По следам скифских сокровищ

Отправляясь по следам скифских сокровищ, идем по следу великих завоевателей степей и их государственности на территории Украины.

Сами скифы называли себя  — сколоты — очевидно, от skul-ta, где *skul (*skol) – «лучники», а персы называли их саками. Греческое название скифы —  происходит  от слова « чаша», которую скифы носили на поясе.

Скифы были могущественным союзом ираноговорящих племен и вошли в историю, как безжалостные воины и могущественные завоеватели.  Они контролировали огромные территории Средней Азии, Причерноморских и Прикаспийских степей с 16 века до н.э. Освоив огромные территории между Карпатами и  Монголией, скифы  более тысячи лет центром своего сообщества считали степную Украину.

Скифы не были едиными в этническом плане племенем. К ним относят царских скифов, саков, каллипидов, алазонов, скифов-земледельцев, скифов-кочевников и  других.

К 7 веку до н.э. скифы вытеснили из Северного Причерноморья  и степного Крыма киммерийцев  и создали могущественное государство —  Великую  Скифию со столицей в Каменском на Днепре. Этот город в 1200 га площадью был административным и торгово-экономическим центром  Великой  Скифии.

Союз скифских племен постепенно обретал черты государства во главе с царем, власть которого была наследственной. К высшим слоям общества принадлежали аристократия, дружинники, жрецы, владевшие   большим количеством скота, рабов, золота. Скифы полюбили золото и сокровища. Вожди выполняли функцию хранителей скифского золота – священных реликвий, в честь которых ежегодно устраивались ритуальные праздники. Заснуть на таком празднике возле золота считалось плохой приметой. Считалось, что скиф не протянет теперь и года. Ему напоследок выделялись земли – столько, сколько он объедет своим конем.

Главным занятием скифов, несомненно, была война и грабежи. В своих походах скифы доходили от территории современного Китая до Голландии. Они наводили ужас своей жестокостью и безжалостностью.

Скифское государство, прежде всего, было военной организацией. Скифы создали сильное, хорошо вооруженное войско с исключительной дисциплиной. Именно скифыстали постоянно использовать военную конницу и она составила большинство их войска. Скифское оружие (короткий меч-акинак, копье, лук и стрелы) считались самыми совершенными в мире, а скифские всадники были непобедимы.

Скифов с детства воспитывали, как воинов. Чтобы стать полноправным воином, скиф должен был выпить кровь первого убитого им врага.

Головы всех убитых в бою врагов доставляли царю, что давало скифу право на участие в разделе военной добычи.

Скифы были жестокими воинами, но и верными побратимами. Союз побратимства  заключался так: прибавив к вину собственной крови и погрузив туда же меч, стрелы, секиру, копье, договаривающиеся пили эту смесь из общей чаши.

Главным божеством скифов был бог войны Арес, которому приносили жертвы: животных и людей  – пленников, по одному из каждой сотни.

Мало в то время было территорий, которые бы не грабили скифы. Мало было войн, к которым бы они были непричастны. Они принимали участие в ассирийско-вавилонской войне, воевали с Мидией, Ниневией, Персией, Македонией, Боспором, Римом, Фракией. Смертоносным вихрем их конница проносилась по Месопотамии, Палестине, Сирии, Египту. Египетский фараон Псаметих I едва откупился от них богатыми подарками. Скифы успешно воевали даже против  700-тысячной персидской армии царя Дария I Гистаспа, одержав победу.

Расцвет могущества Великой Скифии приходится на царствование  Атея, расширившего границы государства от Дуная до Азовского моря и погибшего в борьбе за Балканы в почтенном  90-летнем возрасте!!!

Кроме войны, скифы занимались торговлей. Они активно торговали с Грецией, античными городами – государствами Северного Причерноморья, Римом,  поставляя им  рабов, скот, хлеб, мед, воск, строевой лес, меха, шкуры, металлы, минералы, янтарь  и т.п. Сами скифы тоже постепенно попадали под влияние предметов роскоши и комфорта, поставляемых торговцами. Когда воин превращается в торговца —  он перестает быть воином. Это сработало и в отношении скифов.  Скифы погрязли в вине и роскоши.  Менее богатые собратья-кочевники стали очень-очень завидовать и постоянно нападать.

И уже в  3 веке до н.э. скифов стали изрядно бить и теснить родственники – сарматы. Скифы уходят на территорию Крыма. Здесь их столицей вначале становится городище Ак-Кая. Это был город на два столетия старше Неаполя Скифского. Крепость была огромных размеров. Ее окружали мощные оборонительные сооружения. Во 2 веке до н.э. на р.Салгир возникает новая столица Малой Скифии – Неаполь Скифский. Неаполь по образцу греческих городов был укреплен мощной оборонительной стеной с башнями. В нем построили частные и общественные здания из камня, на площади поставили статуи. Здесь  даже стали делать захоронения в каменных мавзолеях – царей, а рядовых скифов – на кладбищах за городской стеной.

Малаяя Скифия  подчинила Ольвию, часть владений Херсонеса, вела войны с Боспором, Понтом и Римом. Смертельный удар по Скифии нанесли готы в 3 веке н.э, а окончательно разбили ее гунны в 4 веке. Волна Великого переселения народов смела скифов и рассеяла по безграничным просторам Евразии.

После скифов остались полуразрушенные города и полные сокровищ  погребения скифов – курганы.

 

Ограбив добрую половину мира, скифы стали обладателями несметных сокровищ. Из всех  символов богатства, помимо скота, скифы больше всего любили золото. Золото скифов является предметом поисков  уже много веков. И сегодня продолжаются поиски скифских сокровищ и скифского золота. Наиболее  известные  места сосредоточения скифских сокровищ – курганы.

    

  Скифы использовали курганный способ захоронений. Простым воинам насыпали небольшие курганы и клали туда самые необходимые вещи. А вот знатного воина или царя хоронили со всеми доступными почестями. Эти «царские» курганы скифских вождей не имеют себе равных по масштабности сооружений и богатству  содержания нигде в Европе. Царские курганы достигали в высоту  до 20 метров, были диаметром до 200 метров  и представляли собой достаточно сложные  конструкции погребальных сооружений. Курган представлял собой   глубокий колодец  с подземными камерами и гробницей, коридорами, которые сверху закрывали многими слоями земли.

Большинство скифских курганов относится к IV— III вв. до н. э.— периоду наибольшего экономического, политического и военного могущества скифов.

    

   Много курганов вождей, царей, знатных воинов  расположено в Нижнем Приднепровье, в Крыму, Приазовье и на Нижнем Дону. Наиболее знаменитые из них: курган Пять братьев, возле хутора Колузаево Краснодарского Края, курган Куль-Оба, в окрестностях Пантикапея (Керчь, Крым), Мельгуновский курган около г. Кировограда, курган Чертомлык, у г. Никополя Днепропетровской область, курган Толстая Могила, в 10 км от кургана Чертомлык, у г. Никополя, Днепропетровской обл, Александропольский курган около г. Никополя Днепропетровской области , курган Солоха, с. Великая Знаменка, Запорожская область, курган Гайманова могила, с. Балки, Запорожская область.

     Много курганов и в Каменское городище, относящихся к 4 веку до н.э. – на левом берегу Днепра у г. Каменка-Днепровская, Запорожской области.

       

    Среди захоронений явно выделяются аристократические захоронения. Например, на вершинах гор Ак-Кая и Беш-Оба находится caмый большой аристократический могильник крымских скифов, относящийся к  IV в. до н.э. В Ак-Кае находится целый курганный некрополь, в котором курганы оригинально включены в рельеф гор. В горных районах Крыма сосредоточено около ста небольших курганов высотой  до 10 м. К таким же аристократическим захоронениям относятся  курган   Куль-Оба и курган Патиниоти. Каменный склеп под  курганом  Куль-Оба имеет вид  прямоугольника с уступчатым перекрытием высотой 5 метров. Скифский вождь покоится на ложе из дерева. Он одет в богато расшитые золотом одежды. Рядом с ним уложено оружие с богатыми украшениями, ювелирные изделия, золотые чаши и т.п. Похожим было и захоронение в кургане Патиниоти.

 

   

  Захоронения скифов характеризуют их быт, верования, ритуалы, культурные достижения. Забальзамированные останки  знатных воинов укладывали в специальную гробницу. В захоронение  укладывали и все, что считалось необходимым вождю в загробной жизни.  В курган вместе с царем  укладывались не менее 50 убитых слуг, столько же лошадей. Они создавали конный охранный отряд царя. Убитых воинов  сажали на коней, которых особым способом удерживали в стоячем положении. Збруя лошадей была из золота или серебра.  Часто в захоронение укладывали целые колесницы с лошадьми. Убивали и жен  вождя, и хоронили вместе с ним. Для них тоже укладывали их вещи, украшения, предметы быта.

    В специальных нишах ставили золотые и серебряные сосуды для питья. В больших бронзовых котлах оставляли пищу для покойников. Оставляли амфоры с вином.  Знатных скифов  хоронили в богатых одеждах и с дорогими украшениями. Наиболее распространенными были  золотые шейные гривны, бусы, золотые серьги, браслеты. Одежда, головной убор, погребальное покрывало были обшиты золотом. В могилу знатных воинов обязательно клали большой набор оружия: железные мечи, украшенные золотом, копья, луки со стрелами в специальном футляре (горите), оправленном золотой пластиной, панцири, пояса, шлемы.

В многочисленных курганах были найдены многие скифские  сокровища: панцири из железных чешуй, кинжалы,  железные копья с наконечниками в виде лаврового листа, бронзовые наконечники стрел, удила с бронзовыми, железными или костяными псалиями  в виде  лошадиных голов  или копыт, колчаны, украшенные золотыми  пластинами.  Найдено много бронзовых котлов, горшков, мисок, амфор. Больше всего в курганах найдено дорогих украшений из золота, серебра, драгоценных камней, бронзы. Найдены многочисленные предметы обихода, зеркала, гребни, пряжки, заколки для волос и много других ценных изделий, выполненных с большим мастерством.  Наибольший интерес  представляют предметы,  выполненные в «зверином стиле» — изображения различных зверей ( оленей, лосей, хищных птиц), восходящих к тотемным верованиям. Это визитная карточка скифской культуры.  Изображения выполнялись  при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы.

    

   

   Многие из найденных в курганах скифских сокровищ, представляют собой настоящие  высокохудожественные произведения и отнесены к шедеврам мирового искусства. Это, например, золотой гребень из кургана Солоха, электровый кубок из кургана Куль-Оба, серебряная амфора из Чертомлыцкого кургана, серебряная чаша из Гаймановой могилы и золотая пектораль — нагрудное украшение из Толстой могилы.

     

   Часть  скифских сокровищ из курганов – это изделия скифских мастеров, но многие вещи изготовлены греческими мастерами греческих городов-колоний или материковой Греции.

Многие курганы еще и сегодня хранят скифские сокровища.

1 comment on this postSubmit yours
  1. Уважаемые братья и сёстры! Как только Вы приблизитесь к древней истории алтайских скифов, ни коим образом не обойти Вам историю тюрков!
    Впрочем, историю Евразии тоже…

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message


Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress