Скифский курган – это сложное сооружение, в котором воплотились представления скифов об устройстве мира – это подземный мир, земной и небесный.
Подземный, потусторонний мир – это могила, усыпальница с множеством даров, трупами жертвенных животных и людей, отправленных в мир иной вместе с умершим царем.
Высокая курганная насыпь – это мир земной, а установленная на вершине скифского кургана каменная баба – это символ вечности и небесного мира.
В Причерноморских степях можно и сейчас встретить множество каменных идолов, стерегущих покой скифских курганов и охраняющих золото скифов, а на многих золотых украшениях, найденных в скифских курганах, часто изображались грозные грифоны, нападающие на людей и раздирающие лошадей, эти фантастические существа, грифоны, с львиными когтями, стерегут золото скифских царей.
Интересно, что Отец «Истории» Геродот в книге IV, Мельпомена (IV, 59.) пишет, что верховное божество скифов «зовётся Папай», возможно, это тот самый Бабай – грозный идол, скифское божество, хранящее великую тайну продолжения рода.
У многих древних народов существовали легенды о том, что в теле каждой женщины скрываются маленькие дети, а в девочках, которые сами еще не родились, — еще меньшие дети, и так без конца. Такая, гипотеза носит в науке название «преформизма» (от лат. praeformo — заранее образую, пред-образую), это учение о наличии в половых клетках организмов материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки новорождённого организма, образующегося из него.
Скифы поклонялись своим идолам, каменным бабам, так как считали её олицетворением тайны жизни, которая рождает сама себя, рождает себе подобную жизнь.
Присмотритесь к каменной скифской бабе, сложив руки на животе, она бережно хранит тайну вечной жизни.
Египетские жрецы подготавливали тело умершего фараона к новому рождению и продолжению жизни в загробном мире. Мумию Египетского фараона хоронили, в семи гробах. Ритуал захоронения фараона воплощал тайну продолжения жизни, фараона помещали в середину матрёшки, как образец для таинственного возрождения к новой жизни.
Великая тайна природы — тайна продолжения рода, олицетворяет собой русская матрёшка. Именно, матрёшка на Руси была символом чередования поколений, плодородия, богатства и удачи. Ни один народ, кроме русского, до матрешки не додумался!
Откуда появилась сама идея создания матрёшки?
В книгах античных авторов, начиная с Геродота, можно прочесть, что за далёкими Рифейскими (Уральскими) горами, находится «проклятая часть мира, где постоянно идёт снег», живут нервы, способные превращаться в волков, воинственные амазонки, «одноглазые мужи — аримаспы» (Αριμασποι), которые владеют несметным количеством золота и «стерегущие золото грифы, а ещё выше за ними, у самого моря – гипербореи», не знающие естественной смерти.
О племени аримаспов древнегреческий историк Геродот узнал от скифа Аристея.( IV, 27) «Аристей, однако, снова появился в Проконнесе и сложил свою эпическую поэму, которая теперь у эллинов называется «Эпос об аримаспах.»» ( Геродот IV 13, 14, 27;)
По-скифски слово «аримаспы» переводится, как: “арима” – единица, а “спу” – глаз. Возможно, аримаспы походили на одноглазых людей из-за привычки зажмуривать один глаз во время стрельбы из лука. Повторяя за скифами, Геродот рассказывает, что одноглазые «аримаспи», живущие на севере, где «восемь месяцев стоит невыносимая стужа», и ничего не видно из-за «летящих с неба перьев», конечно, это сильный снегопад, ведь, «К северу от Скифской земли постоянные снегопады».
Долгие века существовали легенды о несметных сокровищах севера, о Золотой бабе, золотом идоле спрятанном где-то на севере у аримаспов, живущих рядом с гипербореями.
Возможно, богатые золотом аримаспы, о которых говорил Геродот две с половиной тысячи лет назад, и были хранителями Золотой бабы. Можно предположить, что скифы называли это племя аримаспы (одноглазые) оттого, что аримаспы «спали с открытым глазом», то есть были всегда начеку, охраняя свои золотые сокровища.
Тысячу лет существовали легенды о том, что у неприступных Рифейских гор есть бездна, в которой спрятана колоссальная статуя, сделанная из чистого золота.
Впервые Золотая баба прямо упоминается в русской летописи 1398 года.
В 1549 году австрийский дипломат Барон Сигизмунд Герберштейн написал обстоятельное сочинение о Московии «Записки о московитских делах», где сообщает, что «Злата баба есть идол, находящийся при устье Оби в области Обдоре на более дальнем берегу…»
Долгое время в народе ходили легенды о том, что в лесах за Вяткой и Пермью, в верховьях реки Камы, действительно хранилась Золотая баба, почитаемая местными племенами. Когда-то, очень давно эта земля звалась Виармия. (возможно, земля Ариев).
Лет сто тому назад наши этнографы начали систематическое изучение территорий Приуралья и Зауралья. Разговаривая со старожилами, они обнаружили в людской памяти следы Золотой бабы, которую здесь называют Му-Кылчин. (звук «му», видимо, воспроизводит её вой, «кылчин», схоже со словом «кричит»)
Старожилы рассказывали, что Золотую бабу никто не видел потому, что приближаться к ней нельзя, она издаёт стонущий вой, непрерывный звук, наподобие трубного звука, возможно, в ней воет ветер. Заслышав этот вой, путник падает, дальше ему идти нельзя, дрожащими руками он оставляет на земле свои дары и уходит. Эти пожертвования потом заберут потомственные хранители святыни, хмурые, словно, немые монахи в странных красных одеждах. Стережёт Золотую бабу местная чудь, хранители святыни. (Чудь и Кудесник, чудеса и кудеса – слова однокоренные).
Первая Золотая баба аримаспов могла быть совсем не большой. Накапливая золото, аримаспы, так же как и скифы, могли обращать весь золотой запас в священные, культовые предметы, например в царские украшения (пекторали), в статуи богов и богинь. Когда золотой запас увеличивался, аримаспы могли из нового металла делать оболочку для старой статуэтки своего золотого божества, так увеличивая его размеры. Золото сплавлялось с золотом, подобное соединялось с подобным и хранило внутри маленькое подобие большого идола. Эта тайна и породила легенды о том, что внутри Золотой бабы хранится сын, внутри сына – внук, внутри внука – правнук и так далее. Золотая баба олицетворяла самую великую тайну природы — тайну продолжения рода.
Это же гениальный прообраз нашей русской матрёшки!
Этнограф, византинист и исследователь древнерусской литературы Лопарев Хрисанф Мефодиевич записал, что Хранители перенесли Золотую бабу за Урал, спрятав её в пещере, у горы Денежкин камень в истоках реки Сосьвы, потом через болота Концы и Юконды ее перенесли на Обь, где золотая баба стояла у Белых гор, где Обь сливается с Иртышом.
Другой этнограф, путешественник, исследователь севера Константин Дмитриевич Носилов (1858-1923) , расспросил в верховьях Конды дряхлого старика манси о тайнах Золотой бабы, старик манси был Хранителем маленькой серебряной отливки с нее. Возможно, это была самая древняя, первая внутренняя часть составной статуи. Старик манси рассказал, что однажды некий молодой манси по имени Сенька украл у него серебряную отливку, продал её попу и старики манси собрали десяток лучших соболей, чтобы выкупили её обратно. С тех пор, старик манси никому её не показывает и где она теперь неизвестно!