В Казахстане найден Скифский Царевич

Американцы, немцы и чехи исследовали наши гены: что узнали ученые после редчайшего открытия в Казахстане
Впервые за пятьдесят лет в Казахстане найдено неразграбленное захоронение сакского “царевича”. Уникальная находка в Восточном Казахстане позволит ученым приблизиться к пониманию феномена великого смешения древних народов Центральной Азии и Сибири.

А мальчик есть

Основное погребение было разграблено еще в древности, там нашли несколько бляшек в виде фигурок оленей, серьги. Но удачу принесло соседнее, меньшее по размерам захоронение.

– Оно оказалось нетронутым, – рассказала археолог Галина КУЩ. – Это редчайший случай. Сразу определили, что погребен юноша 17–18 лет. На его высокое положение в социальной иерархии указывает и само сакральное место, где хоронили вождей. И богатые украшения. Ткани, мех и кожа не сохранились. Все-таки этой истории больше 2,5 тысячи лет. А вот изделия из металла остались почти не тронутыми временем.

На шее юноши гривна – обруч из массивного рифленого золота, знак власти. Из оружия – кинжал и колчан со стрелами, которые специалисты оценивают как уникальные.

– Кинжал железный с бронзовой рукояткой, украшенной орнаментом в виде хищной кошки в знаменитом зверином стиле, – пояснила археолог. – К ручке прикреплена интересная деталь. Возможно, это часть крепления оружия к поясу. Кинжал вставлен в золотые ножны в форме рыбы. Великолепен колчан со стрелами.

Можно разглядеть кусочки бересты от чехла, сохранилась золотая накладка – массивная, с тумарообразным низом из двух половинок. Она украшена сканью и вставками из бирюзы.

На колчане есть та же неизвестная деталь, как и на кинжале. Наконечники стрел бронзовые. Все эти находки являются предметами искусства и представляют огромный интерес.

Рядом с костяком археологи расчистили множество золотых бляшек: в виде головы оленя с длинной волнообразной полосой – рогами, с рисунком барса, в образе маралов с рогами и без. Некоторые бляшки, судя по всему, служили покрытием для какой-то основы, возможно, из дерева.

И один глаз на лбу

Раннесакское погребение “царевича” с множеством украшений из золота и самоцветов превосходно сохранилось. По мнению руководителя экспедиции Зейноллы САМАШЕВА, процесс зарождения кочевнической культуры происходил здесь, на территории Восточного Казахстана.

Многовековой культурный пласт действительно феноменален по уровню художественности и мастерства обращения с металлом. По мнению генетиков, он возник на основе взаимовлияния и смешения разных популяций на просторах Великой степи.

Сам знаменитый скифо-сакский, или звериный стиль – это сплав мифических образов Востока и Запада.

– Три группы генетиков из США, Германии и Чехии проанализировали полногеномные данные, полученные из многочисленных археологических находок, – рассказал в ходе конференции руководитель лаборатории биоинформатики чешского Университета Остравы Павел ФЛЕГОНТОВ. – В принципе, в истории любого этноса можно обнаружить смешение разных народов в то или иное время. Мы протестировали в качестве предковых популяций различные группы из Казахстана первой половины I тысячелетия нашей эры – с одной стороны, и различных сибирцев – древних и современных – с другой. Всего было изучено более 200 тысяч вариантов.

В итоге появилась модель из трех соединяющих, протянувшихся между Востоком и Западом и представляющих тюркоязычные, монголоязычные народы и урало-енисейскую языковую группу.

Мы увидели смену генетических компонентов во времени. Если в скифский период в Центральной Азии присутствовал урало-енисейский компонент, то позднее доминирующим становится тунгусско-монгольский.

Действительно, саки – представители пазырыкской культуры – имели обширные связи с другими народами чуть ли не по всей Евразии.

У древнегреческих авторов, по словам Зейноллы Самашевича, можно прочитать о грифах, стерегущих золото, и аримаспах – людях, у которых один глаз на лбу. Скорее всего, античные историки имели в виду сакских кочевников, изготавливавших украшения в образе мифических грифонов и, возможно, использовавших маски во время культовых обрядов.

– Каждый курган дает что-то новое и становится кирпичиком в реконструкции прошлого, – пояснил профессор. – В 2016 году в некрополе Берел при раскопках кургана мы обнаружили остатки головного убора, схожего с корейским – периода государства Силла. Это говорит о внешних связях и проникновении культур.

Я предполагаю, что после нападения гуннов Пазырыкское государство разделилось на несколько частей. Одна часть ушла в таежную зону в Горный Алтай и дальше – в Сибирь.

Другая – через Иртыш в Семиречье и, возможно, основала культуру, представленную Золотым человеком. Еще часть пазырыкцев откочевала в Сарыарку, а часть – на территорию Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Там находят точно такие же вещи, оружие, одежду.

Как они это делали?

Как рассказала научный сотрудник музея, археолог Галина Кущ, курган датирован VIII–VII веками до нашей эры и состоял из двух камер.

Поражает уровень технологии. Например, к каждому золотому кругляшку величиной примерно с однотенговую монетку припаяно по четыре петельки. Зачем? Чтобы можно было пришить к одежде. Как? Пока загадка.

Ясно только, что в I тысячелетии до нашей эры мастерам-ювелирам был известен секрет микропайки, как и секрет создания крохотных золотых бисеринок. Диаметр такой микробусинки меньше миллиметра, и при этом в каждой есть отверстие.

По мнению Зейноллы Самашева, бисером были усыпаны сапоги “царевича”. По другой версии, он окаймлял полы одежды. Любопытно, что 20 лет назад россыпь таких же микробусин была обнаружена в скифо-сакском кургане в российской части Алтая. Там “крошевом” были расшиты штаны из комплекта мужской погребальной одежды.

Реставраторы попробовали было восстановить ткань. На создание маленького кусочка у них ушло полтора месяца.

Так что усилия, которые прилагали наши предки для изготовления убранства, были просто фантастическими.

– Исключительный интерес представляют бусы, – рассказала Галина Александровна. – Одни из золота, тяжелые, высочайшего ювелирного исполнения. Другие сделаны из бирюзы, сердолика и гагата. Найдены две золотые серьги: одна свернута из золотого прутка и украшена сканью, другая имеет вид бубенчика.

Еще копать и копать

Курган в долине Елеке сазы, безусловно, пополнил знания о технологиях ювелиров скифо-сакской, или пазырыкской, культуры. Если в VIII–VII веках до нашей эры золотые изделия в зверином стиле делали тяжелыми, массивными, то в IV–III веках до нашей эры для украшений стали использовать тончайшую золотую фольгу. Запасы драгоценного металла пополняли самородками и золотым песком. По словам археолога, даже в XIX веке на горных реках современных Тарбагатайского и Курчумского районов процветало старательство. А в Катон-Карагайском районе от стариков можно услышать рассказы, как желтый металл собирали, выстлав русла речек бараньими шкурами.

Последняя новость от ученых: облик “царевича” будет реконструирован. Во-первых, такую возможность дает хорошая сохранность черепа и костей. А во-вторых, из областного бюджета выделили деньги на реконструкцию. Возможно, внешность юного вождя отразит то, что на языке генетиков называется многомерным пространством генотипов.

К слову, в некрополе Берел археологи уже находили семью: мужчина-воин азиатской принадлежности, женщина-европейка, их совместные дети.

– В костях рук просверлены отверстия, – дала комментарий сотрудник музея. – Считается, что это вроде для мумифицирования. Принцип мумификации в том, чтобы убрать все внутренности и сохранить кожу на костях. Такие захоронения находили в Пазырыкском урочище, там даже на черепе остались кожа, все татуировки. Но с какой целью делали дырки в костях?

Причем точно такие же отверстия в костях находили в захоронениях в курганах Берельской долины в соседнем Катон-Карагайском районе. Есть версия, что это был ритуал при погребении именно особых персон. Но до конца не ясно.

Работы по реставрации уникальных находок из захоронения Елеке сазы – колчана, стрел, кинжала, украшений – возглавит питерский специалист Николай КУРГАНОВ. Он уже помог казахстанским коллегам привести в порядок артефакты из кургана № 5 (женское погребение), раскопанного Самашевым в Берельской долине летом 2017 года. Кроме того, к воссозданию одежды “царевича” привлекли художника Дмитрия ПОЗДНЯКОВА из Новосибирска.

Несмотря на то что не сохранилось ни малейшего лоскутка ткани, есть надежда реконструировать костюм по аналогии с артефактами из всемирно известных Пазырыкских курганов.

Процесс этот нескорый, кропотливый. По словам специалистов, на все уйдет не меньше полутора-двух лет. Но в итоге восточноказахстанский музей получит замечательную экспозицию.

– У нас появится свой “человек Елеке сазы”, – заключила Галина Кущ. – В целом в горной долине в Тарбагатайском районе более 150 курганов. Это говорит о том, что земли здесь были хорошо обжиты.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК

Автор: Виктор Вологодский

Караван

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message

HotLog

Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress