Гора Сатыр-тау. Исполняющая желания

Знаменитая гора Сатыр-тау (гора Шатёр). Она похожа на сарматские царские курганы в Оренбургской области, но грандиознее их в сотни раз.
Говорят, что если поднимешься на неё и загадаешь желание, то оно непременно сбудется.
А вот недалеко ещё одна красивая гора — Сусак-тау. Летом молодёжь с окрестных деревень, да и просто проезжие, любят на неё взбираться. Прямо под горой протекает река Дёма. Под горой есть, пожалуй, единственный на этой, спокойной в общем-то реке, водопад. Небольшой, но все-же.
Гора так сильно возвышается над окрестностями, что когда стоишь на вершине, кажется, что ты стоишь вровень с Солнцем.
Как археолог по образованию, я подумал, что древние люди не могли обойти стороной такую красивую гору, чтобы не оставить на ней следов и начал внимательно присматриваться. И действительно, на северо-западном склоне обнаружил нетронутый курган. Скорее всего, средневековый.
Край очень богат на исторические события и памятники. Здесь, в основном живут минские башкиры, потомки переселённых сюда в 14-м веке, родов, кочевавших в Крыму и Северном Причерноморье вместе с чингизидом Габдуллой-ханом. После поражения Тохтамыша от Аксак-Тимура, край остался без правителя. И Тамерлан для управления местными племенами, послал своего наместника — хана Габдуллу. Тот привел с собой с Крыма несколько подчинённых ему родов. Так появились минцы в бассейне реки Демы. А местная топонимика обогатилась Крымской.
А в ещё более раннее время здесь обитали сарматы. Акинаки и специфические сарматские наконечники стрел до сих находят местные жители на своих огородах.
Ближайшая деревня — Кипчак-Аскарово — по преданию, основана в середине 16-го века, башкирами, спешившими на помощь, осаждённой Иваном Грозным, Казани, откуда-то с более восточных областей Башкирии. Но по дороге было получено известие, что Казань пала и люди остались на том месте, где их застала весть и основали деревню.
Если приглядеться к фотографии, то в нескольких километрах за Кипчак-Аскарово, виднеется ещё одна деревня — Сарышево. Там тоже живут кипчаки. Это Родина моей матери — поэтессы Гульфии Юнусовой. Мой дед — Азнагул — прошёл простым солдатом две войны — финскую и Отечественную. Но в деревне, где и кроме него было много ветеранов, почему-то его называли «генералом». Его отец был драгуном в царской армии и служил 25 лет. Одна из его жён была Казанской татаркой, которую он привёз со службы.
Когда дед вернулся комиссованным, после форсирования Днепра, дома его ждала печальная весть. Два малолетних сына Зуфар и Ахтар умерли от болезни. Поэтому, моя мама, родившаяся уже после войны, в 1948-м году была желанным и любимым ребёнком. После неё родилось ещё шестеро братьев и сестёр. Одного из них, в честь умершего брата, назвали Ахтаром. Жизнь продолжалась.
Ещё дальше находится деревня Чебенли. Говорят, что это родовое гнездо асаба (не припущенных, а коренных башкир). Рядом с селом находится место, где была деревня, которое так и называлось — Башкорт.
Чебенли знаменито тем, что там родился Герой Советского Союза, ветеран 122-й Башкирской кавалерийской дивизии, Булатов Худат.
Вообще, Альшеевский район знаменит тем, что это Родина самого большого количества Героев Советского Союза среди всех других районов Башкириии. Так-то.
Совсем недалеко от горы Сатыр-тау находится небольшая украинская деревенька Отрада. Еще один Герой Советского Союза — Рабоволюк Михаил, уроженец именно этой деревни.
А на самом горизонте, на этой же фотографии виднеется возвышенность. Это гора Нарстау. За ней находится деревня Ильчегулово. Легендарный конь Керчь (Карлугас), который прошёл вместе с Башкирской кавалерийской дивизией весь её боевой путь от Ефремово в Тульской области до Берлина, был взят на фронт из колхозной конюшни этой деревни. Когда об этом узнал Главный инспектор кавалерийских войск маршал Будённый, он отдал распоряжение вернуть коня на Родину, на заслуженный отдых. И говорят, что когда коня вели на привязи со станции Раевка до Ильчигуловои дошли до горы Нарстау, Керчь узнал родные края, громко заржал, взвился на дыбы, сорвался с поводьев и поскакал.
И доскакав до деревни, до которой было ещё несколько километров, не мог успокоится и бегал по улицам, приводя в изумление селян еще довольно долго. Старики тоже узнали коня и плакали.
Если в Башкирии когда-нибудь и будет решено поставить памятник коню, то это непременно должен быть памятник именно героическому Керчю (Карлугасу).
На обратном пути, спускаясь с горы, обратил внимание ещё на несколько любопытных камней:
Прямоугольной формы, явно со следами обработки, камень по структуре не местного происхождения. Видимо, когда-то он был чьим-то надгробием.
И ещё один одинокий валун и рядом кучка более мелких камней. Кто их сюда положил? Зачем? Загадка.
А желание на горе мы, все-таки, загадали.

Артур Идельбаев

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message

HotLog

Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress