Некрасовцы и Славянский легион

Не так давно историки заинтересовались судьбой загадочного народа, очень близкого к России. Этот народ сохранил традиции, которые утратили русские еще в XVII-XVIII вв. после реформ Никона, преобразований Алексея Михайловича и Петра I. Безусловно, что любые перемены могут болезненно отразиться на самосознании этноса. Одна часть общества примет эти преобразования, другая ярым образом отторгнет их.

Донские степи

На бескрайних степных просторах Дона традиционно жили бесстрашные и славные воины – казаки. Они чтили традиции предков и сохраняли те ценности, которые передавались им из поколения в поколение. Они часто вели войны и охраняли нерушимые границы Российского государства. Но происходили моменты, когда казакам приходилось вступать в конфликты с царем из-за противоречий, сложившихся в культурной жизни народов. После церковной реформы Никона, гонений на старообрядцев и деятельностью Петра I, тысячи казаков вступают в конфликт с правительством.
В начале 1708-1709 гг. на Дону вспыхивает восстание под предводительством атамана Кондратия Булавина, охватившее не только Дон, но и Поволжье. Восстание быстро и жестко подавляется. На волжском направлении руководство восставшими переходит к стороннику Булавина – Игнату Некрасову. Новый вождь понимает, что восстание провалилось, а потому атаман уводит 2000 казаков на Кубань, где в то время хозяйничают крымские татары. Хан принимает казаков к себе, в кубанские владения.

Казаки XVIII в.

Те самые казаки, ушедшие на Кубань, а позже переселившиеся в Турцию, получат название «некрасовцы» в честь своего атамана. В будущем некрасовцы войдут в легендарный «Славянский легион». О нем и пойдет речь в этой статье.

На Кубани и в Турции
Казалось бы, небольшая группа беглых казаков, должна была быстро раствориться среди крымчаков и турок. Но этого не произошло. Весьма удивительно, что некрасовцы более 250 лет сохраняли свою этническую принадлежность и оставались христианами. Жили они по правилам своего вождя и покровителя Игната Некрасова. Его правила назывались «Заветами Игната», ставшие традиционным сводом некрасовских законов.
После ухода части восставших на Кубань, казаки стали служить Крымскому хану. Они часто нападали на приграничные русские поселения. Поэтому российское правительство направило послов к землям, уже принадлежавшим некрасовцам, и уговаривало вернуться, на что казаки категорически отказались. Произошел серьезный конфликт. Некрасовцы вынуждены были покинуть свои владения на Кубани и Тамани и уйти частью в Турцию, частью в Болгарию, в то время как Российская империя расширяется, а Северный Кавказ постепенно попадает в сферу ее влияний.
Не будем подробно описывать всю историю отдельных общин некрасовцев. Это можно прочесть в отдельных источниках. Отметим только то, что самая стойкая из них находилась в Малой Азии, у озера Майнос (совр. Куш). Когда-то здесь столкнулись войска крестоносцев и византийцев в 1204 году (тогда же был взят латинянами Константинополь). Теперь, эта живописная местность была заселена казаками, сохраняющими свой быт, культуру.

Озеро Майнос (Куш), где жили некрасовцы

В Малой Азии

Во второй половине XVIII в. судьба майносской общины малоизвестна. За убежище, казаки должны были верно служить султану, воевать с врагами империи. Понятно, что основным врагом Турции была Россия. Все войны с ней не проходили мимо некрасовцев. Практически в каждой из них, «игнат-казаки» принимали непосредственное участие. Их лозунгом стал один из «заветов Игната»: « Царизму не покоряться! При царях в Россию не возвращаться!» Видимо, обида на царя у них была очень глубокой.
Со временем, в майносскую общину стали вливаться другие казачьи группы. Хотя все они являлись потомками тех 2 тыс. первых некрасовцев. Дунайская ветвь также переселилась в Малую Азию в начале XIX в. Таким образом, несколько общин объединились в одну.
Не обошлось без культурного влияния. Одежда некрасовцев мало походит на традиционную донскую. Некрасовская культура постепенно сблизилась с турецкой. Однако ассимиляции не произошло. По «заветам Игната» казакам было запрещено смешиваться с инородцами. Благодаря этому, казачья община Малой Азии сохранила свою идентичность.

Рождение легиона

В середине XIX в. нарастает очередной конфликт между Россией и Османской империей. Правительства обоих империй понимали о неизбежности войны. К тому же, в конфликт вмешиваются Англия с Францией. Речь идет о Крымской войне, которая закончится для России крайне неудачно. Но что делали в это время некрасовцы ? Воевали ли они с нами?
Перед началом Крымской (Восточной) войны, в 1853 гг. был сформирован так называемый «Славянский легион», в который сначала вошли задунайские казаки (бывшие запорожцы), а позже присоединились и некрасовцы. Организатором и непосредственным руководителем легиона был Михаил Чайковский – личность очень сильная и авторитетная, особенно среди казаков и славянских народов Османской империи. Его можно было бы отнести к течению славянофилов или даже панславистов, так как сам Чайковский мечтал об объединении славянских народов. Кроме того, он был доверенным лицом султана, ввиду своей верности и храбрости, проявленной в различных войнах.
Чайковский происходил от польского дворянского рода по отцу. По матери же, от запорожских казаков. В 26 лет он участвовал в польском восстании 1830 г. После поражения восставших, Чайковский бежал за границу, сначала во Францию, а затем в Турцию. В Константинополе он вошел в доверие к султану. Именно здесь у него рождается идея слияния славянских народов, в том числе, и польского.

"Вид Константинополя и Босфора" (картина И. Айвазовского)

В российском правительстве сложилось крайне негативное отношение к Чайковскому. Причины были разные. Во-первых, он участвовал в восстании против России. Во-вторых, принимал беглых политических преступников. В-третьих, служил главному противнику России – Османской империи. Николай I даже потребовал от султана выдачи шляхтича, на что последовал отказ. И все-таки Чайковскому серьезно повезло. Если бы он остался во Франции и не переехал в Турцию, то потерял бы голову. Франция лишила Чайковского паспорта и поддалась на давление российского императора. Тогда султан предлагает Чайковскому принять ислам, что тот и делает. За это он получает шикарное поместье под Константинополем.
Вообще, Чайковского явно не отнесешь к верующим. Он сменил 3 религии! Сначала был униатом, мусульманином, а позже и православным. Тут все решало не личное мировоззрение деятеля, а политическая ситуация, сложившаяся в то время. Теперь советник султана решает создать свое боевое подразделение. И обращается он к казакам-христианам.

На службе у султана

Крымская война

Для некрасовцев и задунайцев война началась в 1854 году, когда в Крыму уже начали высаживаться англичане и французы. Около 1500 казаков присягнуло султану 23 января.
После присяги, казаков направили в болгарский город Шумла, чтобы обеспечить защиту от возможного наступления русских, которое было маловероятно. Затем казаки вступают в Бухарест. Какое-то время Славянский легион использовался как городской гарнизон. Затем его сменили войска полководца сербского происхождения Омер-Паши (Михаила Латаса). В марте 1854 г. казаки готовятся к своему первому бою с русскими. Они занимают реку Прут. Казалось бы, вот-вот произойдет ожесточенный бой между братскими народами. Но вдруг, султан отдает приказ об отводе легиона! За всю войну казаки ни разу не сошлись в сражении с русскими. В очередной раз, они чудом не встречаются лицом к лицу. Почему? Случайность? Нет, случайности тут быть не может. Во-первых, за три года войны, казаки могли отвоеваться вдоволь не только на Балканах, но и в Крыму, где командовал турецкими войсками вышеупомянутый Омер-Паша. Во-вторых, пока происходили бои в Румынии между турками и русскими, казаки состояли в резерве. Как только российские войска начали отступать, только тогда Славянский легион ринулся к Журже и Бухаресту, возле которых шли бои. В-третьих, это загадочное стояние легиона у реки Прут, когда казакам было приказано оставить реку и отойти.
Читатель может долго раздумывать над этой проблемой. Он перечитает множество литературы о некрасовцах, но ответа явно не найдет. Что касается Славянского легиона, то материалов об этом воинском подразделении практически нет. На фоне исследования представлен только руководитель легиона – Михаил Чайковский. И все-таки истина лежит только в «Заветах Игната» – главном уставном документе некрасовских казаков. Да, именно в нем!

Сила убеждения

В очередной раз нам предстоит обратиться к своду законов некрасовцев. Здесь есть один очень важный принцип, который Игнат Некрасов включил не зря. Он гласил: «На войне в русских не стрелять. Против крови не ходить». Получается, что некрасовцы никогда не объявляли себя врагами России в более широком смысле этого слова. Да, их врагом был царь. Да, были стычки с русскими на Кубани. И была вражда. Тем не менее, во всех этих случаях, некрасовцы скорее заступались за свою веру и традиции, чем ставили своей целью порубить как можно больше русаков. Они все еще были частью того огромного пространства, где сотни народов живут вместе. Это была не та Россия, где царит эпоха дворцовых переворотов, где невежество иностранных авантюристов губит страну изнутри, где существует всеми ненавистное крепостное право, где императоры самовольно решают судьбу того или иного народа. Нет. Некрасовцы были частью свободной России, с ее бескрайними просторами, с ее казачьей вольницей, с гостеприимством по отношению к братским этносам, и веротерпимостью.
Обратите внимание на слова «Против крови не ходить». Некрасов обращался к казакам, чтобы те, несмотря на раздоры с Россией, не забывали, что русским они братья. «Против братской крови не ходить» – вот смысл этих слов.
Так что заставило казаков отойти от Прута в 1854 г.? Конечно же, завет Игната. Не вызывает сомнений дипломатический расчет некрасовцев, которые состояли в Славянском легионе. Только они могли уговорить султана отойти от занятых позиций. И никто более.

Задунайцы (бывшие запорожские казаки) составляли большую часть Славянского легиона

Правда сложилась иная точка зрения. Турки отвели войска якобы из-за санкций Австрии, которая была недовольна тем, что Османская империя все более усиливала свое влияние в Добрудже и переводила театр военных действий на соседние Австрии территории. Конечно, подобная концепция также по-своему верна. Но факты остаются фактами. За всю войну «легионеры» ни разу не сошлись в смертельном бою с русскими. В Крым их не посылали. На Балканах, если они и проявляли себя в сражениях, то только с восставшими народами Османской империи.

Судьба легиона

Далее, судьба Славянского легиона медленно растворяется на фоне истории. Султан вносит казачий отряд в список элитных регулярных подразделений. После Восточной войны, казаки продолжают действовать на Балканах, подавляя волнения среди подданных Османской империи. В 1862 г. Славянский легион участвует в греческой революции, которая заканчивается свержением короля Оттона I, правителя слабовольного и нерешительного. Это была очередная попытка турецкого султана закрепить влияние в Греции, но оказалась неудачной.
Как расформировывался легион после 1862 г., неизвестно. В источниках информации нет. Известно только то, что атаман Чайковский смог вернуться в Россию в 1872 г., принял православие и поселился в Киеве, где пользовался большим уважением.

1 comment on this postSubmit yours
  1. Здравствуйте! А есть ли у вас фотография озера Майнос в высоком разрешении?

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message


Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress