Да, скифы мы. Глазами буддийского монаха

Дзюнсей Терасава Буддійський монах. 05 вересня 2012

 

 

 

Кыргызская Республика, г. Бишкек, встреча со студентами Американского Университета Центральной Азии

Сегодня Центральная Азия разделена на современные национальные государства, которые называются: Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Республика Туркменистан. Все они являются побочным продуктом Советского Союза. Они не дают своим гражданам истинного самосознания, отвечающего на вопрос: кто такие люди, живущие в Центральной Азии? Я хочу спросить вас, живущих здесь: почему вы не видите всей исторической картины?

Я странствую по Центральной Азии с 1991 года. Мне довелось стать свидетелем, наполненного множеством событий, 20-ти летнего постсоветского периода трансформаций, во время которого ваши страны получили независимость и начали процесс государственного строительства и образования гражданского общества. Это был период серьезного поиска нового самосознания. И для вас – студентов университета, эта стало одним из приоритетов всего процесса вашего обучения. Перед гражданами всех стран Центральной Азии остро стоят следующие вопросы: кто мы, в чем смысл существования наших стран, каково наше будущее и в чем наша ответственность перед человечеством? Но ключом к ответу на все эти вопросы является ответ на вопрос: кто мы? Таджики, киргизы, узбеки, казахи, туркмены? Что вообще значит «мы»?

Например в Таджикистане кроме таджиков живут ваханцы и другие народности говорящие на множестве различных языков. В Бадахшане, даже в соседних селах люди могут говорить на разных языках. С чем связано «мы» – коллективное самосознание, в чем оно выражается и какую роль оно играет в обществе, государственном строительстве и созидании истории? Этот вопрос напрямую связан с предметами вашего академическим образования. Что из себя представляет коллективное самосознание, называемое «мы»? Насколько широко ваше «мы»? Обычно оно включает семью и родственников, возможно еще весь ваш род.

Недавно созданные границы, мешают осознать единство

Так или иначе, главные события формирующие историю, зависят от коллективного самосознания на групповом уровне. Оно может распространяться на страну, религию, касту, сословие. В любом случае, существует коллективное самосознание, которое объединяет людей на основе некой общности. Все страны созидаются, опираясь на такое коллективное самосознание.

Модель современного национального государства была создана в Европе относительно недавно – в XVII веке. Вся сегодняшняя политическая система в мире основывается на такого рода государственности. Это означает, что у страны должна быть своя территория, свои законы и свое правительство. Существует множество различных государственных моделей, но все они основываются на идее правления и идее национального государства, являющегося действующим субъектом мирового права. Коллективное же самосознание является основой государственности.

По завершению постсоветского переходного периода, остро встал вопрос: в чем заключается самосознание граждан республик Центральной Азии? Но ведь разделение ее на разные страны произошло совсем недавно. Границы средне азиатских республик были нарисованы Сталиным только около 80 лет назад. Выходит, что ваше самосознание было произведено Сталиным.

Поймите меня правильно. Я не отрицаю, что ваши народы существовали много веков назад. Однако сегодня в Центральной Азии новые границы стали играть, очень важную роль. Пересекая их, мы сталкиваемся с совершенно различными коллективным самосознанием: я кыргыз, я казах, я узбек, я таджик, я туркмен. Границы, проведенные карандашом Сталина, породили коллективное самосознание, основанное на национальной идентификации. Сегодня правительство каждой Центрально-Азиатской республики провозглашет: мы кыргызы, мы казахи, мы узбеки, мы таджики, мы туркмены. Все сейчас мыслят в узких рамках идеи такого национализма. Для национального государства необходима такая идеология, поэтому правительство распространяет идею такого коллективного самосознания в качестве основы новых независимых республик.

Но насколько это отражает реальность, и сможете ли вы повести в правильном направлении свою страну и всю Центральную Азию? Какое будущее будет создано таким образом для вас и для всего мира? Это главнейший вопрос, который необходимо сегодня обсудить.

Союз скифов и саков – забытая и отвергнутая история

Задолго до появления Советского Союза, в Центральной Азии было осуществлено великое достижение в создании модели правления, распространявшей единое коллективное самосознание на всю Евразию, которое было так широко, насколько это только возможно. Все народы, существовавшие на этих громадных просторах, были объединены в единое «мы». Было такое время в истории. Мне хотелась бы подробней рассказать вам о том, что представляла из себя эта модель правления.

Наверное, это вызовет споры, потому что ни одна из признанных учеными трактовок истории, сегодня не освещает должным образом эту важную часть прошлого Центральной Азии.

