Эсхатологические представления старообрядцев Чайковского района Пермского края

17200032_13Старообрядчество — уникальное явление отечественной истории и культуры, оно представляет собой комплекс многообразных общественных течений, которые объединяет стремление к нерушимости старой догматики и церковной обрядности. Возникшее на почве разногласий по церковно-обрядовым вопросам при Никоновской реформе православной церкви, оно существует уже 350 лет.

История старообрядчества в 17-19 веках самым тесным образом связана с освоением глухих районов Российского государства, с заселением его окраинных земель.

Долгое время Прикамье, голубой Урал, суровое и прекрасное, оставалось самой восточной цивилизованной окраиной русского государства и, поэтому сюда стекалось старообрядческое население.

Пермский край занимает одно из первых мест в России по числу старообрядческих общин и старообрядческого населения. В течение всего 19 века самым старообрядческим уездом был Осинский, особенно его юго — западная часть, основой которого является современный Чайковский и Еловский район. Старообрядчество Чайковского района продолжает существовать, хотя основной массе верующих уже за 70 лет, поэтому занимаясь собиранием материала еще можно зафиксировать традиции, быт, мировоззрения старообрядцев характерный для дореволюционных и довоенных лет. В результате, первые кассеты с воспоминаниями о былом были записаны автором в 1999 году, постепенно опросы были направлены на выявления особенностей обрядовых, бытовых и мировоззренческих. В результате ежегодных экспедиций накопился большой материал, частью которого являются материал, представленный в этой статье.

Старообрядчество в Чайковском районе представлено несколькими согласиями, относящиеся к направлению «поповских» и «беспоповских». Еще в конце 19 века, священник Савинского прихода П. Пономарев отмечал, что «Деревня Альняш представляет из себя селение в 130-150 дворов, из которых православных только два дома, остальные же раскольничьи. Среди старообрядцев деревни 20 дворов поморских, остальные — часовенные».[1] В районе д. Завод — Михайловский и Камбарского завода проживали старообрядцы белокриницкого согласия, которых называли «австрийцы», «австрия», «австрийские».

В деревнях было представлено поморское, часовенное и бегунское согласия. Чаще всего в небольших деревнях проживали семьи одного согласия: «У нас здесь всего три фамилии было: Русиновы, Мельниковы и Порошены, потом понаехали все. У нас все староверы были».[2] В селах и в деревнях с большим количеством дворов были представлены все согласия: «Старообрядцы тоже подразделялись. Одни в одно место идут молиться, а другие в другой конец улицы. Поют одинаково, молются одинаково».[3]
Старообрядцы часовенного согласия противопоставляют себя по отношению к другим согласиям. Они считают, что именно они старообрядцы, староверы, так они себя и называют. Другие согласия, например поморское, часовенные не относят к старообрядчеству, хотя считают ближе к себе, чем к мирским: «Мы старообрядцы, а эти поморцы они тоже ближе к нам, к нашей вере. Они поморцы тоже говорят, мы — староверы, но мы, же еще не только староверы, а старообрядцы, старого обряду еще»[4], «Мы староверы, старой веры. Она самая первая вера»[5], «Старая вера, давнешная вера»[6]. Часовенные, часто использовали название «кержаки», объясняя это тем, что их деревни называли «кержацкими», а их «кержаками». Этим самым они определили свою конфессиональную принадлежность. Православные говорят, что «Кержак — это крепкий. Они были зажиточными»,[7] чаще всего так называли жителей д. Ивановка, д. Пески, д. Ефремовка. Часто информанты отмечали, что староверы — это «крепковеры»: «Была стара вера, ну те кто крепко веровали, крепковеры», «Да, были такие крепкие семьи, как здорово верили в эту веру».

Сами часовенные считали свою веру самой старой и правильной. Вот только несколько местных преданий, которые объясняют появление старой веры: «Староверы знаешь от куда появилися, это старая, старая вера, это тысячи лет идет. Все были люди на земле, все одинаковы, не мирских, а все староверы. Вот решили до неба построить башню. Стали эту башню построить, хотели узнать, чё там в небе делаться. Уже большую построили, и Бог им языки сменил, дал им 77. Он смешал всех людей, вот и стали все люди разного языка и веры и не стали понимать друг друга. Вот тогда появились и мирские, и старовера, и татара»[8].

Главное отличие между поморцами и часовенными заключалось в том, что поморцы ходили на моленье в белой одежде, признавали только «литые» иконы и крестились по-другому: «Мы крестили в этом году Машу, дак мы ездили в Злыдарь. Крестила в пруду, но не так как бабушка. Она не подала им`я святой воды, а положено три ложечки дать святой водички. Да они круглый год в речке крестят»[9].

Странников называли «голбешниками», «дырниками», а их веру — «голбешной». Первые странники или бегуны, как отмечает Пономарев П., появились во второй половине 19 века. В настоящее время представителей данного согласия на данной территории не зафиксировано, поэтому на вопросы о «голбешниках» информанты отвечают, что это было давно, хотя рассказы среди местного населения бытуют до сих пор. «Голбешники — это шибко давно было, это не правда»[10].

Так как, странники в данной местности появились позже, чем основное население, то их противопоставляли староверам, отмечая, что «Голбешники — это другая вера была»[11]. Если же они селились в деревни, то жили отдельно, замкнуто, не общаясь с местным населением, что порождало массу мифов о них: «Были какие- то голбешники, они никого в избу не пускали, их усадьбы отдельно стояли, срамным делом занимались»[12]. Само название «голбешники» данная группа старообрядцев получила, потому что они молились в голбцах: «Они молилися в голбцах и хоронили своих родственников в голбцах. Щас другие веры»[13], «Голбешники, че такое, я не понимаю, но когда переворот — от стал, плохо стало, при Сталине, они в подполье молились, у них там всё было»[14], «Голбешников в Сарапулке много было. Говорили, что в дырочку молилися, слыхать, слыхала, но не видала»[15], «Голбешники, дырники были, но кто таки не знаю. Раньше в деревню других не пускали»[16], «Голбешники, у них есть видимо своя подпольная изба или нижний этаж, это подпол, а раньше был голбец, они там собирались».[17]

Если различия внутри старообрядческих согласий прослеживался в поминальной, крестильной обрядности, а также в костюмных молельных комплектах, то разница с «мирскими» была не только в обрядовой жизни, но и в бытовой, а также в мировоззрении. Это связано с тем, что в силу их религиозных убеждений, этнической обособленности и преданности старине сохранили много специфического древнерусского в своем быту, в своем мировоззрении, в своей культуре.[18]

Для того, чтобы понять особенности быта и обрядности старообрядцев, нужно разобраться в особенностях их мировоззрения. Исследователи подчеркивают, например К. Товбин в работе «Русское старообрядчество и Третий Рим», что старообрядческое мировоззрение — это мировоззрение, характерное для всех русских людей в средневековье. Во всём русском обществе широко распространяются мысли о падении благочестия во всём мире, о скором Конце Света, о том, что Антихрист наступает, о том, что православные — правоверные всех стран должны скорее объединиться под началом Божьего помазанника — российского царя[19]. Сам же раскол стал для них свидетельством того, что Антихрист «уже прокрался и внутрь Церкви, в Россию».

Крайне настроенные старообрядцы для спасения двинулись в глубь страны, в поисках Беловодья — земли, где можно свободно исповедовать свою веру, и построить ту Русь, которую они потеряли при реформе. Такой уголок они нашли на территории Прикамья.

У местных старообрядцев ярко выражено эсхатологическое воззрение, учение о конечных судьбах мира и человека. Это связано с мыслью о Втором пришествии и Страшном суде, после победы над Антихристом.

Старообрядцы считают, что царство Антихриста или «Интихриста» уже настало, и человек своими поступками определяет, куда он попадет: «Интихрист, он к дьяволу относится, если пост не соблюдаю. Постняк — в праву руку, к ангелу, а кто не постует, не признает ни моленья, ни милостыни — он на леву руку, к Интихристу»[20]. Источниками эсхатологического учения в старообрядческой среде были книги, именно из книг «учёны», «грамотны» люди, «угодники божии», которые чаще были наставниками («батюшки», «дедушко», «настоятель»), брали учение о Конце света: «У неё книга была кака — то лессовая, там показано как за грехи — то мучат будут и потом была книга про Господя Бога, там все было нарисовано и написано»[21], «Между Ивановкой и Булындой жил дед, он был старцем, он в лесу один жил, к нему все верующие приходили, у него книга была, там написано было. У дяди Маноши тоже писалось, что земля будет окутана тенётами, железные кони по полям ходить будут, корабли летать будут»[22].

Старообрядцы считают, что Антихристов мир — это внешний мир, который окружает человека, потому что в этом мире много искушений: «Судить грех, переговаривать шибко грех, а мы грешны. Всё грех, а как жить. Постные дни, молосные. В постные молосное не надо. А вот че — то говорят, чё в уста идет не грех, а кто их устов идет, вот большой грех».[23]

Почти все информанты подтвердили, что внешний мир грешен изначально, потому что в нем нарушаются заповеди Господни: «вот мы в селе живем, увидим человека, а осуждать человека нельзя, большой грех, и говорим, о пьянущий идет, вон как напился, а эта идет, губы накрасила — осуждаем мы, не надо осуждать. Кто не осуждает, тебя Господь Бог не осудит»[24]. Проявления этого мира несут в себе «бесовский след», поэтому результаты прогресса изначально греховны: «Бабушка 90 лет с лишним прожила, в больнице не была, считала, что грех, даже радио проводить не давала»[25], «радио, телевизор — это все грешно, это бесовское»[26]. Но со временем, старообрядцы принимают нововведения, например, сейчас каждый старовер пьет чай, а в деревнях, до сих пор, сохранился самовар в каждом доме, хотя еще в 60ые годы «старики» считали, что это грех. «Чаю тятя не пил и в семье не разрешал его варить. Самовар называл «шипучая змея» и «нечистый дух»[27], также запрещалось прививать людей: «Прививка — нарушение тела, созданного Богом, и значит это великий грех»[28], «Крестил дедушко один, у него оспа глаза унесла, раньше не прививали»[29]. Но сейчас старообрядцы отошли от старых ограничений, почти у всех есть радио, у некоторых есть телевизор, и все обращаются при болезни к медицине.

Старообрядцы стали понимать, что живя среди людей, они невольно, но будут нарушать божьи заповеди. Сегодня только старообрядчество (прежде всего беспоповское) сохраняет понятие «замирщение», то есть нарушение церковных канонов, запрещающих православным христианам общение с иноверными, некрещёными, еретиками и отлучёнными не только в молитве и таинствах, но, без нужды, и в пище, и в быту. <…> Даже посуду, которой когда-либо пользовался еретик, считают осквернённой, непригодной для христиан.[30] Поэтому путь к спасению своей души, старообрядцы видели в уходе от мира в скиты, которые находились в малодоступных местах. «Скиты раньше тоже были, раньше многи угодники божии уходили в скиты, далеко от селения, там жили они одни, люди в скиты уходили, в леса, в поля, в землянках жили, чтобы никого не видеть и не осудить, ведь иногда не хочешь осудить, да осудишь».[31]

В христианском учении есть система знаков, предзнаменований, которые предвещают приход Антихриста и Конец света. Как уже отмечалось, старообрядцы считали, что время Антихриста уже настало, поэтому осталось только одно, ждать знаков, знамений, событий, которые предвещают Конец света и Великий суд. Самым главным предвестником приближения Конца света будет потеря благочестия на земле и не истинность веры христиан. Старообрядцы считают, что количество церквей, которые стали появляться в настоящее время, не спасет человечество от суда, потому что вера не истинная. Потеря благочестия заключается в том, что «молитвы забыли, заповеди нарушаем», а бесы — слуги Дьявола везде: «Мы все сейчас едим, Господи Исусе не скажем, Боже Милостив не скажем, все без молитвы, все без крестов. Ведь бесы везде, он наплюет, нахаркает, а мы потом заболеть можем».[32] С приходом Антихриста, окружающий мир изменится: «Будут ходить железные кони по полям, а воздух будет огорожен цепями»[33], «Русь с Ордой смешается, земля будет окутана тенётами, железные кони по полям ходить будут, корабли летать будут».[34]

Искушение нарушить заповеди преследуют человека. Всё новое соблазняет его, заставляя отказаться от старого, правильного, а значит от веры и Бога. Именно поэтому старообрядцы считают, что «бес сильняя Бога, все теперь пошло не из — под Бога».[35] Все хорошее и плохое, что совершил человек, заносится в список. «Все в списках будут, потому что у каждого человека грехи есть».[36] Именно этими списками пользуется Господь и Антихрист для определения места человека загробном мире — ад или рай. Несмотря на пессимизм, существует выход для верующих — это исповедь перед смертью: «Нам грешным, надо обязательно исповедаться перед смертью, рассказать все грехи, просить прощение у Господа Бога, и нас Господь может, лишит кое — каких грехов».[37] Такое понимание исповеди, старообрядцы объясняют библейским сюжетом о распятии Христа: «один разбойник говорит, что «нас за дело, а вот его за что, этого человека распияли не за что, так прости меня?». Он прощение у Господа Бога на кресте попросил, и он его простил, и он самый первый вошел в рай — этот разбойник. Так он говорил, что если бы Иуда попросил у меня прощение, я бы его тоже простил, а вот Петрь молился, просил со слезами и он его простил, хотя и отрекся»[38]. После смерти человека начинается борьба за его душу между Богом и Дьяволом: «когда человек умирает, душа у него уходит, а эту душу хотят черт к себе затащить, с другой стороны ангелы её охраняют. И есть там весы, душа положена на скалку на какую — то, и показывают, сколько грехов, сколько хорошего. Вот был нарисован черт, стоит с одной стороны и давит на весы, чтобы перетянуло, чтобы к нему попало и ангел, что бы к нему»[39].

Кроме предсмертной исповеди, нужно обязательно молится за умершего, замаливая его грехи в мирской жизни. Все это подготавливает человека к Великому суду и Концу света.

Предвестниками Конца света и Второго пришествия будут природные катаклизмы и социальные кризисы. «Говорят, пойдет огненная вода по земли, ну не как вода, а такой огонь. И поделит землю на три аршина, аршин чуть поменьше метра, потому что земля вся осквернена, выгорит вся земля оскверненная»,[40] «Перед Концом Света все будет гореть, люди захочут пить, ничего не надо будет, лишь бы попить, шибко пить захочут. Будет такой шум, 12 громов, все люди обомрут, мертвые встанут»,[41] «Сперва будет два лета сподряд, а после этого будет наводнений и людей останется мало, а потом будет огненная война»,[42] «людей будет на земле, маково семечко некуда пасть» «Страшной суд будет, будет все сжигать».[43] Как видим, роль огня символична. Огонь, в представлениях староверов, выступает как очистительная сила, он уничтожит все живое, что склонно к греху. Это представление пришло из апокрифа Откровение Петра, где во время Страшного суда по земле протечет огненная река, которая очистит землю от греха. «+и все на земле будет гореть, и море стант огнем, и под небом будет пламя жестокое¸ которое не погаснет».[44]

После очищения земли от грехов человеческих, наступит Второе пришествие, Бог спустится на землю, чтобы совершить Страшный суд. И узрят все, как Я сойду на вечно сияющем облаке+ И повелит Он им, дабы пошли они в огненный ручей, а дела каждого предстанут перед ними. И воздастся каждому по делам его. Что до избранных, делавших добро, придут они ко мне и не узрят огня, пожирающего смерть. Но злодеи, грешники и лицемеры будут стоять в глубинах неисчезающей тьмы, и кара их — огонь+ Введу Я народы в вечное Царствие Мое и дам им Вечное+».[45] «Говорят, что скоро будет переставление века, на небе образуется крест и Господь слезет со своим престолом с небеси и начнет судить людей, а то людей будет на земле, маково семечко некуда пасть. Живые все умрем, а мертвые все восстанут»[46]. «По леву сторону, раз там все знают, писано там все уже, по леву сторону грешники будут, по праву сторону праведники и тогда Господь осудит, он не долго судить будет, потому что у него все готово. Когда всё осудит, грешников цепями захватит этот Антихрист и потащут к себе, а праведные все около Господа Бога будут»[47]. У старообрядцев часто встречается неканоническое представление о Страшном суде, например, «Вот говорили, что когда страшный суд будет и Бог спросит тебя, ты веришь в Господа Бога, ты скажешь верю, если веришь, то прочитай молитву «Верою во единого Бога Отца», если ты знаешь, значит ты веришь, если не знаешь, значит не веришь».[48] Такое вызвано тем, что староверы чаще читали короткие молитвы, «Господи Исусе», «Богородицу» и др., из — за своей неграмотности, поэтому наставники «запугивали» прихожан адом: «Нам наставник говорил: «Шел один путник и наступил на череп, череп и говорит, я говорит в аду кипю, а тут в низу, говорит, в смоле кипят». Кто знат?».[49] После суда настанет Конец света, но в старообрядческом учении, праведники попадут не в рай; они останутся на земле, очищенной от греха, обретут праведную землю. «Земля выгорит и нарастет земля новая, белая, как снег, на ней всякие цветы, растения будут, ну все, и праведники будут жить на ней, а грешники будут, под землю уташат их, там и сырость и грязь»,[50] «мала мера останется людей и от них пойдет человеческий род новый и опят будет благочестие на земле»[51], «Тогда людей не останется, а останется очень мало, они пойдут по пустыне и встретятся и обнимутся, как брат с сестрой встретятся»[52]. Самый безнадежный пессимизм, пронизывавший эсхатологические построения староверов, все-таки оставлял возможность маневра, который заключался в том, что все ужасы конца мира», конца света» состоятся в царстве антихриста, а для истинных христиан», не подчинившихся, не покорившихся его власти, это будет началом царства Божия на земле.[53]

Староверы, со дня раскола, живут ожиданием Конца Света, острота эсхатологических ожиданий может быть разной, это зависти от тех или иных условий. Например, в царствование Петра I ожидание последних дней было особенно остро. Именно постоянное ожидание Страшного суда и уверенность в уже наступившее царство Антихриста, послужило причинной того, что староверы верили в свою избранность. Они считали, что Бог возложил на них определенную миссию, именно они должны строго соблюдать все заповеди Господни и поддерживать благочестие на земле. «Она еще говаривала, скольк-от на земле если будет старовер, то земля ишшо будет держаться на староверах».[54] Если же староверы будут помнить о своей миссии, то «Бог может продлить этот срок, если благочестие»[55], «Если будет снова благочестие на земле, Бог может прибавить веку, может убавить».[56]

Таким образом, эсхатологическое воззрение — это основа старообрядческой веры. Этика, быт староверов базируются на учении о конце света. Мы видим, что старообрядческое учение придерживается строгой последовательности событий, которые приведут к концу света. Самым главным признаком является наступление царства Антихриста. Наступления Второго пришествия будут сопровождаться такими явлениями как технический прогресс, природные катаклизмы. Но самое главное, что свидетельствует о скором наступлении последних дней — это социальные кризисы: войны, демографические проблемы, потеря нравственности и религиозности. Информанты отмечают, что «много вер будет, потом всех в одну веру будут вбивать».[57] По их мнению, немногим праведным, которые не отрекутся от Христа и будут начинателями нового рода человеческого, будет даровано царство Божье на земле. Данное объяснение итогов Страшного суда основывается на мифе о Ноевом потопе: «Вот Ноева потопу была, это было уже как 2 тысячи лет, вот Бог добавил немногу жизни, потому что благочестие опять стало. Она рассказывала, это как анекдот, что ковщег — то мужик строил, он всех взял на ковщег, он сколько годов ходил, все строил, а жена — то все хочет узнать. Она называется прелестница, она под вид змеи, что жена — что она. Она сходила в лес, насобирала хмелю, напарила его и напоила. Он захмелися и рассказал её, что хожу, ковщег строю, потому что будет Ноева потопа. Он пришел на утро, у него все разволилосё, то что он все жене сказал, он вновь стал строить и построил, и как говорят всех взял. От этого опять все пошло заново», «Когда — то был Ноев потоп, но когда вода отступила, люди опять жить стали, так опять и будет».[58]

В результате анализа представлений старообрядцев часовенного согласия Чайковского района о Втором пришествии Христа и Конце света, приходим к выводу, что в основе эсхатологического учения старообрядцев лежит средневековое представление о конце света. В тоже время, происходит трактовка тех или иных явлений в современной интерпретации: «Будут ходить железные кони по полям, а воздух будет в тенётах. Тенёта — это провода, а кони — это трактора».[59] Источником эсхатологических представлений являются книги, на которые постоянно ссылаются информанты. Но, к сожалению, точных названий этих книг установить не удалось. При анализе эсхатологического учения стало ясно, что в его основе лежит апокриф «Откровение Петра», хотя прямых указаний на этот источник не было.
Целостность, хорошая сохранность этого учения объясняется тем, что в Чайковском районе еще проживает довольно большое количество часовенных старообрядцев, которые являются одним из самых замкнутых и «строгих» направлений старообрядчества. Они поддерживают связь с другими идеологическими центрами часовенного старообрядчества — Ревда, Пермь, Сибирь. На воззрения местных старообрядцев повлияло учения бегунских согласий и их духовная литература, например книга «Цветник». Не смотря на то что, эсхатологические ожидания характерны для старообрядческого населения, но это учение активно бытует среди «мирского» населения данного региона. Как уже отмечалось выше, никто не знает, когда настанет Второе пришествие, но ожидания последних дней не ослабевает, а даже, скорее, наоборот: «не нам грешным знать, чё будет нам за великие грехи, но чо- то будет». [60]
 Санникова Е.
[1] Пономарев П. Раскол в пределах Савинского прихода //ПЕВ, 1897, с. 114.
[2] Записано от Суханова (Тиунова) У. Т. с. Фоки ур. д. Вороны, 1924 г. р
[3] Записано от Малышевой Н. Е. д. Лукинцы 1939 г. р.
[4] Записано от Поповой (Гребенщикова) Е. О. с. Фоки ур. д. Ивановка, 1929 г. р.
[5] Записано от Щелкановой Я. Т. д. Лукинцы ур. д. Вороны, 1941 г. р.
[6] Записано от Суханова (Тиунова) У. Т. с. Фоки ур. д. Вороны, 1924 г. р
[7] Записано от Чудова Л. И. с. Фоки, 1928 г. р.
[8] Записано от Щелкановой Я. Т. д. Лукинцы ур. д. Вороны, 1941 г. р.
[9] Записано от Щелкановой Я. Т. д. Лукинцы ур. д. Вороны, 1941 г. р.
[10] Записано от Щелкановой Я. Т. д. Лукинцы ур. д. Вороны, 1941 г. р.
[11] Записано от Суханова (Тиунова) У. Т. с. Фоки ур. д. Вороны, 1924 г. р.
[12] Записано от Порошиной Ю. П.д. Маракуши, 1937 г. р
[13] Записано от Щелкановой Я. Т. д. Лукинцы ур. д. Вороны, 1941 г. р.
[14] Записано от Олисовой (Пермякова) А. Е. д. Лукинцы ур. Дуброво, 1933 г.р.
[15] Записано от Суханова (Тиунова) У. Т. с. Фоки ур. д. Вороны, 1924 г. р.

[16] Записано от Глумовой Л. И. д. Маракуши ур. Ивановка, 1925 г.р.

[17] Записано от Чудова Л. И. с. Фоки, 1928 г. р.

[18] Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII — XX вв. М., 2004 г. С. 197.

[19] Товбин К. М. Русское старообрядчество и Третий Рим// http://www.starovery.ru/pravda/history.php?cid=319

[20] Записано от Олисовой (Пермякова) А. Е. д. Лукинцы ур. Дуброво, 1933 г.р.

[21] Записано от Щелкановой Я. Т. д. Лукинцы ур. д. Вороны, 1941 г. р.

[22] Записано от Чудова Л. И. с. Фоки, 1928 г. р.

[23] Записано от Козговой (Русинова) А. Т. д. Маракуши, 1925 г.р.

[24] Записано от Поповой (Гребенщикова) Е. О. с. Фоки ур. д. Ивановка, 1929 г. р.

[25] Записано от Козгова А. Л. д. Лукинцы, 1938 г. р.

[26] Записано от Щелкановой Я. Т. д. Лукинцы ур. д. Вороны, 1941 г. р.

[27] Записал Кузмин Н. П. в апреле 1963 г. от Сахаровой Т. Г., 1885 г. р. Из фондов Чайковского филиала ГУК Пермского областного краеведческого музея.

[28] Записал Кузмин Н. П. в апреле 1963 г. от Горбунова С. А., 1880 г. р. Из фондов Чайковского филиала ГУК Пермского областного краеведческого музея.
[29] с. Фоки, от Сухановой У. Т, 1924 г. р., староверка.

[30] Станкевич Г.П. Старообрядчество в Древней Руси // Старообрядецъ. — 2003. — 27. — С. 2.

[31] Записано от Поповой (Гребенщикова) Е. О. с. Фоки ур. д. Ивановка, 1929 г. р.

[32] Записано от Поповой (Гребенщикова) Е. О. с. Фоки ур. д. Ивановка, 1929 г. р.

[33] Записано от Мурадовой К. А. д. Лукинцы 1935 г. р.

[34] Записано от Щелкановой Я. Т. д. Лукинцы ур. д. Вороны, 1941 г. р.

[35] Записано от Суханова (Тиунова) У. Т. с. Фоки ур. д. Вороны, 1924 г. р.

[36] Записано от Поповой (Гребенщикова) Е. О. с. Фоки ур. д. Ивановка, 1929 г. р.

[37] Записано от Поповой (Гребенщикова) Е. О. с. Фоки ур. д. Ивановка, 1929 г. р.

[38] Записано от Поповой (Гребенщикова) Е. О. с. Фоки ур. д. Ивановка, 1929 г. р.

[39] Записано от Чудова Л. И. с. Фоки, 1928 г. р.

[40] Записано от Поповой (Гребенщикова) Е. О. с. Фоки ур. д. Ивановка, 1929 г. р.

[41] Записано от Щелкановой Я. Т. д. Лукинцы ур. д. Вороны, 1941 г. р.

[42] Записано от Олисовой (Пермякова) А. Е. д. Лукинцы ур. Дуброво, 1933 г.р.

[43] Записано от Суханова (Тиунова) У. Т. с. Фоки ур. д. Вороны, 1924 г. р.

[44] Откровение Петра \\ Книга апокрифов. СПБ, 2004 г. стр. 381.

[45] Там же.

[46] Записано от Суханова (Тиунова) У. Т. с. Фоки ур. д. Вороны, 1924 г. р.

[47] Записано от Поповой (Гребенщикова) Е. О. с. Фоки ур. д. Ивановка, 1929 г. р.

[48] Записано от Суханова (Тиунова) У. Т. с. Фоки ур. д. Вороны, 1924 г. р.

[49] Записано от Олисовой (Пермякова) А. Е. д. Лукинцы ур. Дуброво, 1933 г.р.

[50] Записано от Поповой (Гребенщикова) Е. О. с. Фоки ур. д. Ивановка, 1929 г. р.

[51] Записано от Щелкановой Я. Т. д. Лукинцы ур. д. Вороны, 1941 г. р.

[52] Записано от Олисовой (Пермякова) А. Е. д. Лукинцы ур. Дуброво, 1933 г.р.

[53] Гурьянова Н. С. Эсхатологическое учение староверов и мессианское царство//www.philosophy.nsc.ru/journals/humscience/2_00/02_gurianova.htm#_edn1

[54] Записано от Щелкановой Я. Т. д. Лукинцы ур. д. Вороны, 1941 г. р.

[55] Записано от Чудова Л. И. с. Фоки, 1928 г. р.

[56] Записано от Щелкановой Я. Т. д. Лукинцы ур. д. Вороны, 1941 г. р.

[57] Записано от Суханова (Тиунова) У. Т. с. Фоки ур. д. Вороны, 1924 г. р.

[58] Записано от Щелкановой Я. Т. д. Лукинцы ур. д. Вороны, 1941 г. р.

[59] Записано от Мурадовой К. А. д. Лукинцы 1935 г. р.

[60] с. Фоки, от Сухановой У. Т, 1924 г. р., староверка

 

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message


Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress