Ледовый поход Балтфлота

Совсем недавно мы закончили статью о выступлении «красы и гордости революции» — матросов Кронштадта и на одном из наших собраний была прочитана лекция Павла Зарифуллина «Солнечный Русский», которую он посвятил как раз матросам революции, как некий министр юстиции Эстонии Урмас Рейнсалу заявил что эстонское правительство не исключает возможности сноса исторического мемориала Маарьямяэ.
Следя за попытками молодых государств Прибалтики, вся история государственности которых насчитывает менее ста лет, нам стало интересно что же скрывается за таким непонятным для русского уха названием. Порывшись в интернете, оказалось что это довольно большой мемориальный комплекс посвященный нескольким событиям из разных эпох территории которая зовется сейчас Эстония.
Итак, первая часть мемориала, собственно которая и побудила нас написать сей очерк, представляет собой 35-метровую колонну воздвигнутую в 1960-м году в честь героического «ледового похода» Балтийского флота из Ревеля в Кроншадт в 1918-м году. Вторая часть сего комплекса была воздвигнута спустя пятнадцать лет и представляет собой две ладони высеченные в доломитовой стене согревающиеся о не гаснувший в советское время «вечный огонь». Ну и третья часть это мемориала появилась уже во времена обретения Эстонией независимости от СССР. Там установили три каменных креста «в память борцов против красных войск в 1944 году», так сейчас называют тех, кто сражался в рядах 20-й эстонской дивизии СС и других формированиях эстонских коллаборационистов.
Указанный нами министр юстиции эстонского государства, заметил что на реконструкцию данного памятника мемориального комплекса требуется около 1 млн долларов, а их у Эстонии нет. Более того, лично он считает что «в них нет никакой святыни» и по его данным они не занесены в реестр памятников. Мы уверены конечно что, кресты посвященные СС-вцам останутся нетронутыми и государство найдет на них деньги, а вот реставрировать остальные памятники точно не будут и снесут а остатки закатают в бетон, тем более что посвящены они подвигам другой страны. Правительство государства — правопреемника СССР, Российская Федерация скорее всего пошлет возмущенную ноту протеста правительству Эстонии, и на этом простимся над еще одним «вечным огнем», и одним из немногих памятников рассказывающих о давно забытом подвиге русских моряков. О самом же подвиге мы и постараемся Вам сейчас рассказать. О подвиге, котором и сейчас мало кто знает…
Для начала следует описать обстановку, которая и привела непосредственно к Ледовому походу русского флота. Итак, в октябре 1917 года в России произошла очередная революция и к власти пришла коалиция из большевиков, левых эсеров и анархистов. Следуя своей политике, лидер Совнаркома В. И. Ленин выпускает «Декрет о мире» и приступает к мирным переговорам с Германией в Брест-Литовске. Следует заметить что его союзники по властной коалиции, левые эсеры, не принимают этих мирных переговоров и в знак протеста после подписания мира народные комиссары — эсеры — выходят из Совнаркома, правда при этом оставаясь в Советах и других правительственных учреждениях, в том числе и ВЧК. В результате, подписания мирного договора Россия теряла около 1 млн кв км своей территории и более 50 млн человек, т. е. около трети своего населения. Также в результате этого договора молодое Советское государство теряло более четверти обрабатываемой сельскохозяйственной земли, четверть всей железнодорожной сети и более трети текстильной промышленности, более трех четвертей выплавки железа и стали, практически всю добычу каменного угля и изготовление сахара и много чего еще. Но самое главное что Россия должна была демобилизовать армию и флот, а корабли Балтийского флота должны были быть выведены из своих баз в Эстонии и Финляндии, в противном случае при занятии этих баз наступающими оккупационными немецкими войсками, корабли были ли бы реквизированы в пользу флота Центральных держав, то есть Германии.
Германское командование прекрасно осознавало что, навигация в Балтийском море в марте — начале апреля невозможна и поэтому русский флот не успеет уйти из Ревеля (ныне Таллин) ни в Гельсингфорс (Хельсинки), ставший к тому времени уже столицей союзного Германии государства — Финляндии, ни тем более в Кронштадт. Тем не менее, глава Совнаркома В. И. Ленин посылает в Центробалт телеграмму с требованием срочного вывода кораблей Балтийского Флота из Ревеля через Гельсингфорс в Петроград, Л. Д. Троцкий ставший к тому моменту наркомвоенделом шлет прямо противоположную телеграмму с требованием флоту остаться и помогать местным красногвардейцам как Эстонии, так и Финляндии. Тем не менее, Центробалт решает провести эвакуацию судов русского флота из Ревеля через Финляндию в Петроград, таким образом сохранялась основная ударная сила Балтийского флота и одновременно укреплялась обороноспособность колыбели мировой революции — Петрограда.
Руководство по этой спецоперации, принял на себя простой русский морской офицер А. М. Щастный. Это кадровый офицер, до революции дослужившийся до звания капитанам 1 ранга, имел боевой опыт. Он отчаянно сражался в русско-японскую войну под Порт-Артуром, имел ранение, был пленен, за участие в боевых действиях получил ордена св. Станислава и св. Анны 2-й и 3-й степени. По призыву новой власти пошел служить на создающийся на основе старого императорского флота — новый, Рабоче-Крестьянский Красный Флот. К моменту начала героического похода русского флота в Петроград, новая власть присвоила А. М. Щастному звание контр-адмирала и должность «начальника Морских Сил Балтийского моря», а по факту командовал Балтийским флотом.
Итак, в условиях приближения к Ревелю по суши и по морю немецких сил из Петрограда прибывают ледоколы «Ермак», «Волынец» и «Тармо» и началась эвакуация с вывода трех подводных лодок 19 февраля. А уже 22 февраля началась общая эвакуация, в этот день «Ермак» повел в Гельсингфорс первую группу кораблей состоящую из 2 подлодок и 2 транспортов.
Немцы осознавая что русский флот, вот-вот вырвется из их ловушки попытались внезапной атакой в ночь на 24 февраля захватить прикрывающие с моря Ревель береговые батареи Вульф и Нарген, но русские моряки открыв ураганный огонь их отогнали. Не теряя времени зря, и понимая что каждый день может очень дорого обойтись в этот же день вышел еще один отряд кораблей в составе 2-х подлодок, 3-х тральщиков, минного заградителя, транспортных и вспомогательных суден. Следующий день показал что красные моряки не зря так спешили, потому что утром немцы совершили авианалет на Ревель, а в 19.00 немецкие части уже вошли в город и Ревель был оккупирован. Но в это время большинство русских кораблей начало движение в сторону Гельсингфорса, а город потряс грохот разрывов это наши минеры под руководством Р. Р. Грудмана подорвали все береговые батареи на побережье и островах Вульф и Нарген, включая мощные 12-дюймовые башенные орудия. Всего же в ходе операции по выводу кораблей из Ревеля в Гельсингфорс было спасено около 60 судов, в том числе 5 крейсеров и 4 подлодки, при переходе была потеряна всего одна подлодка, а немцам достались только 8 старых подлодок и часть вспомогательных судов.
Собрав отряды кораблей со всей Балтики, «красный адмирал» Щастный решил вести весь флот в Кронштадт, для этого он разбил его на три отряда. Первый отряд вышел 12-го марта впереди проламывая сплошные льды шли ледоколы «Ермак» и «Волынец», и 17-го числа отряд включающий в себя три линкора и три крейсера уже вошли на рейд Кронштадта. Даже трудно себе представить с какими трудностями столкнулись русские моряки на последнем этапе своего легендарного ледового похода. Погода стояла мягко сказать не майская, холодный морской ветер задувал со всех сторон, обмерзали конечности и судна практически каждого отряда кораблей рисковали попасть в плен не только к немцам, но и получившим независимость финнам. О реальном риске захвата русских кораблей сказал тот факт что, уже 3 апреля высадились части «Балтийской дивизии» фон дер Гольца у г. Ганге (Ханко), в котором русские моряки из-за отсутствия ледоколов уничтожили 4 подлодки, плавбазу «Оланд» и сторожевик «Ястреб». Такая же судьба ждала и 7 британских подлодок, плавбазу «Амстердам» и 3 парохода, которые стояли на свеаборгском рейде и сражались в составе Балтийского флота с начала Великой войны. С занятием немцами Ганге, возникает и и вполне реальная угроза взятия войсками противника Гельсингфорса, поэтому не стали медлить с выводом в море второго отряда русских кораблей. 5 апреля, в очередную годовщину победы русских дружинников над отрядами Тевтонского ордена на Чудском озере, из Гельсингфорса вышел второй отряд кораблей в составе двух линкоров, двух крейсеров и трех подлодок. Этот переход осложнился еще и тем что, ставшие независимыми, финны захватили два наших ледокола «Волынец» и «Тармо», поэтому линкор «Андрей Первозванный» сам торил себе путь, пока на третьи сутки не встретил спешивший им на помощь ледокол «Ермак» под прикрытием крейсера «Рюрик». 10 апреля, корабли второго отряда благополучно показались на рейде Кронштадта.
Времени не оставалось совсем, поэтому вслед за вторым, с 7 по 11 апреля вышел и последний, самый крупный отряд Балтийского флота. Корабли выходили разными группами по мере готовности, для того чтобы соединиться потом в море и при помощи четырех ледоколов прийти в Кронштадт и Петроград. Сам Щастный уходил на штабном корабле «Кречет» из Гельсингфорса в тот момент когда немцы уже вели бои в пригородах бывшей столицы Княжества Финляндского. 14 апреля немецкие войска окончательно заняли Гельсингфорс, в этот момент в различных портах Финляндии еще находилось 38 боевых кораблей и 48 торговых судов, которые были интернированы немецкой стороной. Сам же «красный адмирал» Щастный возглавив выведенную эскадру и встретив в пути еще один отряд русских кораблей, сформированный в Котке, благополучно бросил якорь в Кронштадте 20 апреля.
Всего в ходе этой операции проведенной в тяжелых погодных и политических условиях, путем свершения неимоверного подвига как Алексеем Михайловичем, так и простыми русскими моряки были спасены от позорной сдачи врагу 226 кораблей, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 миноносцев, 12 подлодок и 5 минных заградителей, 10 тральщиков и 15 сторожевиков, а также 7 ледоколов. Помимо всего прочего, не стоит откидывать и то что, было спасено две бригады воздушного флота и вооружение и вооружение крепости и фортов, другое военное имущество и снаряжение.
Спасенный флот составлял ядро Балтийского флота, и вывод его в Кронштадт и Петроград вынудили барона Маннергейма отказаться от своих планов по ликвидации в результате боевых действий Петрограда как столицы России и превращение его и прилегающей территории городов-спутников (Царское Село, Гатчина, Петергоф и др.) в «свободный город-республику» наподобие Данцига.
Но 3 мая 1918 года в Петроград приходит тайная директива Л. Д. Троцкого о подготовке кораблей Балтийского флота к уничтожению. У моряков узнавших о приказе уничтожить с таким трудом спасенные корабли, которые для многих стали уже родным домом, вызвал бурю негодования. 11 мая на кораблях минной дивизии, которая стояла на Неве, была принята резолюция: «Петроградскую коммуну ввиду ее полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения родины и Петрограда распустить и вручить всю власть морской диктатуре Балтийского флота». А уже 22 мая на III съезде делегатов Балтфлота была принята резолюция что флот будет уничтожен только в бою.
Троцкий не терпящий неповиновения, вызывает Щастного в Москву, где по прибытии его и арестовывает: «за преступления по должности и контрреволюционные действия». И уже менее, чем через месяц «красный адмирал» предстал перед Революционным трибуналом при ВЦИК. Алексей Михайлович свою вину не признал. Троцкий же наоборот яростно обличал героя: «Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между Советской властью и флотом. Сея панику, он неуклонно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя». То есть, спасение флота согласно «демону революции» являлось «сеянием паники» и «углублением пропасти». Несмотря на то что, адвокатом А.М. Щастного был В. А. Жданов, а члены Президиума ВЦИК левые эсеры подавали апелляцию, наш герой был приговорен к смертной казни и в эту же ночь был расстрелян в саду Александровского военного училища. В одном из своих предсмертных писем он писал: «В революцию люди должны умирать мужественно. Перед смертью благословляю своих детей Льва и Галину, и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину».
Заслуги А. М. Щастного признавали даже в кругах белой эмиграции, вот что по этому поводу писал Сергей Мельгунов: «Капитан Щастный спас остаток русского флота в Балтийском море от сдачи его немецкой эскадре и привел его в Кроншдадт. Он был обвинен, тем не менее, в измене. Обвинение было сформулировано так: « Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь ее впоследствии использовать ее против Советской власти». Главным и единственным свидетелем против Щастного выступил Троцкий. Щастный был расстрелян «за спасение Балтийского флота»».
Советская же власть поспешила забыть о том, кого еще совсем недавно чествовала как героя и кого называла «первым красным адмиралом».
Такова вкратце история подвига и человека под руководством которого его совершали, памятник которому сейчас независимая Эстония собирается снести. Память о том героическом времени и подвиге уже практически забыта и известна только узким специалистам, снос же памятника окончательно сотрет память о тех героических людях которые, даже в условиях крушения старого и рождения нового миров знали и помнили о том, что такое честь и верность Родине. Но что же мы можем сделать, спросит наш дорогой читатель? Ответим надо добиваться всеми возможными способами сохранения этого памятника писать петиции на сайте МИД РФ в его защиту, собирать деньги на его содержание. А если и это не поможет, тогда как в старые добрые времена малыми группами пробираться в независимую (читай «оккупированную») Эстонию и совершать нам новую, в этот раз «красную» Весну.

Александр Матюшин и Андрей Козелков
Новые Скифы Новороссии

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message


Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress