Постоянные автономные зоны.

99faf1fdf5b6Теория временных автономных зон (ВАЗ) занимается, по возможности, не утопиями, но явлениями возникающими или уже существующими. По всему миру люди: покидают Сеть Отчуждения или «исчезают» себя из нее, пытаясь разыми способами восстановить человеческие контакты. Интересный пример этого — на уровне «городского фольклора» — повсеместное распространение групп и конференций «по интересам». Недавно мне попались на глаза фэнзины двух таких групп – «Crown Jewels of High Wire» (посвященный коллекционированию стеклянных изоляторов для ЛЭП) и журнал об, изучении реторт и перегонных кубов (под названием «Тыквы»). Эти увлечения высвобождают огромное количество творческой энергии. Разнообразные периодические встречи товарищей по безумию превращаются в настоящие, неопосредованные праздники эксцентризма. Свои ВАЗ, свои кочевые стоянки и ночи освобождения от Консенсуса ищет не только «контркультура». В рамках каждого «класса», каждой «субкультуры» появляются самоорганизующиеся автономные группы. Огромные куски Вавилонской империи сейчас практически опустели; там живут только масс-медийные призраки и несколько психованных полицейских.

Теория ВАЗ осознает, что это происходит, — мы говорим не о «следовало бы» и не о «будет», но о движении, существующем уже сейчас. Наша работа с разнообразными мысленными экспериментами, с утопической поэтикой, с параноидальным критицизмом и т.д. имеет целью прояснить это сложное и пока что почти не описанное движение, дать ему теоретическое обоснование и способ осознать себя и предложить тактики, вытекающие из согласования общих стратегий. Мы выполняем функцию повивальной бабки или панегириста, никак не «авангарда»!

И поэтому нам приходится осмыслить эмпирический факт: не все из существующих автономных зон «временные». Некоторые из их — по крайней мере, по замыслу — более или менее «постоянны». Какие-то из трещин в Вавилонском Монолите настолько пусты, что целые группы могут проникнуть в них и там поселиться. Чтобы осознать это явление и использовать его как можно полнее, были развиты некоторые теории, такие как теория «пермакультуры». «Деревни», «коммуны», «сообщества», даже «ковчеги», «биосферы» и другие модели утопического города уже находятся в стадии эксперимента и реализации. Однако и здесь теория ВАЗ может предложить полезные мысленные модели и кое-что прояснить.

Итак, каковы же поэтика («способ делать») и политика («способ сосуществовать») «постоянной» ВАЗ (то есть «ПАЗ»)? Какова на самом деле связь между временным и постоянным? И как ПАЗ может периодически обновлять и освежать себя, используя «фестивальный» аспект ВАЗ?

Вопрос гласности

Недавние события в США и в Европе показали, что самоорганизованные автономные группы вызывают у Государства ужас. Движение МОVЕ в Филадельфии, последователи Кореша в Вако, фанаты «Gratefult Death», «Хранители Радуги», хакеры-компьютерщики, сквоттеры и другие — все они, с той или иной интенсивностью, стали мишенью для геноцида. И, тем не менее, другие автономные группы остаются незамеченными или, по крайней море, избегают преследований. В чем разница? Один из факторов, возможно — злокачественный эффект гласности/информационного освещения. СМИ, как вампиры, жаждут кровавой пасхальной мистерии «терроризма» — принятого в Вавилоне публичного ритуала с искуплением вины, назначением козлов отпущения и принесением человеческих жертв. Как только какая-либо автономная группа попадает под этот «взгляд», пиши пропало — СМИ непременно устроят мини-Армагеддон, дабы удовлетворить собственную наркотическую зависимость от смерти и зрелищ.

Но ПАЗ по определению есть прекрасная цель для подобной масс-медийной «умной бомбы». Все, что ждет автономную группу внутри её осажденного жилища это дешевая предсказанная заранее мученическая смерть. По-видимому, такая судьба привлекает только невротических мазохистов. Так или иначе, большая часть групп предпочтет прожить отведенный им естественный срок и пройти свой путь в тишине и покос. И здесь хорошая тактика: избегать любого освещения в СМИ — так, как если бы это была буквально чума. Для этого полезно некоторое количество естественной паранойи — лишь бы только она не превращалась из средства в цель. Чтобы тебе позволили быть храбрым, надо быть хитрым. Немного маскировки, способность к не-видимости, чувство такта, принятое как тактика… все это полезно не только для ВАЗ, но и для ПАЗ. Скромные предложения: используйте только «камерные» средства информации (самиздат, телефонные списки, ВВS, бесплатное радио и мини-FМ, каналы публичного доступа по кабельному телевидению и т.д.) — избегайте конфронтации и мачистских, скандальных поз. Чтобы оправдать свое существование, вам не нужны пять секунд в новостях под заголовком «Полиция обыскивает логово секты». Полезный лозунг: «Жизнь, а не стиль жизни».

Доступ

По-видимому, люди должны иметь право самим выбирать, с кем им жить. Коммуны «с открытым доступом» всякий раз переполняются нахлебниками и жалкими сексуально озабоченными уродами. ПАЗ должны сами выбирать себе жителей, «элитаризм» тут не при чем. Возможно, следует устраивать временные открытые мероприятия — организовывать фестивали, раздавать бесплатную пищу и т.д. — но нет никакой нужды постоянно держать двери открытыми для всякого пробегающего мимо самопровозглашенного «симпатизанта».

Реальное возникновение альтернативной экономики

Еще раз повторим, это происходит уже сейчас — но чтобы увидеть это в четком фокусе, нужно еще много работы. Субэкономики «черного рынка», трасакций без уплаты налога, бартера и т. д. сейчас сильно ограничены и имеют лишь местное значение. ВВS и другие сетевые системы могли бы помочь связать эти региональные/маргинальные «экономики» (в смысле «управления домашним хозяйством») в жизнеспособную альтернативную экономику заметой величины. Что-то похожее уже описал П.М. в проекте «боло-боло»… На самом деле, разработано уже несколько подобных систем, по крайней мере в теории.

Важнейший вопрос таков: как построить настоящую альтернативную экономику, то есть экономику полную и самодостаточную, не привлекая внимания налоговой службы и прочих цепных псов капитализма? Как мне обменять мой опыт, скажем, сантехника или самогоноварителя на книги, пищу, жилье и психоактивные растения, не платя налогов или даже вообще не пользуясь фальшивой монетой, выпущенной Государством?

Как вести комфортабельную, даже роскошную жизнь, не вступая ни в какие взаимоотношения или трансакции с Миром Товара? Если бы можно было взять всю энергию, потраченную левыми на демонстрации, и всю энергию, потраченную либертарианцами на бессмысленные идиотские игры в «третью партию», и все это направить на построение реальной подпольной экономики, «революция» произошла бы давным-давно.

«»Мир» закончился в 1972 году»

Опустошенное чучело Абсолютного Государства окончательно рассыпалось в 1989 году. Капитализм, последняя идеология — не более чем экзема на коже Позднейшего Неолита. Это машина желаний на холостом ходу. Я надеюсь дожить до его полного разжижения, как на картинах Дали. И когда гнойник прорвется, хотелось бы иметь место, куда деться. Разумеется, смерть Капитализма вовсе необязательно повлечет уничтожение всей человеческой культуры монструозными годзиллами; это всего лишь фильм ужасов, самим Капитализмом пропагандируемый. Все же естественно ожидать, что загипнотизировавший сам себя труп будет корчиться в спазмах, прежде чем наступит последнее окоченение,- и не слишком умно пережидать шторм в Лос-Анджелесе или в Нью-Йорке. (А шторм, возможно, уже начался.) [С. другой стороны, Нью-Йорк и Лос-Анджелес — не худшие возможные места для создания Нового Мира; можно представить себе районы, целиком захваченные сквоттерами; уличные шайки, превратившиеся в Народную Милицию, и т.д.] Так вот, цыганско-бродяжнический образ жизни, возможно, хороший ответ на продолжающееся разложение Слишком Позднего Капитализма — но я лично предпочел бы старый добрый анархистский монастырь где-нибудь далеко — традиционное место, в котором «ученые» пережидают «Темные века». Чем в большей степени мы организуем это сейчас, тем проще нам будет потом Я не говорю о «выживании» — меня не интересует только «выживание». Я хочу процветать. Назад в Утопию.

Праздества

ПАЗ выполняет ключевую функцию узла в сети ВАЗ, места встречи для широкого круга друзей и союзников, которые не обязательно постоянно живут на «ферме» или в «лесах». В древности в деревнях устраивали ярмарки — община богатела, путешественники могли торговать, и для всех участников создавалось особое, праздничное пространство/время. В наши дни праздник становится важнейшей формой собственно ВАЗ, но также может приносить обновление и свежие силы для ПАЗ. Я помню, как читал где-то, что в Средние века в году было сто одиннадцать праздничных дней мы должны это принять в качестве «утопической программы-минимум» и стремиться к большему. (Примечание: Утопическая программа-минимум, предложенная Ш. Фурье, включала в себя больше еды и секса, чем мог позволить себе средний французский аристократ ХVIII века; Б. Фуллер для аналогичной концепции предложил термин «абсолютный минимум».]

Живая земля

Я считаю, что есть много вполне эгоистических и рациональных причин предпочитать «органическое» (оно сексуальнее), «естественное» (оно лучше на вкус), «зеленое» (оно красивее), Дикое (оно болыпе волнует). Communitas в терминологии П. Гудмена, или convivality («компанейскость»), в терминах И. Иллича — попросту приятнее, чем их противоположность. Живая земля не обязательно противоречит органичному городу — маленькому, но страстному человеческому клубку, отданному искусствам и слегка декадентским прелестями цивилизации, очищенной от принудительного одиночества и гигантомании. Но даже те из нас, кому больше нравятся города, видят непосредственный гедонистический смысл в борьбе за окружающую среду Мы — воинствующие биофилы . Глубинная экология, социальная экология. пермакультура, соответствующие технологии… мы не слишком разборчивы в лозунгах, Пусть расцветает тысячи цветов.

Типология ПАЗ

«Безумная религия» или бунтарское направление в искусстве могут стать чем-то вроде нелокальной ПАЗ — как более интенсивная, чем обычно, поглощающая целиком группа по интересам. Другая модель ПАЗ без географических границ — тайное общество (вроде китайских тонгов). Но «идеальный вариант» — это то свободное пространство, которое прорастает в свободное время. Сутью ПАЗ должно стать постоянное усиление, бесконечное растяжение во времени всех радостей — и опасностей — присущих ВАЗ. Продолжением же и усилением самой ПАЗ станет… Утопия здесь и сейчас.

Хаким Бей (Питер Лэмборн Уилсон)

Hakim_Bey-1024x768

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message

HotLog

Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress