Культ коня у народов Евразии-Скифии

IMG_5918_1Многолетние  исследования  автором  аборигенных  пород  лошадей  выявили
мощный пласт культурных традиций, связанных с почитанием коня, многие из ко-
торых  устойчиво  сохраняются  в  настоящее  время.  В  работе  представлено  обоб-
щение собственных наблюдений и многочисленных литературных данных.
Древнейшие свидетельства почитания коня в Старом Свете известны на тер-
ритории  Волго-Уральского  бассейна  еще  с VI-V тыс.  до  н.э.  Проявление  культа
коня в древности можно свести к нескольким вариантам:
•  жертвоприношения лошадей божествам: богине-матери, богу умирающей и
воскрешающей  природы,  небесным  солнечным  богам,  многие  из  которых  олице-
творялись в образе крылатых коней или ездили на таких существах, и т.п.;
•  жертвоприношения в погребальной обрядности. Конь – это посредник меж-
ду миром живых и небесной обителью предков. Он обязан сопровождать хозяина
в загробный мир, это сила, способная обеспечить возрождение к новой бессмерт-
ной жизни;
•  использование изображений коня, его частей (череп, кости, шкура, волос) в
разнообразных обрядах. Конь как посланник небес или небесный житель обладал
рядом  магических  свойств,  выступал  как  защитник,  оберег  против  несчастий,  бо-
лезней.
В  бронзовом  веке  у  представителей  ямной,  катакомбной,  срубной  и  андро
новской культур была широко распространена традиция захоронения черепов ко-
ней  или  отдельных  костей  посткраниального  скелета  (преимущественно  костей
конечностей);  встречаются  изображения  лошади  (фигурки,  подвески,  скипетры),
орнаментированные  кости  лошадей.  Вне  территории  южнорусских  степей  культ
коня  распространяется  значительно  позднее  (со  второй  половины – конца II тыс.
до  н.э.),  что  связано  с  приходом  или  влиянием  групп  индоевропейцев:  регионы
Западной Европы, Передней Азии, Кавказа, Египта, Индии, Средней Азии, Сибири,
Китая.
Kob26

В  период  с  раннего  железного  века  по  раннее  средневековье  включительно
захоронения  с  лошадьми  были  широко  распространены  у  кочевых  народов  (ски-
фы,  сарматы,  гунны).  Среди  племен  лесной  зоны  погребение  с  конем  являлось
устойчивым  обычаем  у  древних  литовцев,  финно-угров  и  у  контактировавших  с
ними племен. Для славянских племен в целом не характерно погребение умерше-
го с конем и такие находки интерпретируются как заимствования. Среди меря, му-
ромы, угров, некоторых булгарских групп Северного Поволжья, были распростра-
нены  «шумящие»  подвески–коньки,  выполняющие  магическую  функцию. OQx9Pwb-oec В I тыс.
н.э.  использование  коня  в  поминальных  обрядах  было  широко  распространено  в
Предкавказье,  Поволжье,  Южном  Урале,  верхней  и  средней  Оби,  Восточном  Ка-
захстане, Хакасско-Минусинской котловине, Алтае, Тыве, верховьях Енисея, При-
байкалье, северной и центральной Монголии, Приамурье. Это явление связывают
с гуннским, а чуть позднее с тюркским влиянием: так известны погребальные ком-
плексы с лошадьми в Молдавии,  Венгрии,  Средней Германии. Печенеги, а  затем
половцы, использовали части коня в погребальных обрядах во времена тюркских
каганатов. Ритуальные захоронения с лошадьми в Северной Евразии повсеместно
исчезают в первой половине II тыс. н.э. с утверждением на большей части терри-
тории  монотеистических  религий.  Лишь  в  некоторых  регионах  они  сохраняются
продолжительное  время:  у  казахов,  якутов,  алтайцев  обряд  захоронения  коня  в
сбруе встречается до XIX – начала ХХ вв.
У  большинства  народов  Северной  Евразии  отголоски  культа  коня  сохрани-
лись в быту и фольклоре (где он составляет значительный культурный пласт, ко-
торый здесь не обсуждается) до нашего времени.

Жертвоприношения  божествам.

Во  многих  регионах  такие  обычаи  продолManzushir_Khiid_149194575_f9e5350702_o
жают существовать, несмотря на установление монотеистических религий. У мон-
голов и калмыков существуют боги и духи предков, духи-хозяева местности и ро-
довых территорий: обо (монгол.) и эзн (калмык.). Жертвоприношения совершаются
у памятных мест и включают молочные продукты и мясо. Черепа и кости съеден-
ных  жертвенных  животных,  различные  предметы,  монеты,  оставляются  на  обо,
там  же  повязывают  кусочки  ткани,  хадаки.  Это  расценивается  как  жертва-дар,  в
обмен  на  который  ожидаются  растянутые  во  времени  и  пространстве  благодея-
ния: содействие благополучию семьи и скота, богатству. Жертвоприношения духу
огня и духу жилища молоком, кумысом или молочной водкой присутствуют в обы-
чаях монголов, якутов.
В ритуалах различных праздников, уходящих истоками в глубокую древность,
присутствуют в завуалированном виде жертвоприношения богам в виде поедания
жертвенных  животных  и  молочных  продуктов,  считающихся  символом  чистоты,
счастья,  носителями  благодати.  Монголы  и  калмыки  празднуют  Цагаан-сар – пе-
риод выгона скота на пастбище, начало весны и обилия молочных продуктов. Ве-
сенние и летние праздники приурочены ко дню весеннего равноденствия и летне-
го  солнцестояния,  окончанию  или  началу  определенных  хозяйственных  работ:
монгольский Надом, калмыцкие Урюс Сар и Мээдрин эргц, башкирские Сабантуй
(Hабантуй)  и  Йыйыне  (Йыйын),  казахские  Наурыз  и  Кумысмурындык,  якутский
Ысыах. Все они сопровождаются народными гуляниями и пиршествами, конными
скачками и конными играми. Кобыльим молоком (кумысом) окропляют коня побе-
дителя и наездника. Все это отголоски древнего обычая посвящения коня божест-
вам. Наиболее ярко это проявляется в якутском Ысыахе. В древности как празд-
ник Нового года он был тесно связан со временем приплода скота и обилием мо-
лока. Украшенные волосяными веревками салама ритуальные столбы выполняли
функцию «небесных коновязей», к которым привязывали посвященных белых ло-
шадей. Ысыах – коллективный праздник кумысопития: в день летнего солнцестояния  13176

устраивался  обряд  поклонения  небесным  божествам  (в  том  числе  и  светлой
богине Айыысыт), которым подносили в дар божественный напиток кумыс.
Сакральная функция коня. Наряду с культом плодородия, воплощенном в со-
лярной символике, конь был связан с хтоническими существами, смертью и погре-
бальным  культом.  Эта  функция  проявляется  в  различных  свадебных,  родовых,
поминальных  обрядах.  На  украшенных  лошадях  едут  сваты,  жених  и  невеста  (у
большинства народов); верховой конь был обязательным подарком жениху (у ка-
захов); новорожденного ребенка проносят сквозь стремя (у казахов). Захоронение
коня вместе с хозяином (ритуальное захоронение только коня) встречалось в раз-
нообразном виде у якутов и сохранилось до современности. У других народов по-
гребальный обряд захоронения личного коня трансформировался в ритуал поеда-
ния мяса специально зарезанной лошади на поминках, церемонию скачек, посвя-
щенных умершему человеку.

Магическая  функция коня.

 Конь как  небесный житель  или принадлежность
божественных  существ,  обладал  магической  силой.  Со  времен  Древней  Руси  че-
реп (голова) коня являлся наиболее традиционной строительной жертвой — обе-
регом,  охраняющим  постройки  и  строителей  от  злых  духов. 87a2080a57ac Якуты  в  основание
дома закладывают пучки волос с гривы или хвоста. Волосяная веревка (чагтага),
прикрепленная  к  центру  тооно (‘дымовое  отверстие’)  юрты  и  свернутая  опреде-
ленным образом у монголов выполняет функцию сбережения от несчастья, поже-
лания  достатка  и  благополучия.  Как  обереги  черепа  лошадей  вывешивались  на
заборы и ворота. Их не принято было попирать ногами, и они помещались на кам-
ни и возвышенности (у монголов, калмыков, башкир, казахов). В дальнейшем эта
традиция  видоизменилась.  Конек  на  крыше  (охлупень)  был  магическим  оберегом
дома, особенно долго эта традиция сохранялась на Русском Севере. Сейчас при-
крепление подковы на притолоку входной двери в русской традиции означает по-
желание счастья, благополучия и достатка семье, привлечение удачи.
Изображения  коня  также  несут  охранную  функцию.  У  славянских  народов
парные  головки  лошадей,  вырезанные  или  нарисованные,  встречаются  на  греб-
нях, посуде, прялках, колыбелях и кроватях, печах, лодках и телегах. Лошадиный
сюжет с солярной и аграрной семантикой широко встречается в народной вышив1305913928_7
ке русских, вышитых головных холщовых уборах (хараусах) и аппликации на верх-
ней  одежде  (ак  сэкмэн  и  елэн)  у  башкир.  У  якутов  изображение  головы  лошади
вырезали  на  матицах  домов,  погребальных  срубах,  различной  домашней  утвари,
оно венчало столбы коновязи (сэргэ).
Конский  волос  также  считался  носителем  магической  силы.  Башкиры  спле-
тенные из конских волос или кожи веревки брали с собой в дорогу, клали их около
себя во время сна. У якутов конский хвост использовался при камлании (дейбирь),
волосами из конской гривы и хвоста перевязывают обрядовую утварь (берестяное
ведро  с  кумысом,  ложки  и  т.п.)  при  проведении  празднеств,  шапочки  и  повязки,
связанные  из  конского  волоса,  служат  защитой  от  сглаза  и  болезней.  У  казахов
бытует поверье, что грива и хвост лошади оберегают от злых духов, бесов и опас-
ностей:  пучки  волос  использовались  как  талисманы  для  детей  и  беременных.  В
народной  медицине  шкура,  конский  волос,  молочные  продукты  широко  использу-
ются у казахов и якутов.
В  заключение  можно  отметить,  что  культ  коня  оказался  очень  устойчивым  со-
циокультурным явлением – он существует уже более 7 тысяч лет. Степень и продол-
жительность его сохранения у исследованных народов Северной Евразии зависит от:
количества разводимых лошадей и их роли в повседневной жизни (у кочевых народов
он  сохранился  в  более  разнообразных  и  многочисленных  проявлениях);  времени
влияния монотеистических религий (православие в Якутию пришло лишь в XVII в. и до
сегодняшнего дня здесь сохраняются наиболее яркие варианты культа коня).

tPr4jHWs008

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message

Листы

HotLog

Движение Новые Скифы © 2017 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress