Тюркские руны в Скандинавии

Е.А. Мельникова в книге «Скандинавские рунические надписи: Новые находки и интерпретации. Тексты, перевод, комментарий» пишет о том, что превалирующее в ранних скандинавских рунических надписях было направление письма справа налево, то есть также, как и в древнетюркской руническом письме.
Для датских рунических камней характерны маски с круглыми глазами и длинными усами. Это явно изображение древних тюрок.
Одним же из первых рунических мастеров в Скандинавии считается мастер по имени — Гуннар (Gunnarr), создавший два подписанных памятника; еще 42 памятника атрибутируются ему на основании стилистических, палеографических и языковых особенностей. Они находятся главным образом в Упланде. Надписи, выполненные Гуннаром, архаичны и по языку, и по орнаментике. Текст располагается, как правило, на замкнутой дважды изогнутой полосе. На обоих подписанных и на подавляющем большинстве приписываемых ему памятников имеются кресты; он часто использует формулу «Бог да поможет его душе». Творчество Гуннара, видимо, может датироваться первой четвертью XI в..
Одна из древнейших скандинавских рунических надписей находится на ковельском копье, которое аналогично «германским» [на самом деле – сарматским = тюркским] парадным копьям 2-3 вв. н.э.. Руническая надпись на ковельском копье специалистами (Л.Виммер) читается справа налево, т.е. от втулки к острию. Возможно, что это тюркские тамги. Кроме рунической надписи на копье имеются и другие символы: кружки с точками посередине [тюркская тамга Абак, по О.Сулейменову, — «муң». Символ встречается на оленных камнях в Сев.Туве, на тазминских стелах, на раннескифских рисунках бронзовых зеркал, на шаманских бубнах хакасов, шорцев, алтайцев], а между ними – полумесяц, обращенный к ребрышку; свастика с двойными изогнутыми концами; свастика обычного типа; знак в виде колоса (по три отростка с каждой стороны с удлиненным стеблем), а также зигзагообразная фигура с закругленными концами. В.Краузе считает, что последний знак состоит из двух крючков, соединенных линией, и может быть символом молнии. По определению Р.Хахманна этот знак на наконечнике является сарматским. Эти знаки идентичны знакам, также повернутых и вправо, и влево на трех наконечниках того же типа, все они найдены на территории Польши. По исследованию символики на германских парадных копьях С.А. Яценко, Г.Добжаньской и А.В.Пивоварова данный знак – это сарматская [Тюркская!] клановая, фамильная тамга, которая встречается у гуннов и тюркских родов карачаевцев и балкарцев [известна как тамга Науруза].
Вывод: самые первые рунические надписи в Скандинавии однозначно принадлежали Тюркам, а скандинавская руника развивалась из тюркского рунического письма и символики тамг.

На фото: ковельское копье и руническая надпись на нём

AQojJZT6eo0

1 comment on this postSubmit yours
  1. Эти руны на языке Саха читаются как «Дуо hиэр Мэ Kү Дьаhа hиэр
    Өй Энньэ. а так читается «Дуо hиэр мөкү дьаhа hиэр өйү анньыа» в переводе:
    «Нравственность (духовность) божественного пути заколет худой ум, сбившийся с божественного пути.
    Автор: Кузьма Федоров

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message

Листы

HotLog

Движение Новые Скифы © 2017 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress