Флаг Новых Скифов над Памиром!

2017 год объявлен в Таджикистане Годом молодежи. Особый интерес к проблемам, которые имеют непосредственное отношение к молодежи, не случаен. Таджикистан – страна молодежи. Одной из важнейших задач в сфере культурной политики и образования является формирование у молодежи устойчивого интереса к изучению природного богатства и историко-культурного наследия таджикского народа. Поэтому Гумилевский клуб в 2017 году предпринял две этнологические экспедиции в рамках реализации проекта «Сакральная география Таджикистана» в Согдийскую область и в Горно-Бадахшанскую автономную область. Участниками экспедиции стали студенты и преподаватели Российско-Таджикского (славянского) университета, члены Гумилевского клуба, директор Московского Центра Льва Гумилева Павел Зарифуллин.

Участники экспедиции, участники движения «Новые скифы» посетили уникальные историко-культурные и географические объекты Таджикистана, изучив историю их возникновения и значение в жизни таджикского народа.

Экспедиция в ГБАО, предпринятая по инициативе Московского Центра Льва Гумилева 29 июня – 5 июля 2017 года, способствовала развитию межгосударственного и межрегионального сотрудничества на основе продвижения идей Льва Николаевича Гумилева, который считал, что этносы, живущие на обширных пространствах Евразии, связывает не только историческое прошлое, но и будущее.

Общая протяженность маршрута составила более 1850 км, а высота, на которую поднялись ее участники, доходила до 4344 метров над уровнем моря. Дорога прошла через строящуюся Рогунскую ГЭС. Гумилевцы увидели место рождения реки Вахш при слиянии рек Сурхобу и Хинхобем. Через перевал Хабуробод участники экспедиции оказались в центре Дарваза городе Калай-Хумбе, в 6 км от которого располагается древний Карон. На горе Зогик на высоте 1700 м археологи обнаружили поселение, в котором люди жили уже в 3-2 тыс. до н э, в эпоху арийской цивилизации. Участники экспедиции увидели находки археологов: водопроводные трубы, глиняную посуду, светильники и др. предметы древности.

Маршрут экспедиции пролегал по популярному туристическому маршруту, часть которого – Ваханская ветвь Великого Шелкового пути: Калай-Хумб – Хорог – Гарм-Чашма – Каахка – Ямг – Ямчун – Вранг — Лангар. Через перевалы Харгуши и Куй-Тезак экспедиция вышла на Памирский тракт и вернулась в Хорог.

30 июня после официального визита к мэру г. Хорога Матобшозода Арамбегим Бозор участники экспедиции отправились в поселок Поршнев к святому источнику Носири Хусрава, где познакомились с Алифбеком Хишоловым, отец которого был лично знаком с Л.Н. Гумилевым. В Хороге особый интерес вызвала экскурсия на строительную площадку кампуса Университета Центральной Азии.

Находясь в г. Хороге участники экспедиции посетили уникальный ботанический сад – один самых высокогорных ботанических садов мира, основанный в 1940 году. Сотрудники Ботанического сада рассказали о его коллекциях, об истории создания, научной работе. В Ботаническом саду ведутся работы по акклиматизации деревьев и растений к горному климату. Гумилевцы не могли пройти мимо 15 тополей, которые были высажены в честь союзных республик.

После экскурсии в ботанический сад, гумилевцы приняли участие в научной конференции «Памир в исследованиях русских ученых и путешественников», которая была организована Институтом гуманитарных наук АН РТ и Московским Центром Льва Гумилева. В работе конференции приняли участие научные сотрудники Института, преподаватели Хорогского государственного университета им. М. Назаршоева, заведующая кафедрой культурологии, педагогики и психологии Российско-Таджикского (славянского) университета Ладыгина О.В., студенты университета Рахмонов Р., Самадова З., специалист Национального музея Таджикистана при исполнительном аппарате Президента РТ Вохидова М. и другие. Участники конференции обсудили положение жителей горного Бадахшана до его присоединения к России, о роли российских пограничников в обустройстве жизни и быта населения Памира, о вкладе в его изучение И. Зарубина, М. Андреева, А. Снесарева, Б. Громбчевского и др. исследователей.

С особым воодушевлением участники конференции поддержали инициативу старшего преподавателя ХГУ Н. Гулмадшоевой об организации Гумилевского клуба при университете.

2 июля, после напряженной научной деятельности, участники экспедиции окунулись в нарзанные ванны Гарм-Чашмы и родоновые в Авдже и продолжили сбор этнографического материала.

Таджикистан богат не только историко-культурным наследием и природными достопримечательностями, но и замечательными, уникальными в своем роде людьми. В поселке Дашт Ишкашимского района они встретились с музыкантом и мастером изготовления музыкальных инструментов Масайн Масайновым.

Выйдя на Ваханскую ветвь Великого шелкового пути, гумилевцы посетили одну из древнейших крепостей Западного Памира Каахка, начало строительства которой относится к III веку до н.э. На возвышающейся в северо-западном углу цитадели расположено несколько дворцовых помещений. У примыкающего к реке и защищенному башнями участку, в прошлом через узкое русло реки Пяндж был переброшен мост. Фортификационное сооружение находится недалеко от селения Наматгут. Название селения происходит, по мнению востоковеда И. Стеблин-Каминского, от санскритского слова «наматгата», что означает «священное место». Именно здесь гумилевцы подняли свой флаг.

Другая крупная крепость, над которой развивался флаг гумилевцев, находится в 75 км от Каахка над селением Ямчун. Ее возраст около 2000 лет. В народе эта крепость называется «замри оташпараст» — замок огнепоклонников. На ее территории находился зороастрийский храм.

Еще одна достопримечательность Ямчуна, которую посетили участники экспедиции, — источник Биби-Фатима. Температура воды в источнике круглый год превышает 40 градусов по Цельсию. Вода содержит радон, а также другие полезные элементы. Самые отважные, забравшись в образовавшуюся узкую нишу, загадали свои заветные желания.

Среди ваханских селений участники экспедиции посетили селение Ямг, в котором проживал местный ученый, богослов, поэт, путешественник Суфи Мубораккадам, создатель уникального солнечного календаря, с помощью которого он определял дни календарных праздников. В одном из старинных домов сельский учитель Айдар создал музей Суфи Мубораккадама, который так же посетили гумилевцы.

Здесь собраны сделанные руками Муборака музыкальные инструменты, предметы быта, ткацкий станок, написанные им книги, рисовая бумага, которую он также изготавливал сам.

Помимо торговых караванов по памирским трассам Великого Шелкового пути проходили паломники и миссионеры. Археологические исследования свидетельствуют о доисламских верованиях бадахшанцев, которые поклонялись огню, солнцу, проповедовали культ предков и почитали Будду. Над селением Вранг, на изрытом искусственными пещерами утесе расположен буддийский комплекс IV-VII веков, состоящий из трехступенчатой ступы и монастырских помещений, окруженных стеной с башнями.

Замыкает таджикскую часть Ваханской долины поселок Лянгар — самое высокогорное селение на Южном Памире в Ваханской долине, расположенное на высоте 3000 метров над уровнем моря. У Лангара реки Вахандарья и Памир образуют реку Пяндж. Здесь участники экспедиции увидели петроглифы.

Многочисленные памятники истории и культуры на Ваханской ветви Великого Шелкового пути позволили А. Зелинскому назвать этот участок Великим Памирским путем.

Дальше путь прошел через перевал Харгуши и Куй-Тезак в Аличурскую долину, где расположено немало уникальных по своей красоте озер. Но самое удивительное озеро Яшилькуль — зеленое озеро. Такое название озеро получило по темно-зеленому и бирюзовому цвету воды.

Яшилькуль – полупрудное озеро площадью 36,1 кв. км и глубиной до 50 м. Из него вытекает река Гунт, несущая свои воды к Хорогу в реку Пяндж. Предполагается, что озеро образовалось в результате обвала, который перегородил реку Аличур. Подтверждением данной версии являются арабские надписи на скалах. Пронизывающий холодный ветер и температура воды, которая не бывает выше 14 градусов по Цельсию, не позволили искупаться всем участникам экспедиции, но самые закаленные гумилевцы все же отважились войти в воду. В Аличурской долине великолепные пастбища, на которых нагуливают жир могучие памирские яки. Сфотографироваться с ними было настоящей удачей.

Останавливаясь в памирских домах, участники экспедиции изучали особенности архитектуры памирского дома, его символику, быт, одежду, украшения его обитателей, а также элементы танца.

Живое общение с местными жителями способствовали развитию у участников проекта навыков позитивного диалога, основанного на принципе взаимного уважения и понимания, популяризации русского языка как языка межнационального общения. Участники экспедиции сформулировали тематику и поставили перед собой задачи изучения проблемы сохранения и развития уникального культурного наследия таджиков. Были также уточнены перспективы дальнейшей работы над уже существующими исследовательскими проектами.

Ладыгина Ольга,
Председатель Гумилевского клуба в Душанбе

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message

Листы

HotLog

Движение Новые Скифы © 2017 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress