада на Восток» рекомендовал геополитик и основатель «альтернативной медицины» Бадмаев императору Александру Миротворцу. Тот резюме и выдал: «гипер-революционно, вряд ли можно надеяться на успех». А евразийцы – Трубецкой, Савицкий, Хара-Даван и Лев Гумилёв – показали – что можно надеяться.
Неожиданное возрождение Монголии из исторического небытия, осуществлённое военным гением барона Унгерна взволновало европейские умы. Азия в будёновских шлемах, орды красноармейских гогов и магогов, расшитых бранденбурами, будили подсознательные страхи и комплексы старушки-Европы. Привычная «европоцентричная» картина мира разваливалась.
Но перенсос «центра тяжести» нашей цивилизации, которую евразийцы переименовали в «Евразийскую многонародную личность» (Трубецкой) или в «Евразийский суперэтнос» (Гумилёв), так вот – перенос центра нашего Большого Пространства в средневековую Монголию не решал всё равно всех глубинных проблем Русского Пространства – главной из которой и является эта самая пресловутая «многонародная общность».
Ведь, например, по Трубецкому и Якобсону принципиальным фактором нашего единства является «языковой евразийский союз», объединяющий по принципу палатализации (мягкого произношения согласных) славян, тюрок, угро-финнов. Но это «мягкое море» (согласно тому-же Трубецкому) разбивается о Кавказ, о «кавказский языковой союз». И проблема Кавказа стала неразрешимой для России «нулевых» годов XXI века, для евразийцев и патриотов новейшего разлива. Не с практической точки зрения (Россия выигрывает кавказские войны), а с идейной. Грубо говоря, проблема звучит так: зачем карелам, северным русским и чеченцам и дагестанцам жить в одной стране?
И дело не только в Кавказе или в Чечне. Трещины между народами, классами, семьями России и стран Содружества уходят очень глубоко. И связаны они опять-таки с вопросами легитимности «общей истории». Кто основатель, недвижимый двигатель, «начало» и центр этого пространства: православный «белый» царь? Московский патриарх? Красный генсек? Монгольский хан? Реальный владелец «Газпрома»? Это вопросы, на которые пока нет ответов.
Хронологический эксперимент
Интересно, что в своё время очень сходная проблема стояла перед Западом, перед Европой-после-Средневековья. Большинству населения северо-европейских стран стало совершенно непонятно: на каком основании они должны жить под началом Римского Папы – этого «солнца» средневековой Европы. До Реформации папский политический вес мог оспаривать лишь германский император. На диалектике их противостояния Европа отлично просуществовала энное количество веков и провела «крестовые походы». А потом всё пошло вразнос. И лучшие европейские умы – неоплатоники Флоренции и Неаполя, авнгардисты Возрождения предприняли удивительную историко-идеологическую операцию. Они (во многом искусственно и волюнтаристски) «удлиннили европейскую хронологию». Они предложили отсчитывать европейскую историю не от Христа, папы и императоров, а от Платона, Орфея, Пифагора и Аристотеля, от «семи греческих философов», от «изначальной эллинской мудрости».
И эллинская греко-римская цивилизация с её эталонами (пусть во многом вымышленными) красоты, любомудрия, науки и римского права стала той «точкой отсчёта», в которой так нуждалась Европа. Этой «точкой отсчёта» Эллада и Рим остаются для Запада до сих пор – достаточно взглянуть на американских Капитолий или некритично рассмотреть утверждение Гитлера, что он – «древний грек». Или философскую песнь Хайдеггера о начале и конце философии – эллины начинают – Ницше и Хайдеггер заканчивают.
Удлиннение хронологии дало огромный импульс развитию западной цивилизации во времена Возрождения и в Новое Время, это позволило сохранить единство Западного Суперэтноса. Потому что неоплатоники нашли «точку опоры» Запада вне его фактических хронологических рамок. Потому что генетически итальянцы не происходят от римлян, а англосаксы – от древних греков. Но культурно – европейцы вполне себе «из античности», если они принимают эллинскую культуру, как свою собственную.
Т.е. итальянские «артократоры», любимцы Лоренцо Медичи совершили просто таки цивилизационный подвиг и, одновременно, нашли «тайный компас», который ведёт Запад по философской античной дорогой, ведёт, не сбиваясь по сию пору по пути научного познания и вечного поиска истины.
«Точка сборки»
Сейчас у России сходная ситуация. «Сейчас» — это такой исторический отрезок времени, охватывающий последние 100-150 лет – время цивилизационного надлома и перманентных гражданских войн. В 1917-1918 гг. своеобразная и очень небольшая группа революционной российской интеллигенции, близкая к левым эсерам, попыталась совершить очень сходную операцию – с той, что реализовали неоплатоники Возрождения. Александр Блок, Разумник Иванов, Андрей Белый, Валерий Брюсов и др. Гении Серебряного века предложили своё видение Русской Революции, как явления глубоко национального и мессианского. И у одного из них вырвалось многообещающее слово «скифы». Те, что стоят на одной исторической шкале с эллинами – в «точке начала начал», в момент старта истории – справедливые, благородные и интеллектуальные войны Севера, их мы время от времени находим в степных курганах, доверху наполненных золотом.
Золотые пращуры-герои: Колаксай, Таргитай и Томирис.
Это было предложение удлиннить российскую историю не только в ширь – в бесконечную географию материка (как несколько позже предложили евразийцы), но и в глубь, в «тьму веков» — и узреть там культурный восход, «золотой исток» этносов Внутренней Евразии, золото идентичности Русского Народа. Волевого, активного, пассионарного, свободолюбивого и умного, аки Скифы — наши Перво-Предки.
Это был и своеобразный ответ европейцам на сознательное стремление включить Россию в Запад на правах варварской окраины. И вечное русское требование равноправия и справедливости, и самодостаточности «Русского Пути». Словом вот он Грек, мудрый Европеец, а вот – вровень с ним – вольный и сильный Скиф. Разные они, но Равные.
При всей этой, весьма детской попытке «уравняться со Старшим Братом» произошло и удивительное попадание «в точку нуменозности» Русского «коллективного бессознательного». В «точку сборки» культурных кодов нашего «восточного пространства». Потому что от скифов ведут своё генетическое или культурное происхождение не только восточные славяне, тюрки и угро-финны. Но и монголы, маньчжуры, поляки, балты, кавказцы и пуштуны. Словом — целый конгломерат евразийских племён, так или иначе соприкасающихся с современной Русской Евразийской цивилизацией.
P. S. Десять казней египетских
Правда древние скифы, в отличии от своих русских последователей XX века бились за право исторического старшинства даже не с эллинами, но с египтянами. Римский историк Помпей Трог описывал этот старинный спор о том, какой народ и чья земля древнее: Скифия или Египет? «Во времена оно» его выиграли скифы, доказав, что их страна «начало начал» и первоисточник людей и стихий. Философские доказательства скифы подкрепили военными походами, они подолгу «держали Египет в осаде», собирая с фараонов обильную дань.
Легко в этом соперничестве угадать и узреть не только хронологическую, но и мировоззренческую битву. Древний Египет презентовал «вертикальную» модель общества, идею земледельческой империи-пирамиды, со жрецами и стражами во главе и бесчисленными крестьянами-феллахами и рабами внизу. Этот «египетский» принцип управления впоследствии сформулировал Платон в своей идее тоталитарного государства. А уже от Платона, как верно отметил Карл Поппер, ведут свои доктрины коммунисты, фашисты, а также, либерал-империалисты.
Скифы, столетиями осаждавшие Древний Египет и Древний Китай уже тогда во времена «седой древности» презентовали собой иную – номадическую и сетевую модель человеческого общества – пространство вольных кочевников, избиравших себе царей лишь для суда и военных походов.
Справедливые скифские правила оказались привлекательны и ещё для одного номадического этноса – древнееврейского. Священная война Израиля и Египта фараонов предстала нервом «Ветхого Завета».
Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. (Исход)
Суд над египетскими богами и законами современного мира не закончен.
Бог кочевников приходит ночью, когда чёрный вечер, когда белый снег, когда на ногах не стоит человек:
…Так идут державным шагом,
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
Впереди — Исус Христос.
(Александр Блок)
Вот она наша скифская хронология. Как мы видим, в ней органично существуют люди, народы и мировые религии.
(Продолжение следует)
Павел Зарифуллин
В оформлении статьи использованы картины Петрова-Водкина, Юона, Ларионова и Клименко