В Центре Льва Гумилёва состоялась встреча евразийцев-народников, на которой обсуждалась политическая ситуация в России в связи с предвыборными событиями на площадях Москвы.
Кто не идёт на митинг, идёт на… путинг
Прошедшие митинги на Болотной площади и Поклонной горе явно вырисовывают основные политические силовые линии – это «антипутинские» и «анти-антипутинские» (т.е. по сути пропутинские). Третья же сила, как проект самобытный и столь ожидаемый, увы, не реализован.
Чего же не хватает Третьей силе?
Как показывает практика, не хватает самосознания направленного на созидательные конструктивные изменения, которое не питает деструктивных «анти» энергий. «Анти-антипутинский» митинг частично выполнил роль Третьей силы – сплотил всех (пропутинских и оставшихся). Но сплотил благодаря трюку с «хорошим и плохим полицейским»: люди увидели (им показали?) фигуру общего «оранжевого врага», потом же выбрали (им предложили?) «альтернативу». Но печально в этой истории то, что и первые и вторые выступили с деструктивными «анти»: «мы против, но мы такое молчаливое стадо, что не можем сформулировать, за что же мы по настоящему «за», поэтому выбрали меньшее из зол». Это реакционное сплочение на негативе (эмоции ораторов говорят сами за себя), светлого будущего на нём не построить. Третья же сила по своей задумке обязана выступить с конструктивной сплачивающей позицией, но пока либо такой нет, либо её не видно.
Евразийство для евразийцев
А сплочению быть. Иначе русский мир подвергнется деинсталляции безжалостно и безвозвратно. Наблюдение за русским человеком показывает, что перед тем, как столовая ложка бьёт его по лбу — он съёживается, собирается вместе, группируется. Лоб становится столь напряженным, что если бы это усилие было применено в обычное мирное время, то вероятно, творческий мыслительный прорыв был бы колоссальным. Но, увы и ах, способны мы на такое лишь тогда, когда удар уже сотрясает эхо-ментальное царство пустоты, на что оно отвечает такой неожиданной глупостью, которая, в конечном счете, и приводит нас к победе (Отто фон Бисмарк солидарствует).
Сплочение должно найти для себя общую платформу. Судя по инициативам Владимира Путина, Нурсултана Назарбаева и др., перед угрозой западной экспансии формой сплочения может стать Евразийский Союз. Будет ли он опираться на евразийство, как на полноценный идейный конструкт (который и породил ЕАС) – неизвестно. Частично будет (геополитически), частично вероятно и неизбежно станет темой для спекуляций и разного рода симуляций. Отыщет ли евразийская идея в анналах истории живительные токи народной энергии, либо обернётся геополитической «кока-кола – матрёшкой»? Поживем — увидим.
Вставайте, люди русские!
Теперь давайте обратимся к истории и попробуем опровергнуть высказывание Бернарда Шоу о том, что история нас ни чему не учит. Учиться лучше поздно, чем никогда.
Годы Великой Отечественной войны, Иосиф Сталин поручает Сергею Михайловичу Эйзенштейну снять фильм «Иван Грозный» (1944-46г.), а ещё раньше в 1938г. он снимает «Александр Невский». В 1909г. Кай Ганзен снимает фильм «Эпизод из жизни Дмитрия Донского». Откуда же возникает такая необходимость? Как и 70 лет назад, так и сейчас, когда грозовой фронт уже начинает грохотать и свирепствовать у наших границ, чтобы обрести целостность и силу необходимо подключиться к мощным источникам народной энергии. Но чем фундаментальнее вызов времени (а сейчас сталкиваются не страны и блоки, но восточный и западный миры и цивилизации — С. Хантингтон о “столкновении цивилизаций”), тем глубже должен происходить запрос на общую идентичность перед лицом западных свобод и демократий.
Выход в протокультурные слои для России-Евразии, это, прежде всего преодоление фарисейства, как исторического, так и религиозного. Необходимо отмотать историю назад (-2000 лет и далее), найти колодцы с мёртвой и живой водой, испить их и переродиться.
Скифство, как обращение к нашим предкам, как то, что нас объединяет и питает – вот социокультурная платформа сплочения. Если ты помнишь, что ты скиф, то найдешь общий язык и в Восточной Европе, и в Средней Азии, и в Сибири, на Кавказе, в Иране и Турции — весь тот скифский мир, что сейчас испытывает на себе вторжение латинян. СССР тоже был по территории скифским, Евразийский Союз очевидно так же будет очерчивать цивилизацию евразийскую, а она в свою историческую очередь – скифская.
На культурном небосклоне зажигается новая Скифская Звезда. Время доставать скифские скелеты из-под земли предков, и не бояться их древности. И вспомнить песню «о старой отцовской будёновке» (типичный скифский шлем), «что где-то в шкафу мы нашли». Сотни не раскопанных городов, тысячи артефактов многоликой древней скифской Евразии должны встряхнуть исторический склероз. Так же необходимы светлые и чистые религиозные подвижники всех конфессий, которые не оскудели святым духом и готовы отделять Правду ото Лжи.
До-конфессиональное скифство – это протоокеан Света, в нём нет ни логосной философии, ни монотеистических религий. Это живая реальность любви, её невозможно обуздать, с ней нельзя договориться. Она не изрекает мысли и потому остаётся Правдой.
Скиф живет в гармонии с собой и природой – это две части одного целого. Макрокосмос и микрокосмос сливаются, отражаются и дополняют друг друга. Тоже происходит и в бытовом плане: скиф остаётся преданным Живому миру, но он не отрицает и научных открытий. Наоборот, скиф стремиться познать мир всеми возможными способами, не уничтожает, но заботится о нём. Поэтому космический небосклон манит его ввысь и за пределы, а дом земной – не уродует землю железобетонными монстрами, но стелется широко и низко по земле, соблюдая естество и меру.
Революция любви
Надвигаются нелегкие времена. Сегодня перед нами стоят вызовы исторических масштабов. Жизненно необходимо обратиться к забытым культурным кодам, начать восстанавливать предметы исторической идентичности. Культурная работа с материальными ли, или историческими, философскими артефактами прошлого пробудит народную память, наполнит Россию-Евразию-Скифию её вечными смыслами. Это и есть шаг в Новую жизнь. Это конструктивное будущее и третья сила. Политические проекты оставим на совесть функционеров власти, мы же займёмся делом. Движение «Новые Скифы» — это наш социокультурный ответ. И ответ не столько «против или за», но «вопреки» — Время пришло, забытые оживают сегодня.
В Центре Льва Гумилёва учреждён Скифский Комитет в лице присутствующих евразийцев-народников.
Иван Мельник, Пресс-служба Центра Льва Гумилёва
Вячеслав Ларионов, Иллюстрации