Савинков и мелочные большевики

С творчеством Бориса Савинкова я познакомилась через Александра Матюшина, который морозным зимним днем пришел с довольным. Улыбающимся и розовым от мороза лицом, держа в руках потертую книжку в мягком переплете. Как он объяснил тогда, это очень редкое издание, за которым он гонялся давно, под одной обложкой находиться роман и две повести Бориса Савинкова. Кто такой Савинков я тогда не совсем понимала, и при воспоминании его имени у меня возникала только ассоциация с фильмом Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть…», где роль Бориса Викторовича сыграл гениальный Андрей Панин, поэтому я попросила у Александра ее почитать, естественно, после того, как он сам ее прочтет.
С первых страниц я влюбилась в героев его повествований, мне сразу же понравились его персонажи Жорж и Поэт, Дора Бриллиант, все эти люди беззаветно шли убивать ради высших идей, заведомо зная о том, что они погибнут при покушении, либо же после, когда схватят и повесят. Савинков дает удивительную картину, как персонажей, так и их действий, со страниц книг сходят прямо-таки ницшеанские сверхлюди, которые рискуют в любой момент погибнуть, ведь бомба может разорваться не только в момент метания ее в жертву, но и при процессе создания и в процессе транспортировки.
Сам Савинков, именуемый в книге под своей партийной кличкой «Жорж», довольно интересный персонаж, он духовно мучается вопросом между христианской заповедью «не убий» и требованием революции убивать царских чиновников, как символов ненавистной им романо-германской империи. В «Коне Бледном», название которого взято из «Откровений святого Иоанна», Борис задается вопросом: «Я захотел и убил. А судьи кто? Кто осудит? Кто оправдает? Мне смешны мои судьи, смешны их строгие приговоры. Кто придет ко мне и с верою скажет : убить нельзя, не убий. Кто осмелится бросить камень? Нету грани, нету различий. Почему для террора убить – хорошо, для отечества – нужно, а для себя – невозможно? Кто мне ответит?» и дальше он продолжает задаваться вопросами: «Говорят еще, – нужно любить человека. А если нет в сердце любви? Говорят, нужно уважать его. А если нет уважения? Я на границе жизни и смерти. К чему мне слова о грехе? Я могу про себя сказать: «Я взглянул, и вот передо мной конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть». Где ступает ногой тот конь, там вянет трава, а где вянет трава, там нет жизни, значит, нет и закона. Ибо смерть – не закон!». Сильнейшие монологи пронзают все произведения Савинкова, не уступают монологам и размышлениям самого Савинкова и монологи «Поэта», прототипом которого выступил Иван Каляев, убивший губернатора, дядю царя, великого князя Сергея Александровича. Вот один из самых любимых мной монологов в произведениях Бориса Викторовича: «Убить тяжкий грех. Но вспомни: нет больше любви той, как ежели положить душу своя за други своя. Не жизнь, а душу. Вот я и иду убивать, а душа моя скорбит смертельно. Но я не могу не убить, ибо люблю. Если крест тяжел, — возьми его. Если грех велик, — прими его. А Господь пожалеет тебя и простит». И Поэт идет, и убивает, заканчивая свою жизнь на эшафоте, как многие эсеры-боевики до него и после него.
Сам же Борис Савинков, пережив и арест, и Первую мировую войну, во времена временного правительства займет пост комиссара при нем, потом будет кооперироваться с Колчаком и поляками, создаст антибольшевистское подполье в России и будет поднимать против большевиков восстания и проводить терракты, позиционируя себя как лидер «Третьего пути» в Русской революции и, в конечном итоге, будет схвачен большевиками и закончит свой путь выбросившись из окна Лубянской тюрьмы. Почему он не поддержал большевиков, как это сделала его соратница по партия Мария Спиридонова? Большевики для него были слишком мелочны, слишком мещанские, люди не его формата, это были люди толпы. Но его время, время героев-одиночек, время титанов, уже прошло и поэтому, в конечном итоге он проиграл. Но в нашей памяти он остается через свои книги и подвиги национальным памятником, который мы еще воздвигнем в будущей столице нашего будущего евразийского государства.

Екатерина Зацаренко
«Новые Скифы Новороссии»

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message

HotLog

Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress