«Новые Скифы» приходят в тёмные времена

Давно уже закончились 90-ые годы и многие из молодых людей уже смотрят на то время через призму далекого детства. А что произошло? Да просто все как песочные часы перевернулось с ног на голову и мы около 20 лет прожили в «перевернутом мире». Должны были бы уже привыкнуть и адаптироваться, так нет же тысячи недовольных выходят на площади. Почему это происходит? В девяностые было так: на одни митинги ходили демократически и прозападно ориентированные  молодые, успешные и предприимчивые, а на другие – красно-коричневые – старые, обнищавшие и презренные, с точки зрения молодого «продвинутого» поколения люди. Первые были на стороне власти, вторые – в оппозиции. Практически все средства массовой информации в те времена были тоже на стороне власти.

Сейчас же мы видим совершенно иную картину, как будто бы  песочные часы опять перевернулись: предприимчивые и успешные, которые теперь называются креативным классом вместе со СМИ теперь в оппозиции, а активно поддерживает власть теперь рабочий класс. А власть-то вроде бы и та же самая. Осмелюсь предположить, что новая идеология (она все-таки существует, хотя официально ее никто и не провозглашал) породила множество социальных конфликтов, как явные, так и скрытые.

Вот только один пример. В связи со сменой идеологических ориентиров власть «реабилитировала» Православную религию. Открылось множество храмов, как переданных РЦП различными ведомствами, так и заново отстроенных, в обиход возвратились такие обряды как венчание и крещение.

Однако, спустя 20 лет мы видим ярко выраженный конфликт между достаточно большой группой населения (в основном это горожане) и церковью. Ходить в храмы стало не модно, а верующих все чаще называют в прессе малообразованными людьми. Ну все прямо как в первые годы советской власти. Вспоминается случай с академиком Павловым, который перекрестился перед храмом, рядом с которым стоял часовой, недавно окончивший курсы по ликбезу. Он конечно же не узнал известного ученого, а, посмотрев на его действия и с усмешкой бросил вслед нобелевскому лауреату: «Темнота!».

Когда-то, после низвержения и дискредитации советской идеологии обновленные средства массовой информации начали учить нас быть «успешными», а в нашу тогда голодную, измученную перестроечным и постперестроечными периодами страну, потоком хлынули счастливые, богатые, улыбающиеся на «тридцать четыре зуба» люди. Они смотрели на нас с высока и с насмешкой: «ну что, дескать,  построили социализм?». Ну как же мы хотели на них походить.  «Успешный человек» по-русски – уверенный в себе, обеспеченный, «сделавший себя сам» некий Артем Тарасов. А основные признака успеха — нажитые (неважно какими средствами) материальные ценности и общественное признание. Самый успешный —  тот, кто, оказавшись на вершине Олимпа, обретя все возможное и невозможное, не оказался под судом и при этом не пал жертвой конкурентов (может быть партнеров) или завистников. Сразу вспоминается новогодняя карикатура одной из оппозиционных газет того периода, на который были изображены Дед мороз со Снегурочкой. Дед мороз с табличкой: «Куплю золото, серебро, ордена и медали», а вызывающе одетая Снегурочка – с транспарантом:  «красивые девушки – богатым мужчинам». Потом все стало не так откровенно. Все это как-то и чем-то прикрылось и завуалировалось, хотя по сути, осталось тем же. А в 2000-ые годы родилась  легенда об интеллектуалах, которые всего в жизни добиваются «своим умом». Именно тогда стало модно покупать дипломы, оправдывая нечестно нажитые средства. Превращать же бывших советских граждан в «успешных людей» взялись армии новоиспеченных психологов, обученных по новомодным западным книжкам типа: «Как я стал миллионером». Они учили людей избавляться от комплексов, повышать самооценку, развивать уверенность в себе. Конечно это явление в основном коснулось жителей больших городов – вряд ли где-то на деревне можно найти хорошего прозападного психолога, да и какой там бизнес, да и офисов там нет, где можно за хорошую плату организовывать корпоративные тренинги. Таким образом, большие города у нас жили по одной идеологии, а маленькие города и деревни совершенно по другим законам. И что же мы имеет спустя столько лет? Гламурные города, и депрессивные пустеющие, так и не оправившиеся от катаклизма начала 90-х деревни. А что можно сказать о федеративных республиках? Вообще другая планета.

И вот представьте себе ситуацию: человек, который каждое утро говорит себе перед зеркалом: «я самый умный, самый красивый и вообще во всем самый лучший, ну просто воплощение американской мечты», приходит в храм, а там священник  смеет  ему говорить, о его  греховности. Какова же его реакция? Естественно, он скажет священнослужителю: «А сам-то ты кто?».

«Свободная» пресса оставила в полной изоляции отечественное искусство, которое и так практически осталось без государственной поддержки. Но все похоже давно уже смерились. Одних все устраивало, другие замолчали, потому что отчаялись. Только вот школьные учителя с каждым годом жалуются все больше и больше, что дети перестали понимать суть русской классической литературы: трагедию Анны Карениной, муки совести Настасьи Филипповны и дилемму Родиона Раскольникова. Возможно, последние политические события это не столько борьба недовольных граждан с  властями, а столкновение Востока с Западом, которые и раньше происходили на нашей земле. Недаром часто люди, которые бьют себя в грудь, что любят Москву, сильно недолюбливают Россию. А другие наоборот, высказывают опасения, что при нынешнем положении дел, Москва может вообще «вылететь из России» или уже вылетела из «русского формата».

Вообще в 2000-х годах активность народных масс спала, но в 2008 году, как назло, разразился очередной мировой финансовый кризис, который затронул и Россию. Хотя, конечно, ситуацию в нашей стране нельзя сравнивать со странами, которые жили хорошо, а потом резко стали жить плохо. Тем не менее, протестное движение в России начало набирать обороты, а участие в нем приняли, как ни странно, «успешные люди», отдавая дань западной моде последних лет. Теперь выступление на митингах стало одной из составляющих популярности. Таким образом, мы видим митингующими на площадях не униженных, оскорбленных и обделенных, а вполне успешных, известных преуспевающих граждан.

Новая идеология  перечеркнула практически все сложившиеся веками национальные ценности. И недоверие большинства населения к оппозиция по большей части вызвано тем, что нет уверенности в искренности, высказываемых идей. Это усугубляют и расплывчатые лозунги. Так что при всем недовольстве властью народ все-таки ее поддерживает, все чаще вспоминая горбачевские времена и такую честную, все критикующую  «Демократическую Россию». Международная ситуация тоже не утешает: так и непреодоленный финансовый кризис и постоянно вспыхивающие войны. В такой непростой ситуации так необходимо, чтобы появился кто-то или что-то способное сплотить нацию, возродить общую для всей страны национальную идею и указать траектория, по которой должна развиваться страна.

Мне посчастливилось побывать в «Центре Льва Гумилева» на нескольких мероприятиях подготовленных Павлом Зарифуллиным, Ильей Бражниковым, Романом Багдасаровым и Константином Бакулевым, посвященных разработке идеологии Новых скифов. Поначалу все может показаться каким-то бредом. Причем тут скифы и что за экзотика, когда в стране такие проблемы. Однако вспомним времена, когда последний раз всплывала скифская тема. После февральской революции 1917 года публицист Иванов-Разумник, близкий по идеологии к левым эсерам выпустил два литературных сборника «Скифы», в которых были собраны произведения известных авторов Серебряного века, посвященные скифской теме. Всего в творческую группу «Скифы» входили тогда многие из самых известных деятелей искусств, такие как: Александр Блок, Борис Пастернак, Николай Клюев, Сергей Есенин, Евгений Замятин, Михаил Пришвин, Лев Шестов, Кузьма Петров-Водкин и многие другие. Члены этой творческой группы понимали революцию как некое духовное преображение человечества в «новую землю и новое небо».

Почему именно «скифы»? С одной стороны воинственные и могучие, как будто бы духовные предтечи революционеров, а с другой стороны, скифы были хозяевами практически всей территории нашей огромной страны. Наши сильные и могучие прапращуры скифы — легенда Евразии, должны были появиться в самый тяжелый для страны момент, что спасти ее, не дать уйти в небытие.

Начало 1917-го года – царская власть свергнута, страна терпит на фронтах одно поражение за другим, назревает еще она революция, общество полностью дезориентировано. И не удивительно, что идея возрождения скифского движения возникла именно сейчас, во времена особенно острого идеологического и духовного кризиса. И кто знает, может быть «Новые скифы» еще внесут свою лепту в духовное возрождение страны.

Мария Вальдес Одриосола

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message


Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress