Косточка из катакомбы

Насчет археологии. Как всякая наука она разрушает мифы. В восточной Европе это очень важно, ибо местная интеллектуальная традиция уж очень насыщена стремлением создать себе свой миф. Это от слабости. Пограничный регион между мощными мирами-империями.
Выдумки исторического мифа тут стоят на втором месте по значению после выдумки языка.
Археология же дает реальное знание о прошлом и потому тотально враждебна местному интеллектуализму.
Мне это в археологии как раз и нравится.
Но есть в археологии одна особенность, которая делает часть археологии искусством или учением. Это — исследование курганов, захоронений, могил…
Уж не знаю, почему так сложилось. необходимости концентрироваться именно на покойниках в самой науке нет. Но так сложилось, что археология действительно во многом связана с раскапыванием могил.
Вот взять мой опыт. 18 лет мне исполнилось в Крыму в Северо-Крымской археологической экспедиции. 19 — в Саяно-тувинской экспедиции в Туве.
Так в Крым умы копали все. Это бьыла т.н. новостьроечная экспедиция. Не привязанная к теме. Если кохозу или строитлеям надо было что-то распахать, а это что-то числилосьт археологическим памятникорм, то по законодательству, они были обязаны вызвать археологов и оплатить им раскопки. Потому эта экспедиция считалась жутко сложной. Надо было быстро работать и постоянно ездить по новым объектам.
В общем, опыт для студента-историка был идеальный.
Так вот, релоаьно это были в основном какие-то могилы. Я считал людей, окторых раскопал сам. За сезон это было 82 человека разных эпох и народов.
Ин7огда семьями.
каждый раз, когда кисточкой и ножиком зачищал костяк, я вдумывался в этого человека.
Кто он был. Что он сотворил в жизни такого крутого, что ему друзья насыпали такой здоровый курган. Это и сейчас сложно. А тогда же и лопат как таковых не то чтобы не было. А они были очень несовершенными.
Тризна по покойнику на кургане. мы, разумеется, особенно сосредотачивались на месте этой священной пьянки. Там бывали неожиданные находки.
Сам костяк с вещами при нем.
кувшин с чем-то. Меч. И т.д.
Помню, мне попалась однажды в сетпи очень тяжелая могила. Так называемая катакомба. Это глиняный домик с входом туда. Его надо было выскоблить изнутри и осторожно расчистить захоронение. Очень неудобно. Через проход извивашешься скоблишь ножом домик изнутри.
В этой катакомбе лежали 4 человека. мужчина. Его обняла женщина. И за женщину держались 2 маленьких ребенка. У детей кости тонкие. Рассыпаются. С ними было очень много возни. суток трое. Там даже нож был избыточен. Я расчищал их кисточкой.
Еще и жарко было. Как раз это был август. Крым. Степь. Солнце.
Помню, мы с начальником очень внимательно обдумывали, кто эти люди.
Я уж не помню, какая там археологическая культура и какой народ использовали для захоронений катакомбы. Кажется, тавры. Помню, что начальник особенно интересовался таврами и буквально охотился за их могилами.
Мы хорошо расчистили эту могилу. Все по всем правилам зафиксирвоали. Сфотографировали. Зарисовали. Там целая наука, как это делать.
И вот он мне показал тогда на эту семью и сказал: надо очень качественно раскапывать. ты хорошо работаешь. Но вот эту косточку ты сдвинул немного в сторону. Надо было не ножом. а кисточкой.
А понимаешь, мы же уничтожаем то что раскапываем. мы вроде как ищем историю. Ищем знание. Но на практике вот этот курган стоял тысячи лет. А мы его раскопали. И больше его не будет. Все. мы его уничтожили.
И вот эта семья — мы ее тоже уничтожили. А кто-то же их так любил, что сделал катакомбу. Положил их туда. Видишь, как эта женщина любила своего мужа.
И потому надо очень честно все сделать по методике: каждую косточку. Каждый черепок надо зафиксирвоать как оно было. Написать в отчет экспедиции. Чтобы ученые не ошиблись в выводах, когда будут зимой разбираться с отчетом. (у археологов лето — поле, а зима — думают, разьираются. что там накопали летом).
И у нас было кроме такой высокой культуры труда, одно правило: мы никогда не играли костями. Забирали в Киев череп, а остальные кости, как правило, закапывали неа этом же раскорпе в одном месте. Этих людей надо было уважать. Они не винговатвы, что мы пришли и их вскрыли.
Вечерами у нас был время от времени не то чтобы ритуал…. Нам полагалось по 50 кажется грамм спирта каждый день, чтобы не подхватить чуму или иную инфекцию. Люди умирали от разного. скажем, эта семья в катакомбе явно умерла от инфекции. Там на костяках не было повреждений, как при убийстве. И инфекция живет в курганах долго.
Нам полагался спирт мыть руки.
Разумеется, мы его выпивали. И всегда это было 50 грамм за упокой этих раскопанных нами людей.

Юрий Шевцов

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message

HotLog

Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress