К столетию «Скифов» 1917-1918 гг.
Скифская сюита
100 лет назад (или уже 101 год назад) в России вышел сборник, запустивший впоследствии целую цепь культурных и политических событий. И ставший сам по себе важнейшим фактором (или как теперь модно говорить — «реперной точкой») отечественной прозы и поэзии. Это был сборник «Скифы».
А всё началось с музыки. В 1913 году в Париже отшумела «Весна Священная» (музыка Стравинского, либретто и «дизайн» Рериха). Презентовал «Весну» неугомонный и легендарный импресарио Дягилев. В России балет показан не был. Но гул от его премьеры на Елисейских полях, закончившейся грандиозным скандалом, стоял знатный. Культуртрегеры Стравинский, Рерих и Дягилев достали из Небытия древние языческие обряды, страшные жертвенные обычаи, притягательную и пугающий архаику.
В России многие бы хотели ответить. А смогли лишь двое. Молодой и амбициозный композитор Сергей Прокофьев и друг его — поэт Городецкий, написавший своё либретто. Тоже из языческой дохристианской жизни русских людей. Но с одним отличием.
У Стравинского нервом рассказа было жертвоприношение молодой красавицы. Её предавали в жертву весне старейшины и община. Городецкий и Прокофьев возмутились.
В их сказке девицу-красавицу спасают от смерти Скиф Лоллий сотоварищи совместно с богом древних славян Велесом. Будто Персей с помощью Гермеса освобождают Андромеду от Дракона в сходном древнегреческом мифе.
Ну а старейшины, носители «старого порядка» именуются в новом музыкальном произведении Чужебогами. Они уничтожаются скифами, солнцем и Велесом.
В 1916 году новое произведение, названное Прокофьевым «Скифской сюитой» было презентовано в Петрограде и вызвало настоящий культурный взрыв. Сколько было ругани, оскорблений, восхищений и даже драк.
Стрельцы Велеса
А языческие боги или спиритуальные духи под шумок проникли в военный город и больше оттуда не уходили. Русская интеллигенция чаяла этих новых духов, «ходила в народ», участвовала в сектантских «радениях», проклинала и облизывала Распутина, ждала Нового Христа. Если кого-то очень сильно ждать, то он непременно появится.
Например, скифы из Сюиты. Ведомые Велесом, про которого было известно, что на Руси он был богом «третьего сословия» — рабочих и крестьян. Чем не знаменосец социалистической революции, призванный выбросить старых небожителей, «чужебогов», помещиков и капиталистов с «корабля современности»?
Народник и литературный критик Разумник Васильевич Иванов (всегда подписывавшийся под псевдонимом Иванов-Разумник и таким и оставшийся для нас в истории) сразу ухватил потенциал солярных пришельцев. И решил делать новый сборник для поэтов и писателей «народнической направленности» (т. е. литераторов, симпатизировавших эсерам — партии социалистов-революционеров) с названием «Скиф». Только «Скиф»!
В этом многообещающем слове в военные и пред-революционные времена слышалось ему удивительные нездешние звуки и музыкальные интервалы:
««Скиф». Есть в слове этом, в самом звуке его – свист стрелы, опьянённой полётом; полётом – размеренным упругостью согнутого дерзающей рукой, надёжного, тяжёлого лука. Ибо сущность скифа – его лук: сочетание глаза и руки, безгранично мечущей вдаль удар силы.
Люди чернозёма, золотого, с небес упавшего, плуга и вольной степи, где на яром конском скаку – даже застоявшийся пряный воздух – вихрем овевает склонённое к огненной гриве лицо. Племя – таинственного, легендой повитого корня, с запада на восток, потоком упорным, победным потоком брошенное в просторы желтолицых, узкоглазых, глотающих вино из черепов – варварских орд». Так начинался альманах «Скифы».
Скифы древние
Так что это был за народ, так восхитивший Прокофьева и Разумника сотоварищи?
Скифы — тотемное название племён, кочевавших по территории Евразии, на нынешних землях Казахстана, Украины и России в первом тысячелетии до нашей эры и до V века нашей эры.
«Скифы» — греческая огласовка. Сами себя номады именовали — «саки». А на древнеиранских наречиях, поскольку они говорили на языках восточно-иранской языковой группы, «сак» обозначает «олень». «Рогач», как ни странно, сохранился в русском языке словом «сохатый». Или «соха» русская, похожая на оленьи рога. И где бы скифы ни появлялись, везде они оставляли этого оленя. Поэтому «сохатый» является священным животным очень многих племен.
Когда автор начал изучение «Скифства», как явления исторического и этнографического, то с удивлением выяснил, что большинство народов на территории Евразии так или иначе считают, что они произошли от скифов. Скифы со своей развитой культурой курганов и искусством «звериного стиля» (изысканных изображений охоты хищных зверей на травоядных) обозначились на огромной территории от Монголии до Европы. Символически на скифском кургане и стоит наша Русско-Евразийская цивилизация.
Европейцы, люди Запада, в высоком философском смысле утверждают, что они все пошли от эллинов и римлян.
А мы, в след за Александром Блоком, речём, что «Да, скифы — мы!» Все мы имеем отношение к скифам либо с точки зрения языка, либо с точки зрения генетики, либо с точки зрения культуры. Тюрки говорят, что они скифы, они реально живут в месторазвитии древних саков на Алтае и в Туве. В Монголии заявляют, что они скифы, они кочуют, как и многие кочевые племена, сохраняя экономику и хозяйство седых скифских времён. Русских или украинцев спроси, конечно же, ответят, что от скифов происходят. То же самое и множество иных этносов — от Афганистана до Шотландии. Вот такой волшебный народ — этнос-первопредок.
Первый сборник
Идеи скифской воли и удали (1) взбудоражили россиян 10-х гг XX века.
Долго ли коротко ли зазвал к себе в альманах Иванов-Разумник весь цвет русского Серебряного века: Брюсова, Белого, Блока, Пришвина, Шестова, крестьянских поэтов — Клюева, Есенина, Орешина, Ганина…
Но пока собирали тексты — случилась Февральская революция. И новый сборник вышел в июле 1917 года — в самый разгар политической кутерьмы — аккурат между июньским «путчем» большевиков и сентябрьским военным мятежом Лавра Корнилова.
Потому скифские стрелы казались предвестниками бури, молниями из иного измерения, знаками новых звёзд, престолов и сил. Ну, а оформил «Скифов» Петров-Водкин. Тот что написал «Купание красного коня», картины оказавшейся для России настоящей предвестницей гражданского Апокалипсиса.
Литературные «Скифы» первые и попробовали понять и осмыслить Революцию.
Иван-Умный
Такого человека России могла подарить только Великая Революция!
Итак — основатель Скифского Движения — левый народник Разумник Васильевич Иванов. Иванов-Разумник. Человек, предугадавший появление в Великой Степи конных армий в скифских шлемах!
Разумник подобрал для решения загадки Революции метод философского субъектевизма, «этико-философского индивидуализма».
Он оперировал с эсеровской героической доктриной человека-романтика, революционера-одиночки. Мировоззрение имманентного субъективизма является бодрым, активным, жизненным, субъективно-осмысливающим жизнь человека и жизнь человечества.
Эта доктрина родилась из книги «Герои и толпа» Николая Михайловского. И впоследствии стала императивом теории пассионарности Льва Гумилёва.
Герой.
Мужчина – субъект.
Скиф!
«Иван-Умный» увидел (а вместе с ним Александр Блок, Андрей Белый, Николай Клюев), что бессознательное нашего народа многослойно и многонародно. Но на самом дне стоят золотые конники-скифы. А что будет, если со дна морского они поскачут вверх, как витязи Александра Пушкина?
Это будет торжественное появление Русского Мужчины – народного гения. Нелогичного и не предусмотренного официальной государственной историей. Того, что ждала Русь тысячелетия.
Скифа.
Солнечного Русского.
Человека готового произнести заповедное: «Я пришёл дать вам Волю!»
Волю Степана Разина и Емельяна Пугачёва, волю русских казаков и поморов, ушедших в Сибирь и добравшихся до Америки. Волю старообрядцев, отправившихся далеко на Восток искать «подрайскую землицу» Белую Индию.
Помимо идеи Воли, ставшей квинтэссенцией русского народнического мифа, Скифы привечали Красоту. У них были лучшие художники и композиторы и лучшие перья, желавшие России иной — счастливой и светозарной судьбы.
И Скифская сюита, давшая старт Скифскому делу — это битва за красоту, за красную девицу. Ну а вместе с ней — за Землю Русскую. Скифская Воля и нужна для того, чтобы отстоять и утвердить над эпохой чаемую Красоту. Что напоминает конечно же значение английского слова freedom — «свобода для». Свобода и Воля необходимы для того чтобы отстоять Красоту.
Впоследствии эти идеи пропагандировал своей жизнью Николай Рерих и своими книгами Лев Гумилёв. Пророки Воли и Красоты. И оба восхищались народами Степи — наследниками скифской удали.
Революция-Матрёшка
Мы знаем, что 25 октября 1917 года к власти в Петрограде, а потом в России пришли большевики Владимира Ленина, партия русских радикальных марксистов. Потом они построили СССР, заводы, пароходы, потом родился Зюганов и т. д.
Это будет правда о Революции, но самая верхняя её часть. Верхняя матрёшка. Потому что Революцию организовали эсеры — социалисты-революционеры — народники. Оригинальная немарксистская социалистическая сила, исповедовавшая Русский Социалим. Корнями их идеология уходит к народникам, Герцену, Михайловскому и Бакунину, а не к Марксу и Энгельсу. Так вот именно эсеры-народники устроили революцию 1905 года, а потом и февраля 1917. В их партии на пике состояли миллионы людей, и, вообще, это была суперпопулярная сила, потому что они отстаивали интересы крестьян, а крестьян в стране было большинство. Но более того — Октябрьскую Революцию тоже организовали эсеры совместно с большевиками. Отколовшиеся от основной эсеровской партии, левые эсеры, ведомые харизматичным лидером «русской Жанной Д’Арк» — Марусей Спиридоновой.
Т. е. внутри Революция была не марксистской, а «народнической» и национальной.
Внутренней идейной силой, двигавшей «авангард народников» — партию левых эсеров, оказалась в 1917-18 гг. небольшая литературная группа «Скифы». В неё помимо вождей левых эсеров Спиридоновой и Иванова-Разумника входил цвет «Серебряного века»: к уже озвученным добавим фамилии — Замятин, Ремизов, Пастернак, Мандельштам.
И благодаря Октябрьской революции и кратковременному нахождению левых эсеров во власти совместно с большевиками эти поэты и писатели стали знаменитыми. Их стихи и проза выходили в левоэсеровской газете «Знамя труда» миллионными тиражами. Не для «залов и для салонов», а как бы сейчас сказали — «для стадионов»! Так стали особенно популярными Есенин и Блок.
Ну а с лёгкой руки наших литераторов партию левых эсеров стали именовать партией «политических скифов». Ну а Иванова-Разумника, выбранного в ЦК ПЛСР — «Наркомскифом!» Всё казалось тогда весёлым и радостным, «голубым и зелёным» — свои ребята уже наркомы — в новом правительстве, призванном преобразить Земной Шар.
«Скифы» считали Русскую Революцию — возвращением Домой! К корням, к самости, к национальной идентичности.
«Скифы» напоминали собой орден внутри левых эсеров. Они и подарили, нарождавшейся советской власти её колор, её культурный феномен.
Вот такая матрёшка: Большевизм-Марксизм — Эсерство-Народничество — Скифcтво!
Конечно коммунисты (большевики-эсдеки) и их литературные попутчки футуристы к новым образам тоже прикладывали рукоять нагана и руку графика газеты «Известия». Но всю работу со смыслами, работу с эстетикой, работу по развалу предыдущего вестернизированного режима Романовых, работу по поиску органичной национальной идентичности проделали русские народники. И без них не было бы никакой Революции, она не задалась бы и не победила, и не залила светом Русской Правды половину мира.
Конец скифской «сохи»
Такой удивительный симбиоз продлился недолго — до 6 июля 1918 года. По итогам московского «мятежа» левых эсеров — партия была разгромлена, а большевики на 70 лет установили в России идеологическую монополию. Иванов-Разумник к этому времени выпустил два сборника «Скифов» и готовил третий. Но разгром «политических скифов» поставил точку над творческими экспериментами «Скифов» литературных.
И тем не менее последствия от нахождения «Скифов» на пике отечественной культуры и политики остались грандиозными.
Народники нашли соединение несоединимого, особую тинктуру из которой потом родилось всё: Красная армия в будёновках (реально очень похожих на войлочные шлемы кочевников-скифов), Павки Корчагины (2) и товарищи Суховы, СССР.
И даже эмблему советской власти — красную звезду — ввёл в обиход комиссар и левый эсер Полянский. На звезде красовались скрещённые знаки — молот рабочих и большевиков и плуг народников и крестьян. Плуг — наследник оленной скифской «сохи»!
Народники, выросшие из революционных кружков орденского типа «Чёрные передел» и «Расправа», видели союз с «большевистским орденом меченосцев» (выражение Сталина) именно, как братский сговор, мужской договор.
После разгрома 7 июля 1918 «крестьянской партии» символы на пентаграмме преобразились мгновенно. 10 июля Съезд Советов предъявил и утвердил новый знак «Серп и молот». Серп лежал выше молота, что на геральдическом языке обозначает первенство последнего. Перевернулись гендерные понятия и ориентиры. Серп в отличии от плуга – символ женский, метафора Луны и богини Деметры. Нарисовал его никому неизвестный художник Камзолкин. Появился из ниоткуда и провалился в никуда.
А у крестьянства символически сменили половой признак. Теперь многомиллионный класс представлялся марксистскими властями в виде женского серпа. Крестьянство «оскопили».
И маховик гражданской войны заработал со страшным ожесточением.
Перепутье
Почему нам всё это интересно?
Сегодня Россия, не изжившая наследство революции XX века, не решившая свои «проклятые вопросы», не спалившая в жертвенном огне национальной индивидуации свои комплексы перед Западом, свои фобии, не родившая миру Христа и Русского идеального Мужчину стоит там, где и была: перед смертельным выбором, перед рискованнейшим перепутьем.
Между черносотенным отчаяньем Манежки и бунтом менеджеров из Фейсбука с Болотной, между крепостью «скреподержцев» и возможностью реальной западной оккупации.
Решения нет. Все пути сожжены и ограблены, как Старая Смоленская дорога. В этой точке бифуркации нас интересуют скифы и левые эсеры. Однажды проигравшие и разгромленные, но единственные разумные люди, разгадавшие тысячелетнюю «русскую загадку». Мы пойдём их тропой, где по традиции потеряем коня, но видимо получим нечто Иное – альтернативное средство передвижения. Ведь только там надежда на русское будущее, наша судьба и ключ от всех замков.
Новые Скифы
Так и возникло в России в 10-е годы XXI века Движение «Новые скифы». Объединившее поначалу также поэтов, художников, музыкантов. Среди участников его первых перформансов были писатели Павел Зарифуллин, Ярослав Леонтьев, Герман Садулаев, Александр Секацкий, Павел Крусанов, Илья Бражников, Роман Багдасаров, Виталий Трофимов-Трофимов, Анатолий Беднов, музыканты Рада Анчевская, Оксана Дакинова, художники Вячеслав Ларионов, Андрей Верещагин, Дмитрий Гаев-Орлов, режиссёры Андрей Борисов и Сайдаш Монгуш, фотографы Алексей Голубцов и Владимир Дмитренко.
Они вспомнили, что Скифы 1917-1918 гг запустили огромный восточнический поток в русской интеллигенции, приведший к созданию Движения Евразийцев.
Вдохновили целые поколения на идею «Исхода к Востоку», научили считать Россию не Европой и Азией, но особой цивилизацией в Середине Евразии.
Скифство отлично дополнило Евразийство (или Евразийство — Скифство). Получалось, что есть объяснение почему столь разные народы России-Евразии хорошо, комплиментарно тысячелетия живут вместе. Евразийство объясняло это с точки зрения географии, ну а Скифство — общей истории — общим происхождением от мифического народа первопредка.
Поиски Новых Скифов — их философские и литературные прозрения и экспедиции совсем не закончились. Но здесь уместно вспомнить об их манифесте, провозглашённом 7 ноября 2011 года:
Да, скифы — мы!
Всё было бы потеряно, если б не скифы.
Мы заглядываем в бездну времён, к глубинным корням, взрастившим древа и ветви народов России-Евразии. И видим скифов – наших пращуров и праотцов. Что может реально объединить сегодня русского и кавказца? Скифы. Кавказцам с детства читают «Нартский эпос» – описание подвигов нартов – древних скифских героев. Славянин знает, что его предки – скифы-сколоты, сражавшиеся с амазонками. Это они вскопали на запряженных змеях черноморские валы.
Что может объединить финна и тюрка, поляка, украинца, тувинца и осетина? Только общее происхождение от скифов – генетическое и культурное. «Да – скифы мы», – сказал великий поэт Александр Блок. Вслед за Блоком и евразийцами XX века мы обращаемся к скифским праотцам с мольбой о помощи. Будьте посредниками в чудовищной распре, объявшей государства, этносы и семьи бывшего СССР!
Они возвращаются!
Если нeкому всех примирить – это сделают скифы. Скифы нас ещё никогда не подводили.
Они возвращаются в наших мыслях, в наших грёзах, наших идеалах и планах на будущее. Планах на Золотое Скифское Царство!
У нас есть мечта! У нашего движения есть этнофутуристический проект! Золотая Скифия – от ворот Гиндукуша и отрогов Малого Кавказа до Ледовитого океана. От поросших буком карпатских гор до тихоокеанского бриза.
Великая Скифия – Утренняя звезда счастливых народов, обитающих в чертогах этих удивительных земель! Наши леса, степи, реки, моря и горы – райские. И народы наши должны жить вольно, славно, красиво и дружно!
Как завещали нам скифские предки на грозных колесницах. Хозяева набитых золотом степных курганов.
Этнофутуризм Солнечного Царства
Скифский проект не погружён в ретроградство и консерватизм. Ведь скифы были великолепными изобретателями: прекрасными кузнецами и золотых дел мастерами, конструкторами непобедимых колесниц и блистательными кулинарами, подарившими Человечеству масло. Они оказались и гениальными модельерами – благодаря скифам люди на земле носят штаны!
Движение скифов собирает вокруг себя молодых конструкторов и естествоиспытателей. Мы пропагандируем энергию ветра и солнца – стихий из которых были созданы первые скифы.
Новейшие экологические виды энергий заменят грязные нефть, уголь и газ. Вместо «газовой империи» мы построим Солнечное царство, пронизанное ветками сверхскоростных струнных дорог, в окружении висячих садов и парков.
Скифская Воля и Красота
У скифов были цари, но окрестные народы поражались вольным скифским законам. Мы хотим возродить демократию наших народов во всех её проявлениях: вече, ныхас, земский собор, советская власть. Ведь свобода есть высший способ выражения человека! Мы должны выбрать лучшее, а окрестные государства должны вновь, как встарь поражаться демократии и свободе, царящей в наших просторах! Раболепие, диктатура и крепостничество должны остаться в далёком прошлом!
Скиф расправляет крылья свои на встречу Красоте и черпает из стихии Красоты силы на переустройство мира на новых началах!
Чаша Колаксая
И только вместе разнородные и разноязыкие потомки великих предков способны на величайшие поступки, на возрождение наших слабых и разрозненных стран. Вместе мы выиграли Великую Отечественную войну. Вместе запустили первого человека в космос. Нам жизненно необходим братский и демократический союз народов. Союз Скифских Республик.
Поднимая золотую чашу скифского царя Колаксая к Солнцу, мы пьём вольную братину Содружества. Скифы возвращаются. Чтобы строить Царство Грядущего!
Второй скифский век
Яркий и активный живой манифест «Новых Скифов» и их оригинальное субкультура всё более популярны в разных странах. Скифы отправляются в экспедиции в сакральные места Евразии — на Урал, в Монголию, Якутию, на Тянь-Шань и Памир. Скифские активисты создают Движения в России, Приднестровье, Абхазии, на Донбассе, в Таджикистане, Киргизии и Афганистане.
Как мы видим, скифская идея объединила народы и века.
И выпуск спустя столетие альманаха «Скифы» есть новая веха и символический знак.
У Скифской идеи в России и в мире есть друзья, читатели и почитатели.
И потому — новый век Скифства открыт!
Всё только начинается.
Павел Зарифуллин
Ссылки:
(1) Историки Ломоносов, Татищев и Иловайский, а впоследствии Борис Рыбаков доказывали происхождение русских от легендарных скифов
(2) Николай Островский — автор «Как закалялась сталь» в молодости состоял в украинской левоэсеровсской партии «Боротьба». В рукописи книги Павка Корчагин сначала был у левых эсеров, потом уже — у большевиков (эти идеологические поиски были безжалостно вычеркнуты редактором книги Серафимовичем).