Самой большой империей в мире, по размерам территории, был, распавшийся, Советский Союз. Но и до него вокруг Центральной Азии возникали и распадались многие империи. Наибольшей из них была монгольская империя Чингисхана, доходившая до Москвы и Киева; поменьше была империя Тамерлана, зародившаяся в Узбекистане; империя Александра Великого существовала гораздо раньше, и занимала огромную территорию от Греции до Индии, включая Ближний Восток, Персию, Ирак и Центральную Азию. В образовании всех этих империй всегда решающую роль играла Центральная Азия.

Но прежде чем появились все эти империи, существовала иная модель правления, основанная на общности единого коллективного сознания, которое называлось саки. Это был народ, который создал союз совершенно независимых родов, племен и стран Евразии. Этот союз включал: Восточную Европу, Украину, юг средней полосы России, Северный Кавказ, всю Центральную Азию, Сибирь, Алтай, Восточный Туркестан, Северный Китай, Корею. Люди, жившие тогда на всей этой территории, разделяли единое коллективное самосознание. Их называли: скифами, скитами, саками, шакьями, сэ. Характерным для всех этих названий является присутствие звука «с» и «к». Они были кочевниками и происходили из Центральной Азии. Поразительно, как без правительств, и вооруженных завоеваний коллективное самосознание, оформленное единой духовной культурой, распространилось на всей этой огромной территории.

Всеобъемлющее самосознание саков и скифов

Самосознание рождается культурой. Не гражданство и национальность, не язык и религия, а духовная культура определяет то, какое у нас самосознание. Основополагающая творческая сила – это культура. Как только культура становится всеобъемлющей, самосознание тоже становится всеобъемлющим.

Скифы и саки смогли с успехом распространить всеобъемлющую культуру, на обширнейшей территории Евразии. Но при этом, они не создавали никаких империй – у них не было единого правительства и царя. Их единство скреплялось благодаря созданию коллективной духовной культуры. И это стало величайшим достижением, вкладом кочевников Центральной Азии, называвших себя саками, в истинную эволюцию человечества.

Везде на обширном пространстве Евразии мы можем видеть исторический памятник коллективной духовной культуры, в древности объединявший всех. Это курган. Кроме этого не осталось никаких материальных свидетельств той эпохи, потому что древние кочевники не создавали их, они также не оставили никаких исторических документов, потому что не пользовались никакой письменностью и язык, на котором они говорили, нам не известен. Летописью являются сами курганы. И где бы они ни находились – в Украинском Причерноморье, Крыму, Кавказе, Казахстане, Кыргызстане, Китае, Корее – все курганы абсолютно идентичны, культура их строителей была одинакова и всеобъемлюща.

Курганы взводились в память умерших. Кем были эти умершие? Они были лидерами. Но кого люди в те времена считали лидером? Эти лидеры были небесными посланниками. Духовность и культура кочевников уникальна. Они, благодаря странствиям, всегда были открыты посланиям небес, всегда жаждали наблюдать космос. Жизнь в их обществе на земле была подобна зеркальному отражению космоса. Ведь именно ради того, чтобы направить общество на верный путь, необходимо отражать в себе истинную мудрость космоса. Благодаря обретению такой духовной мудрости и небесной мощи, человек мог защитить, направить и повести за собой весь народ. Таких людей выбирали лидерами и хоронили в курганах, символизирующих космос и являющихся опорами, соединяющими небо и землю в одно целое. Погребенного в кургане героя, почитали не просто как умершего – курганы – это памятники бессмертия и вечности.

За гранью смерти – продолжение космоса. Курган – это центральный символ космологии духовной культуры древних кочевников – скифов, которая однажды широко распространилась по всей Евразии. Скифы сформировали коллективное самосознание, позволившее всем кто жил на этой территории осознавать себя как одну общность.

«Сак» означает «мы»

Недавно я был на Памире и посетил вахан, немного познакомился с ваханским языком и открыл, что «сак» на этом языке означает «мы». Согласно некоторым лингвистическим исследованиям именно ваханский язык является единственным языком сохранившим речь скифов. И на этом языке «сак» означает коллективное осознание «мы».

В древнее доисторическое время люди, жившие на огромном пространстве от Греции до Кореи имели единое коллективное осознание и называли себя «мы» – «сак». Поэтому древние кочевники Евразии назывались скифами, скитами, шакьями. Это очень важная революционная точка зрения на историю народов Центральной Азии. В древности люди, жившие здесь, не делились на кыргызов, узбеков, казахов, таджиков, туркмен. Во времена скифов так же не было пропасти между Европой и Азией, не было расовых различий, разделения на европеоидов и монголоидов. У всех было общее самосознание единой великой мудрости и космологии.

Древние кочевники сделали важное открытие, что со смертью жизнь не заканчивается. Человеческая жизнь продолжается вечно, так же как космос. Каждый человек может обрести такую космическую силу, а тех, кто ее обретал называли героями.

Скифов объединяла не вооруженная сила и не политическая идеология, не религия и не язык, не национальность и не гражданство. Древние жители Центральной Азии положили начало движению скифов, саков, шакьев, объединившему множество народов в едином героизме. Они искали наилучший образ правления, и они осуществили его. Из их духовной традиции произошли все основные известные сегодня религии.

Велики цари Александр и Ашока

Основателем буддизма был Будда Шакьямуни. Шакья означает скиф, сак. Саки перекочевали в Индию и там эта древняя единая духовная мудрость воплотилась в послании Будды, который сам назвал себя Шакьямуни – Сакский Святой. Духовное движение саков образовало обширнейший духовный союз стран и народов. Спустя сотни лет этот образ правления был воплощен вновь величайшим индийским царем Ашокой. Он объединил всю Индию посредством послания Будды. Ашока знаменит потому, что прежде завоевывал народы очень жестоким образом, но после последней в его жизни, наиболее кровавой войны он отказался от насилия и вооруженных завоеваний. Ашока возжелал объединить народы всего мира в едином братстве. Он отправил своих посланцев во все государства Центральной Азии, а также в Китай, Египет, Грецию, Македонию. Они несли весть братства – почитания вечного единства всего живого, в том числе животного и растительного миров, во все стороны света.

Ашока правил без опоры на вооруженную силу и старался повсюду нести весть ненасилия. Но его широкая международная деятельность была отзвуком того, что произошло веком раньше. В Индию из Греции пришел македонский царь Александр Великий и с ним встретился дед Ашоки, Чандрагупта. В современном Пакистане есть древний город Таксила. Именно здесь произошла эта встреча. Но Александр и Чандрагупта не захотели воевать друг с другом. Благодаря этому, не произошло столкновения между цивилизациями Греции и Индии. Почему же они не вступили в борьбу? Они обнаружили свое сходство.

Род Чандрагупты – Маурья, происходил от кочевников Центральной Азии и находился под влиянием скифской духовности. Александр же пришел в Индию следуя героическому идеалу скифского духовного союза. Он с детства воспитывался под руководством своего учителя Аристотеля и вдохновлялсяна высокими примерами духовности и человечности скифов. Греческая философия своими корнями уходит в духовную мудрость скифов. Александр Великий хотел уподобиться великим скифским героям и создать, такое же как и у скифов, вселенское царство, основанное на всеобщем братстве и духовной мудрости. Таковы были мотивы, побудившие Александра Великого проделать длинное путешествие в Индию. И большинство его солдат были не греки и македонцы, а скифы из Причерноморья и Кавказа. Все они пришли в Центральную Азию и осели в Таджикистане, женившись на местных девушках.

Почему жители Бадахшана очень похожи на чеченцев? Потому что предки чеченцев были солдатами Александра Великого. Они пришли в составе его войска из Чечни в Бадахшан. Когда я побывал в долине реки Пяндж, то заметил, что люди, живущие там, сохранили менталитет, свойственный жителям Кавказа. Это наследие времен Александра Великого.

Кушанское царство – передавая держава своего времени

Благодаря встрече македонского и индийского царей, три века спустя в Азии возникло Кушанское Царство. Знаете ли вы о Кушанском Царстве? Это ведь ваша история. Оно было создано людьми пришедшими отсюда. Восточный Туркестан, Алтай, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан были их первоначальными центрами. Затем Кушанское Царство расширилось и объединило всю Центральную Азию, Афганистан, Пакистан, Северную и Центральную Индию. Это был золотой век цивилизации Центральной Азии, основой которого стали героические идеалы древних кочевников, преобразованные учением Будды в махаянское движение бодхисаттв. Этот героизм был распространен на огромнейшей территории включавшей Украину, юг России, Центральную Азию, Сибирь, Синцзянь Уйгурию, север Китая. Кушанское Царство распространяло свое влияние на всю эту территорию и было конфедерацией цивилизации ненасилия.

Буддизм Гандхары подарил миру высочайшее искусство, в котором слились элементы греческого, индийского и центрально-азиатского искусства. Об этом свидетельствуют многочисленные шедевры скульптуры той эпохи, запечатлевшие чудесные образы будд и бодхисатв. Многие из этих бесценных сокровищ хранились в музее Кабула и до сих пор хранятся в музеях Пешавара, Лахора, Дели, Калькутты.

Лучшей в мире обычно принято считать древнегреческую скульптуру: обнаженные боги и богини, герои и олимпийские чемпионы с могучими стройными телами. Но в Гандхаре уровень искусства был гораздо выше. Здесь статуи отображали умиротворяющие просветленные образы будд и бодхисаттв, небожителей и духов. И главное, что среди тысяч шедевров скульптурного искусства Гандхары, нет ни одной статуи с каким либо оружием в руках, и нет ни одной сцены войны и насилия. Во всех статуях Гандхары запечатлены высшая мудрость и внутреннее спокойствие. Таково было великое искусство Кушанского Царства.

В конце эпохи Кушан в Афганистане в Бамиане были воздвигнуты две самые большие в мире статуи Будды. Они были разрушены талибами незадолго до террористической атаки на всемирный торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, повлекшей за собой начало антитеррористической операции в Афганистане. Началом этой цепи кровавых событий было разрушение этих гигантских статуй в Бамиане, созданных во времена Кушанского Царства.

Тогда свой расцвет переживали Римская Империя и династия Хань в Китае. Но Кушанское Царство было гораздо богаче этих двух великих держав. Золотые и серебряные кушанские монеты стали первой международной валютой, которая высоко котировалась как в Риме, так и в Китае, и на ее основе, впервые в истории, была создана успешная глобальная рыночная экономика. Ее авторами были кушаны, пришедшие в Индию отсюда.

Истоки мировых религий – в Центральной Азии

Кушаны хранили духовную мудрость, названную буддизмом Махаяны. До сих пор в Японии мы изучаем важнейший буддистский текст – Лотосовую Сутру, которая на санскрите называется Саддхарма Пундарика Сутра. Эта Сутра пришла к нам от Кушан через Центральную Азию и Китай, ее перевел в IV веке на древнекитайский язык учитель Кумараджива.

Важно отметить, что именно во времена расцвета Кушанского Царства, Иисус Христос пришел в Индию по пути Александра Великого и, изучив здесь духовную мудрость, принес ее послание в Иерусалим, и это стало началом христианства. То же и с Исламом.

Имя пророка Мухаммеда происходит от названия посланцев мира индийского царя Ашоки, направлявшим их во все стороны света. Они дошли даже до Александрии Египетской и Македонии. Их называли дхарма-махаматры. Они проповедовали народам Евразии о том, как жить в мире. Некоторые махаматры оставались в тех землях, до которых они доходили. Каждое новолуние и полнолуние они били в барабаны и громким голосом перед большим собранием народа вещали послание мира. От слова махаматра происходит имя Мухаммед.

Ислам проповедует общинный образ жизни и правление, основанное на духовном братстве всех членов общины- умы, в которой нет каких либо национальных барьеров. Источник такого восприятия – также в скифском братстве народов.

Пора возродить коллективное самосознание Центральной Азии

Теперь я вновь, хочу спросить вас: кто вы?

Сейчас в Центральной Азии люди ищут новое самосознание. И тут важно вспомнить о драгоценном примере правления, который был однажды доведен до совершенства, во времена скифов, саков и кушан. К сожалению, современные историки не видят этого и великое достижение Центральной Азии обесценено – о нем ничего не говорится в учебниках. Это великое достижение было совершенно забыто и поэтому ваши поиски самосознания ограничены, так как не основаны на знании прошлого, видении полной картины истории. Ваше видение истории ограничено тем моментом, когда Сталин создал границы современных среднеазиатских государств. Но ведь это ошибочный взгляд. Так вы не сможете найти свое истинное самосознание и положить начало новой истории. Ведь вы совершенно игнорируете собственную великую историю.

Истинное самосознание невозможно создать при помощи политической идеологии, по государственному заказу или из прихоти правителя. Истинное самосознание должно формироваться истинной культурой.

Ради того чтобы заново раскрыть свои духовные корни вам необходимо взглянуть в лицо своему прошлому и найти в нем лучшее. Именно это должно стать отправной точкой вашего нового путешествия. Таково самое важно требование нашего века.

Сегодня все в Кыргызстане провозглашают, что ваша страна является центром мира, а ваш народ – это будущее человечества. В Казахстане говорят, что Астана является столицей духовной культуры мира. Все в Центральной Азии говорят только о новом национализме, а коллективное самосознание при этом потеряно.

Ради будущего Центральной Азии и всего мира вам необходимо вспомнить прекрасные примеры исторических достижений ваших предков, которых звали саками и скифами и вновь возродить коллективное самосознание, основанное на таком широком видении.

Источник

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message

HotLog

Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress