Материализм и шаманизм не противоречат друг другу.Интервью с лидером группы H Ural Павлом Здравомысловым

hural2Можно ли вызывать духов на концертах, есть ли хорошая фолк-музыка сегодня в России, можно ли стать «экстремистом» за употребление слова «раса», знают ли за рубежом уральский рок – на эти и многие другие вопросы отвечает Павел Здравомыслов, бессменный лидер группы H-Ural.

Докуда уже простирается известность H-Ural? Где вас уже знают, куда приглашают?

Известность H-Ural простирается с севера на юг от Ямала до Казахстана и с запада на восток от  Норвегии до Омска. Нас хорошо знают в северо-запад ной части России: Карелии, Питере, Коми, Удмуртии, Ханты-Мансийском округе, Ямало-Ненецком округе, Свердловской области. Из зарубежных государств наши страны это: Эстония, Финляндия и Венгрия. В прошлом году наиболее запомнившимся был выезд на фестиваль «Ыбица» в Коми.

О чем ваши тексты? Что вас вдохновляет на их написание?

Тексты наши о таежном человеке и окружающих его духах. Нас вдохновляет история («Битва за Чулмандор»), мифология хантов и манси («Илы вухалты ар»), современная жизнь («Уральский народ»); есть и киберпанковские сюжеты («Кибер-дух»). Мы поем песни, написанные на народные тексты, а также делаем обработки народных песен. Как правило, наши версии сильно отличаются от оригинала, хотя мы и стараемся сохранить их дух.

На каких языках, кроме русского, вы поете?

Мы поем на хантыйском, мансийском и английском языках. Также есть кавер на песню «Was wollen wit trinken» на немецком языке. Так что всего получается 5 языков.

Знак, который используется в лого H-Ural, что-то означает или это просто узор по этническим мотивам финно-угорских народов?HUral

Знак, ставший нашим логотипом, означает солнце, составленное из рогов оленя. Олень – это тотемный зверь Марии Оленевой, которая ранее играла у нас на варгане и бубне. Но поскольку мой тотемный зверь заяц, по хантыйским понятиям, является старшим братом оленя, я тоже имею право носить этот знак. Кстати, близким по значению нашему логотипу солярным знаком является свастика, но ее использование было бы слишком экстремальным и по понятным причинам неуместным.

Скажи, а к вам за словосочетание «Уральская раса» не пытались прилепить ярлык «экстремистов», мол, разжигаете и т.д.?

Конечно, пытались. Нас называли и регионалистами, и националистами, и даже «мансийскими фашистами». Были и анекдотичные случаи вроде выступления на «Уральском рубеже», где пара скинов кричала «Слава России» после песни «Битва за Чулмандор». Я бы посоветовал всем внимательнее слушать и читать наши тексты, благо, большинство наших песен доступны на русском языке. Хотя иногда даже вполне вдумчивые люди находят в наших песнях смыслы, которые мы туда не вкладывали. Например, песня «Моя верная любовь» рассказывает о трагической любви, а моему другу там привиделся сюжет про борьбу христиан и язычников.

Вы пропагандируете уральскую тематику. А самим приходилось путешествовать по Уралу или западной Сибири, ездить куда-нибудь на священные места финно-угров. Общаться с шаманами?

Половина участников нашей группы участвовала в археологических и этнографических экспедициях по Уралу и Сибири. Собственно, там мы и познакомились и начали вместе играть, используя в качестве инструментов акустические гитары, ведра и котелки. Священные места доводилось посещать. Что касается шаманов, то в нашей области их, к сожалению, уже не осталось. Хотя я слышал, что в Екатеринбурге живет хантыйский шаман в традиционном смысле этого слова, но встретиться нам пока не довелось.

К слову сказать, вы играете шаманский рок. Это для вас просто сценический образ, или когда ты бьешь в бубен, то все же где-то задней мыслью надеешься, что вызовешь духов? Однажды мне приходилось работать в Югре, и там некоторые кандидаты в депутаты из ханты в предвыборный период реально призывали себе на помощь шаманов, то есть люди верят. Ты сам материалист-атеист или допускаешь шаманизм в реальности, как способ влияния на реальность? Что думаешь насчет Кастанеды и прочих?

Во время выступления у меня происходит полное погружение в иное состояние. Это сродни камланию шамана. Только цель – не излечить человека, не узнать скрытое, не вызвать дождь, а перенести слушателей в другой мир, который им доселе не был известен. Что касается духов, то в песне «Миш ар» я пою от лица духа реки Аган. Приходит ли этот дух на каждый наш концерт, я не знаю. Что касается приглашения шаманов для победы на выборах, то навскидку это звучит, конечно, глупо. С другой стороны, если люди привыкли идти к шаману в разных ситуациях, то почему бы и по столь важному поводу, как участие в выборах, не обратиться? Вообще, ханты очень гибкий народ. Рядом с фигурой Нуми Торума может стоять икона, а чуть поодаль – бюстик Ленина. Многие носители традиционной культуры побывали в КПСС, а теперь крестики носят. И все это как-то магическим образом непротиворечиво уживается в их представлении о мире.b_cd60ea98a8c48245242dd6da6c9b4200

Что касается меня, то я не считаю, что материализм и шаманизм – это антагонистические понятия. Шаманы просто исследуют мир с другой точки зрения. А относительно воздействия шаманских практик на реальность у меня было достаточно наблюдений, чтобы убедиться в том, что да, такое воздействие существует. В качестве банального примера могу привести разгон облаков. Причем, для этого и бубен необязателен. Кстати, один раз меня чуть не наняли для вызывания дождя, но хвала Торуму, пока мы вели переговоры, дождь прошел сам.

Кастанеду я читал, и его творения навели меня на ряд важных мыслей. Кое-что я успешно применяю на практике.

Откуда вы черпаете идеи для музыки?

Идеи черпаем из мифологии, истории, окружающего мира. Иногда идеи приходят откуда-то сами. Наверное, из мира идей, про который писал Платон.

Кто ваш слушатель? Конечно, H-Ural вписывается в разного рода живые выступления, в фестивали… Но можно ли слушать эту музыку дома в уединении?

Наш типичный слушатель это мужчина в возрасте от 25 до 40 лет, любитель рока, но не чуждый необычной музыки. Хотя есть среди наших поклонников и юные девушки, и бодрые дедушки.

Я думаю, есть свои плюсы и в концертном прослушивании, и в домашнем. На концерте больше чувствуется драйв музыкантов, но там сложно почувствовать нюансы. Так что я предполагаю, что многие с удовольствием слушают нашу музыку дома. Недавно один наш давний поклонник рассказал, что включал наши свежие треки на новогоднем празднике.

Ваши диски покупают? Понятно, что покупают, но оправдывает ли это себя? Сегодня люди предпочитают качать музыку или слушать в VK.

Если говорить о российских продажах, то диски покупают, но не в том количестве, чтобы их выпуск имел экономический смысл. Что касается продаж за рубежом, то за время нашего тура по Финляндии и Швеции мы продали достаточно экземпляров нашего EP, чтобы окупить затраты на его запись и выпуск.

Как ты относишься к винилу, не собираетесь выпускать вашу музыку на таких носителях?

К винилу отношусь трепетно, несмотря на то, что этот носитель ушел далеко в прошлое. Все еще мыслю виниловыми категориями типа «это песня со второй стороны нашего первого альбома». Был бы рад выпустить «диск-гигант», но с экономической стороны это абсолютно бессмысленное дело. Даже CD сейчас уже больше сувениры, что уж говорить о пластинках.

Оправдывает ли себя финансово ваша музыкальная деятельность? Если нет, то что вами движет?

Я считаю, что музыка – это хоть и творческий, но продукт, и за него кто-то должен платить. Поэтому, как правило, мы выступаем за деньги и продаем диски. Хотя бывают и исключения. Денег, которые зарабатываем, нам хватает, чтобы выпускать диски, оплачивать репетиционную базу, плюс остается некоторое количество для выплат музыкантам. Это не те деньги, на которые можно жить, это, скорее, приятное дополнение к другим заработкам. Движет нами желание выступать, создавать новую музыку, посещать новые места.h-ural

Состав H-Ural несколько раз менялся. Скажите, трудно ли найти хороших музыкантов, особенно играющих не на «нетрадиционных» для рок-музыки инструментах.

Есть трудность в целом в нахождении хороших музыкантов, желающих играть нетрадиционную музыку. В этом плане для нас большой находкой стала Диана Тимощенко, которая отлично играет и на варгане, и на альте, а также владеет навыками горлового пения. Она официально присоединилась к нам в 2012 году, хотя до этого выступала с нами и ранее, еще в 2010.

Кто составляет «костяк» группы, кроме тебя? Кто также предан H-Ural и верит в его успех?

У нас нет деления на костяк, мышцы и прочие детали организма. Нынешний состав – это и есть H-Ural. У нас есть мысли по поводу расширения состава, а приживутся ли новые участники, покажет время. Когда в 2007 году мы начинали, в первом составе группе был наш басист Саша Волков. Гитарист Сергей Голубенко выступает с нами с 2008 года, барабанщик Сергей Кашин – с 2009 года, клавишник  Владимир Ананьев – с 2010 года. Сейчас они со мной, значит, преданы H-Ural и верят в его успех так же, как и я.

Если вы занимаетесь музыкой для себя, то как вам удается сочетать эту деятельность с работой, семьей, досугом… Не утомляет занятие музыкой для души?

За 5 лет концертной деятельности мы научились это все нормально сочетать. Занятие для души, как правило, не утомляет. Особенно, когда процесс приятен, например, в виде гастролей по интересным местам. Конечно, иногда и усталость приходит. В частности, после 25 концертов за 20 дней в ходе финского тура мы потом месяц вообще за инструменты не брались. Запись альбомов тоже протекает в разном режиме. Иногда, что называется, «прёт», а порой уже хочется, наконец, завершить начатое и сделать что-то новое. Сейчас мы доделываем второй альбом, но уже есть мысли, которые войдут только в третий.

Какое самое интересное выступление было в истории группы?

Из свежих концертов запомнилось выступление в екатеринбургском клубе Everjazz. Мы там играли сольный концерт в двух отделениях. Сначала мы немного беспокоились, что публика сидит за столиками и слушает, а не отрывается, как в рок-клубах. Но под конец первого отделения часть народа внезапно  пустилась в пляс, и все встало на свои места.

Как бы ты оценил нынешнее состояние российской фолк-сцены? Есть что-нибудь интересное?

Я не смогу оценить всю фолк-сцену. Скажу лишь о музыкантах, с которыми мы регулярно выступаем на одних площадках. Среди них я выделил бы питерскую группу TeeSuu, поющую на ижорском и карельском языках, удмуртов Silent Woo Goore и Sattuma из Петрозаводска. Всем рекомендую альбом последних «Kinofilmi».

Твое отношение к «Бурановским бабушкам»? На твой взгляд, они насмешили весь мир от имени России или вызвали у мира симпатию к России?

«Бурановским бабушкам» можно сказать спасибо уже за то, что весь мир узнал, что у нас помимо русских музыкой занимаются еще и удмурты, а, стало быть, и другие национальности. Так что после того, как моя заявка на «Евровидение» от проекта Osan Yöstä пролетела, я призвал всех финно-угров голосовать на «Бурановских бабушек». Мой знакомый английский журналист Рой Делани, который уже 20 лет ездит на конкурсы «Евровидение», сказал, что бабушки обаяли всех. Поэтому в итоге было не особо важно, что и как они пели.

Если ты знаешь, то на российской сцене есть такая группа «Аркона» , с одной стороны это фолк, с другой death-metal. Удивительно, что этой группе удалось пробить брешь на Западе и стать там популярной среди, понятное дело, в первую очередь, металлистов. Она уже принимала участие во французском фестивале Hellfest, чешскомBrutal Assault. А совсем скоро примет участие в фестивале 7000 tons of metal на лайнере в Атлантическом океане со всемирно известными группами. Как ты считаешь, это исключение, или пришло то время, когда российские группы, наконец, нашли совою нишу и могут предъявить хороший музыкальный продукт на Западе.

Я слышал про успехи «Арконы» в Европе, и как музыкант рад за них. Что касается ниши в Европе, то это для уральских и сибирских музыкантов выступление за рубежом является неким мега-достижением, а для многих питерцев и карельцев это просто часть их гастрольного графика. Например, группа Santtu Karhu ja Talvisovat до своего распада являлась очень популярной в Финляндии, а в России за пределами Карелии про нее никто и не слыхивал. Просто у кого-то эта ниша пошире, у кого-то поуже.

Мы с самого начала нацеливали H-Ural на европейский рынок, поэтому изначальный репертуар и состоял из песен на английском. Потом, правда, мы поняли, что нашим зарубежным слушателям (по крайней мере, из финно-угорских стран) больше интересны песни на хантыйском и мансийском.

Твое отношение к поп-фолку, типа «Пелагея» и «Мельница»?

Я считаю Пелагею талантливой певицей, но вот над репертуаром и аранжировками я бы поработал. «Мельницу» в больших количествах никогда не слушал. Пару лет назад реально бесило, что кроме «Мельницы» у нас в городе народ никакого околофолка и не знает. Сейчас ситуация изменилась, в чем-то благодаря и моим усилиям.

hural1

Хотелось бы поиграть в других стилях музыки? Если да, то в каких? Например, ambient или панк-рок?

H-Ural как сплав рока, фолка и электроники дает много простора для творчества. Если наш первый альбом был с уклоном в хард-рок, то новые песни уже полегче, там больше места заняла этническая составляющая. В последующем мне хотелось бы двинуться в сторону электроники: даб-степа, транса, брейк-бита. Естественно, с элементами фолка и рока. Что касается панк-рока, то в 2009-2010 годах я параллельно с «Хуралом» был вокалистом«Панков по пьянке», так что в этом плане уже самореализовался. После завершения сотрудничества с ППП мы с их барабанщиком Юрисом организовали довольно прикольный индастриэл-буговый проект «Санитары», но после моего ухода этот ансамбль, к сожалению, сдулся.

Как, на твой взгляд, прошел фестиваль «Старый Новый рок»?

Если говорить о нашем выступлении, то, по нашим ощущениям, оно прошло отлично. Мы успели сыграть то, что хотели, сделали это с полной отдачей. Зал хорошо реагировал, по окончании мы довольно долго общались с новыми поклонниками, дали интервью нескольким каналам.

Что касается остальной программы, то меня очень заинтересовали мастер-классы, поэтому я почти все время просидел на них. Было весьма интересно послушать Александра Кушнира, Александра Коротича, Вадима Самойлова и Владимира Елизарова. Так получилось, что практически всю музыкальную программу я пропустил. Послушал на рэп-сцене «Второй смысл», в зале с креслами из-за сцены – группу Elya Chavez, на главной – пару кусочков ТОП Евгения Горенбурга и Lumen. На 10CC сил не хватило, да я и не фанат этой группы.

Атмосфера на фесте была хорошая, никто при мне не быковал, даже люди в подпитии вели себя достаточно вежливо. Подходили, брали автографы, просили в бубен ударить.

Кстати, что случилось с фестивалем Рок-этно-стан? Не оправдал себя? Или в будущем вы попытаетесь повторить его?

«Рок-Этно-Стан» выполнил свою миссию по продвижению этно-рока на Урале, поэтому в этом плане он себя оправдал. В коммерческом плане он не стал сильно доходным мероприятием, а трудностей с его проведением возникала масса. Поэтому опен-эйр 2010 года стал последним. Сейчас мне интереснее самому выступать на чужих фестивалях или консультировать их организаторов. Впрочем, в жизни все бывает, может, и доведется вернуться к «Этно-Станам». Хотя летний «Рок-Этно-Стан-2009» получился настолько хорошим и по программе, и по месту, и по публике, что будет трудно сделать что-то лучше. Разве что пригласить Amorphis и оккупировать все озеро Балтым.

На каких зарубежных фестивалях тебе бы хотелось выступить? И с какими бы группами ты бы разделил с цену?

Из реальных вариантов мы рассматриваем эстонский фестиваль Rabarock, а в плане мечты на будущее – немецкий Rock-am-Ring. Мне лично было бы приятно сыграть на одной сцене с Waltari, Black Sabbath, Prodigy и Rammstein.

Кстати, кого из зарубежных исполнителей ты видишь в качестве аналога или ориентира H-Ural?

Когда мы выступали в Тампере в лицее искусств, местный преподаватель сказал, что ему было приятно услышать музыку, у которой нет близких аналогов. Так что мы продолжаем себя позиционировать как ансамбль с уникальным звуком. Что касается современных групп, которые  тоже соединяют фолк с роком и электроникой, то тут можно упомянуть Infected Mushroom.

Какие планы на 2013 год? Новый альбом, клипы, выступления…

Планы грандиозные. Дописываем второй альбом, соответственно, скоро он выйдет. Половину уже сделали, 4 песни можно послушать на нашей страничке в контакте. Недавно нас пригласили поработать над музыкой для мультфильма на хантыйскую тематику. Есть намерение снять полновесный постановочный клип. Хотим расширить состав, поработать с женским вокалом. Что касается туров, то есть планы объездить все финно-угорские регионы России, а также наведаться в Эстонию. Конечно же, будем регулярно выступать в Екатеринбурге, в том числе, с новыми песнями.

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message

HotLog

Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress