Единственный в мире Музей солнца расположен в Новосибирске, точнее в Академгородке. Чтобы попасть в музей, надо пройти на территорию детского сада и подняться на второй этаж. Единственный в мире музей занимает две скромные комнаты. На стенах изображения солнечных богов, начиная с самых древнейших. Все боги вырезаны на дереве рукой отца-основателя музея художника по дереву Валерия Липенкова. Он и сам напоминает чем-то своих героев — узкий иконописный лик, глядящие в неведомую даль глаза.
Самые древних богов солнца человек вырезал, точнее, высекал на камне. Поражает точность линии художника. Это ведь не карандаш, испортишь, не сотрешь. Липенков увидел этот «портрет» бога на скале и вырезал его в дереве. А вот триптих «троица» — три древние богини солнца из разных концов земли, но все они в чем-то похожи. Это и понятно. Где бы ни жил человек, солнце всегда было для него символом света, и вселенской любви.
Но вот солярные символы у многих народов разные с «этническим уклоном». На Севере, в том числе и в Сибири, символом солнца был часто козел, ворон, в жарких странах лев. Древнеиранский солнечный Митра и изображается львиноголовым. Индийский Сурья просто мужчина с усами. Но самое редкое в музее древнее изображение японской солнечной богини Аматерасу. Она просто поразила гостя из страны восходящего солнца, недавно побывавшего в музее. Изображение такой древности ему и в родной Японии не доводилось видеть.
Фигуры древнейших солнечных богов нередко «украшает» изрядных размеров фаллос, и это отнюдь не случайная «деталь», бог солнца иногда был «по совместительству» и богом плодородия с соответствующими атрибутами. А в день летнего солнцестояния славянские женщины хоронили соломенное чучело солнечного Ярилы (с громадным фаллосом) с ритуальным причитанием – на кого же ты нас покидаешь!
Кстати, солнце в музее можно не только увидеть, но и «услышать» и даже самому воссоздать солнечные звуки с помощью била древнейшего славянского прообраза колокола. При чем здесь солнце? Да при том, что колокольный звон, как и солнечный свет, призван разгонять тьму и всякую нечисть. А звучание била мало чем отличается от колокола. Устройство предельно простое. На большую перекладину повешены несколько металлических пластин. Бьют в них небольшими колотушками. Чем больше колотушка, тем гуще звук. Било языческий инструмент, первые колокола на Руси появились только с приходом христианства. Кстати, не так давно местный священник просил у Липенкова било для славянского колокольного фестиваля.
Вырежи солнышко
Странная штука судьба. То что человеку кажется случайным увлечением вдруг перерастает в дело всей жизни. Так случилось и с Валерием Липенковым. Увлекаться резьбой по дереву, он стал, работая лаборантом в институте ядерной физики. Как-то на дежурстве в институте взял чистую доску и задумался. Подошла какая-то женщина и сказала, — не знаешь что вырезать, вырежи солнышко. С этого первого солнышка все и началось. Со временем творчество вытеснило науку.
Когда уже став профессиональным художником, Липенков организовал свою первую «солнечную выставку» в городском ДК «Строитель» журналисты окрестили ее «музеем солнца», хотя до его открытия было еще далеко. Другим знаком судьбы, стало посещение Валерием в Вильнюсе музея чертей, именно тогда «солнечный» художник подумал, что если уж люди так почитают представителей темного царства, то сам Бог велел создать музей светлых сил, а что может быть светлее солнца.
Вначале идея казалась нереальной. Спонсоров на такое дело не найти, а в одиночку организовать музей было немыслимо. К кому он только не обращался. И вдруг отделение СОРАН пошло навстречу и отдало под будущий музей (в аренду конечно) часть детского сада.
Первый раз автор этих строк писал о «солнечном» художнике в ВН лет 15 назад. И признаться тогда, по молодости лет, не очень понял, зачем ему это надо? Но для самого Валерия Липенкова его солнечное увлечение кажется вполне естественным.
Прообраз Бога, как сердце мира
А как же иначе. Солнце зримый прообраз бога. Ему мы обязаны самим своим существованием. В солнечном цикле отражаются времена года. Утреннее солнце подобно лету, дневное – весне, вечернее светило уподобляется осени и ночью наступает «зима». Ритм солнца определяет и всю историю человечества.
За полный солнечный цикл Солнце проходит 12 знаков зодиака. Когда отсчет идет от точки весеннего равноденствия, то в каждом зодиакальном знаке солнце стоит 2156 лет. Это целая эпоха. Как только сменялся знак, менялась и сама солнечная энергия. Время Христа была эпохой рыб. Не зря его называют солнцем правды, и знаком Христа была рыба. И родился он 25 декабря, когда мир праздновал рождение солнца в новом знаке. А полный солярный круг светило проходит за 26 тысяч лет, и происходит это весной, когда всюду пробуждается жизнь.
Древние считали солнце сердцем мира, а в макрокосмическом «вселенском человеке» эзотерических учений сердце, наоборот, уподобляется солнцу. И древние посвященные отдавали свое сердце, как солнце, на служение людям. Только вот жрецы инков поняли древнюю традицию по-своему, предпочитая приносить в жертву солнечному богу сердце вырезанное у жертвы. И так ли уж случайно империя инков пала под натиском малочисленных отрядов испанских конкистадоров?
Недавно Липенков ездил в Индию, откуда привез целую «солнечную» коллекцию. Самые разные солнышки ему присылают из Италии, Англии, Китая. Но художник больше всего ценит детские «солнечные» работы, которые ему шлют на специальную детскую выставку. Дети очень по-своему видят солнце. Даже самих себя рисуют в солнечном «образе», а то и папу с мамой изобразят в виде солнышек.
Недавно в музее солнца побывал академик Сергей Казначеев и договорился, что его пациенты из института активного долголетия будут посещать музей и слушать музыку била. Похоже, академик считает, что «солнечная атмосфера» способствует долголетию. А почему бы и нет? Многие посетители отмечают, что в музее приятно находиться. И действительно здесь чувствуешь себя легко и свободно. Солнечно, одним словом.