Скифы как Жизнь Скифы почти не оставили после себя имён – титулы Липоксай, Анахарсис, Спагопир – не более, чем архетипы в кривых греческих переводах.
Скифы прежде всего презентуют собой активность, анонимность и множественность. И не только в виде (по выражению профессора Абаева) «хищнеческих, волчьих походов», но в ритме роя – непрекращающейся и стремительной Множественности. Распадающейся и легко соединяющейся вновь, словно Ртуть, словно Русские.
Начало: Скифы и Солнечный Русский, Иван-Царевич и Скифский волк, Новая Скифская Хронология, Скифская Политика, Скифская мобилизация
Мильоны вас – нас тьмы и тьмы и тьмы!
Попробуйте – сразитесь с нами!
Геродот писал, что во время оно царь Ариант решил устроить перепись скифского населения. Для чего потребовал от каждого воина по бронзовому наконечнику от стрелы. Скифы с неохотой принесли – каждый по гранёному наконечнику. Ариант посчитал их, но цифры никому не сказал. Он повелел слить из всех наконечников гигантский бронзовый котёл, мистическим образом соединив всех-воинов-скифов в единстве евразийской купели.
С тех пор сознание всех народов Турана и Русской Равнины коллективное.
С тех времен скифы и сотни народов-потомков суть разящие стрелы, спаянные бронзовым чаном.
Скифы не просто пылающая во фрактальных языках степного костра Жизнь –
Скифы утверждают переполненность Жизни, буруно-образность Жизни, вопль вихря и радость выпитой травоядной крови. Когда ветви смерчей высовываются из изогнутых облаков, словно чёрные языки жирафов. Когда Небо готово взорваться соком молний. Мы радуемся Множественности запахов, электрических разрядов и влаги, ветра и огня С-Той-Стороны.
Языки превращаются в хоботы, грозовые облака шарят смерчью, словно слепые слоны, по напуганной до смерти земле. Множественность Жизни берёт её в оборот и закручивает планету туда, куда захочет.
Скифы презентуют собой идею непрерывной жизни, идею родства между видимым и невидимым, между живым и мёртвым, между осколком предмета и целостным предметом.
Данный принцип мышления согласно французскому антропологу Люсьену Леви-Брюлю основан на законе партиципации (сопричастности), этот закон обнаруживает полное безразличие к противоречиям, коих не терпит разум современного человека. Согласно этому про-логическому мировоззрению одно и то же существо может прибывать в двух или нескольких местах одновременно (1).
Поэтому скифы фрактальны (об этом мы много раз писали (2)). Но вобще принцип мистической сопричастности отсылает нас к первобытной метафоре Силы или Тайной Силы, простирающейся между мирами, богами, предметами и людьми, между живыми и мёртвыми. Одни народы называли это Мана, индейцы могикане и алгонкины Маниту, дакоты – Ваканда, Целостная Живая Множественность, концентрация Живой Воды: ваканда, как Солнце, ваканда, как Луна, как небо, гроза, бессмертие, тайна, святость, величие, древность. Психоаналитик Карл Юнг перевёл это слово для своей школы психологии, как «либидо» (3), Жиль Делёз написал философическую поэму о Живой Множественности (4).
Для Русского коллективного бессознательного Скифы – это либидо, это тайная сила, пронизывающая и скрепляющая великую русскую судьбу, а также тьмы бывших и будущих народов нашей бессмертной цивилизации. В самые страшные моменты своей истории русские обращаются к скифам, как к началу начал, словно к тайному оружию. Они молят и вызывают бесчисленные разящии души-стрелы. И скифы вылетают будто пчёлы и осы из котла Вечной жизни и молодости. И жалят, жалят, жалят.
Русский Социализм
«Грядёт война, волки становятся большевиками» Жиль Делёз, Феликс Гваттари
Зная о патрициапатической коллективности и все-сопричастности скифов, поговорим о русском социализме – политико-экономической концепции, выдвинутой скифами-народниками (Герценым, Михайловским, Лавровым, Чаяновым) 19-20 вв.
Сей многообещающий полит-термин почему-то оказался в ново-скифском досье 21 века и никуда из него не желает уходить. Хотя изучение этого будоражащего словосочетания прибавляет нам загадок. Потому что «русский социализм» народников и эсеров ориентировался на социалистическое строительство в крестьянской России после победы революции.
Перед революцией 1917 года общины действительно противостояли, как нарождающемуся капитализму в деревне, так и остаткам царско-дворянской феодальной системы. Столетие социальных экспериментов в нашей стране снесло и субъект, и объект и метод «русского социализма». Значение крестьянских общин (если можно таковыми считать сохранившиеся колхозы) в российской общественной и хозяйственной жизни приближается к нулю. Т.е. с теоретической точки зрения народнический «русский социализм» не более чем красивая эмблема.
Однако «означающее», оторванное от «означаемого», самое по себе необыкновенным образом фасцинирует русского человека образца 10-х гг. XXI века. Гипотетические референдумы и соцопросы дают модели «русского социализма» 70% популярности среди выборщиков. Что эти выборщики хотят, и какое отношение к сему парадоксу имеет народническая и скифская социальная модель?
Наш «коллективный разум» мечтает о «мобилизационном социализме», когда всё на Руси на короткое время становилось общим, когда солнечными зайцами между самыми далёкими людьми в годы нужды и отчаянья лучилось подлинное тепло и священный свет человеческой души, дружбы и братства. Того, чего российское общество напрочь лишено сегодня. Тайной Силы Русской Души.
Эпохи успеха именно эсеровской модели артельного социализма и чаяновских кооперативов (НЭП, «Перестройка») русским людям не особенно памятны. Подлинные герои и Солнечные Русские проступают из «советской мобилизации». Павка Корчагин и положительные персонажи «Вечного зова» считаются олицетворением доблести, удали, чести, братолюбия, благородства и непобедимости. Они представляют собой «моральный императив», пассионарный образец. Это притом, что «Как закалялась сталь» лет 20 уже не показывали и (при этой власти) не покажут по российскому центральному телевидению.
Русский Социализм – это сегодня эстетический лозунг, а не политическая доктрина. Это эвфемизм скифского всадника в будёновке. Но для нашего дела – это скорее плюс, чем минус. Образы и грёзы у скифов первичны, а социальные и экономические модели являются их производными. Так воплощается подлинный субъектевизм Солнечного Русского.
Главное вернуть нашим людям тепло души и непередаваемого счастья – быть братьями и сёстрами в бесконечной священной стране! Стране – максимально наполненной жизненной энергией! Подлинный Русский Социализм!
Ажиотаж
Народница Мария Спиридонова сравнивала «революционное творчество масс» 1918 года с крестовым походом рыцарей и бедноты, с пассионарными стаями человеческой Множественности. Они ступают и бегут к жемчужным ледникам и соляным головам на воротах в Царствие Небесное.
Вот какими я хочу видеть Новых Скифов!
В 1918 по Руси бродили сполохи хлёсткой и волнообразной Жизни.
В песне Александра Розенбаума «На улице Гороховой ажиотаж…» повествуется о путешествии одесских урок в Петроград накануне Гражданской войны. Урки едут толи мстить, толи разбойничать, толи декламировать стихи на вокзалах. Смачно описаны персонажи, будто бы выпавшие из каталогов Исаака Бабеля: Кармен, Хачик, Молдован, Сеня, Семэн. Но в определённый момент индивидуальности схлопываются и перед очумелыми гражданами Совесткой Республики является Она – Живая и роскошная множественность:
Чуть стиснув зубы, на перон в развалку вошла
Как на берег красавица-Одесса,
Плеснула в Петроград ее морская душа
И вздрогнули со страха райсобесы.
Нет больше «мокрушников», рецидивистов, революционеров и карточных игроков: неумытых, с золотыми зубами, пахнущих самогоном и барабулькой. Есть лишь Она – Красавица-Одесса — дарящая, чарующая свежестью, озонирующая недобитую Пост-Империю стремительным бризом С-Той-Стороны!
Звезда
И даже в самые унылые исторические эпохи «ваканда», священная наполненность, небесная энергия не оставляет нашу посконную юдоль.
Переполненная самоей собой Жизнь, как воплощение световой космической суперпотенции и силы взрывает государства, как петарды. В фильме «Высоцкий. Спасибо, что Живой» бард Высоцкий ничего страшного не делает. Едет на гастроли в Узбекистан петь песни. И, тем не менее, Высоцкий взрывает хлопковую ССР. За каждым его вздохом следят сотни работников спецслужб, обостряется межнациональный конфликт узбеков и русских в руководстве КГБ Узбекистана, в интриги включается центровая московская контора. Параллельно вокруг Высоцкого роятся фантасмогорические для Союза финансовые средства. Теневой рынок льётся через этику строителей коммунизма, будто сквозь дырявый дуршлаг. Военные борта везут для барда в Ташкент женщин и наркотики. А Высоцкий — он песни поёт. И всё. Жизнь взрывает Тщету, протыкает её пустой барабан.
Лев Гумилёв читал лекции. Просто читал лекции в ЛГУ. Лекции не были антисоветскими, иногда он ссылался в повествованиях о теории этногенеза и миграции эфталитов – ссылался на Маркса и Энгельса. Почему бы и нет?
Что для путинского, что для брежневского обывателя и среднестатестического студента письма хазарских царей и циклоны над Аральским морем во времена Тамерлана – бесконечная скукота! Научный «ботанизм», не стоящий выеденного яйца. Но на лекции Льва Гумилёва набивались тысячи людей – в аудитории, едва вмещавшие сотни. Люди висели на люстрах, а барышни практически рвали этнолога на сувениры после лекций, как рок-звезду! Гумилёв бежал от них потайными ходами! Маститые советские профессора сходили с ума от зависти и строчили доносы, чекисты фиксировали шаги старенького грассирующего солдата, лагерника и интеллигента, всесильный Громыко тайно приглашал его на спец-семинары по этническим конфликтам в МИД.
Пассионарность и Аутопоэз
Лев Гумилёв репрезентовал Жизнь. Он горел, как Сверхновая Звезда Тихо Браге! Та, что согласно его теории превращает мирные и спящие народы в бешеные стада саранчи, бросающие старые нивы и фьорды ради приключений, истины и смерти. Жизнь-Свет, таящая в себе и проецируящая вокруг яростное и бесконечное Множество! Жизнь, воспроизводящая самое себя через пассионарные мутации.
Пассионарность — это наследственный ген, передающийся словно вирус от поколения к поколению световых мутантов: героев и художников.
Словно рисующие сами себя руки с картины Маурица Эшера!
Чилийские нейробиологи Матурана и Варела называли жизненный процесс – Аутопоэзом, способностью конструировать самих себя. Они утверждали, что жизненная энергия буквально «вытягивает самое себя за волосы»!
Но жизненные системы не только самовоспроизводятся, но и конструируют границы между собой и всем остальным. Именно так по Льву Гумилёву (5) происходит этногенез: этносы рождаются от пассионарной мутации, самогенерируются благодаря внутренней «пассионарной энергии живого вещества», организуют границы между собой и всеми остальными по принципу «мы» и «не-мы». Т.е. этнос самоопределяет себя не по языку, крови, культуре, географии, а по простейшей самоидентификации «мы» и «не-мы»!
Германский социолог Никлас Луман, развивая идеи чилийских биологов и русских этнологов доказал, что так построены вообще все общественные системы на планете – от тубаларов до «Пепси-Колы», от отдела полиции курорта Клагефурт до Соединённых Штатов Мексики. Каждая живая система обособляется через кодирование коммуникаций: через «да-реакции» и «нет-реакции». (6) Дуальный код «истина-ложь», «правда-кривда», «мы-они» самоорганизует народы, консорции, банды и лаборотории. Парадоксально, но подобное разганичение – единственный способ уловить различия между отдельными группами и видами идентичности людей. Система игнорирует «нет» и «не-мы» и оставляет себе «да» и «мы», запирается в своей цитадели «Да» и там самовоспроизводится.
Секрет жизни ускользает от нас в клетку, в «ящик Пандорры», в коем течёт волшебная жизнь, сочится секретная субстанция.
Спустя десятилетия датский астрофизик Хенрик Свенсмарк подтвердил пассионарую теорию этногенеза Льва Гумилёва (идею земных мутаций под влиянием космических взрывов сверхновых звёзд). В моменты «затишья» солнечных бурь световая энергия далёких звёзд беспрепятственно проникает в нашу атмосферу. Звёздные лучи формируют масштабный облачный покров над планетой (8), превращая Землю в «снежок», а заодно приносят к нам новые тайные формы жизни, провоцируют мутации уже существующих организмов, зачинают народы и войны, и в итоге порождают новые оригинальные формы культуры.
Жизнь вытекает из таинственного источника. Жизнь приходит Оттуда – из Леденящей Звезды через летающих золотых пауков. Окоченевшие твари седлают порывы звёздного ветра и спят тысячелетия пока галактический прилив не приносит их к нам. И когда на время остывает Солнце и на мгновение останавливается время…
В это интермеццо Жизнь втыкается в тщету мира сего сапфировыми пиками.
Скифский срок
Я думаю, теперь вы все понимаете, что же такое для русского человека Скифы?
Скифы – этническая метафора, олицетворение странной, страстной и бессмертной субстанции, породившей Русскую цивилизацию. Скифы – сверхнаполненная самоей собой Жизнь, спрятанная в круглом ларце во дворце русской сказки. В самом дальнем чулане на дальней-дальней полке (или на дереве) висит (лежит) скифский котёл. В месте настолько крайнем, что через скифов разговаривают Иные просторы и дует свежий ветерок С-Той стороны.
Вот срок настал, крылами бьёт беда,
И каждый день обиды множит…
Мы стираем с котла вековую пыль, медленно водя подушками пальцев по жар-птицам, семарглам, драконам, львам и оленям. В эти минуты створки скифского бойлера открываются, и совсем скоро мы увидим Жизнь во всём её ужасе и великолепии.
Павел Зарифуллин
В оформлении текста использованы иллюстрации Маурица Эшера и стихи Александра Блока
(1) Люсьен Леви Брюль «Сверхъ-естественное в первобытном мышлении». Принцип сопричастности и нахождение одновременно в нескольких местах презентовал режиссёр Кэмерон в фильме «Аватар». Авторы и инженеры технологий, используемых в «Аватаре», воспроизвести целостное сознание первобытного общества.
(2) О фрактальности скифов здесь: «Врата в Царствие Небесное», «Эсмеральд крылатых»
(3) Карл Густав Юнг «Об энергетике души»
(4) Жиль Делёз, Феликс Гваттари «Тысячи плато»
(5) Лев Гумилёв «Этногенез и биосфера земли»
(6) Никлас Луман «Общество как социальная система»
(7) Панспермия — гипотеза о появлении жизни на Земле в результате переноса с других планет каких-либо «зародышей жизни». Была выдвинута немецким учёным Германом Эбергардом Рихтером в 1865 году и поддержана Г. Гельмгольцем и С. Аррениусом. Согласно панспермии, рассеянные в мировом пространстве зародыши жизни (например, споры микроорганизмов) переносятся с одного небесного тела на другое с метеоритами или под действием давления света.
(8) Хенрик Свенмарк, Найджел Колдер «Леденящие звёзды»