1 ноября в канун «Дзядов» — древнебелорусского праздника почитания предков-дедов в Минске состоялась встреча с писателем, идеологом «нового скифства» Павлом Зарифуллиным и теоретиком белорусского евразийства, философом Алексеем Дзермантом. Павел Зарифуллин представил минской публике свои книги: «Новые скифы», «Белая Индия», «Звериный стиль Ивана Царевича», «Русская сакральная география», переиздание литературного сборника «Скифы», два выпуска которого вышли акурат сто лет назад.
Рассказал он и о движении «Новых скифов», которое недавно возродилось в России и Евразии. Скифство — это исконный, аутентичный пласт нашей идентичности и культуры, объединяющий почти все народы Евразии: славян, балтов, иранцев, тюрок и фино-угров. Одновременно это и ностальгия по истокам, и смелый взгляд, обращенный в будущее, спасительная родная стихия, позволяющая принять его вызовы и достояно ответить на них.
Алексей Дзермант поведал о значении скифо-сарматского этнокультурного элемента для этногенеза славян в целом и белорусов в частности, о том, что белорусы, как народ тружеников и партизан – это тоже потомки скифов.
Скифские древности, смыслы, образы в сочетании с футуристической проекцией восточнославянской и евразийской идентичности вызвали живой интерес и отклик у минчан, среди которых были люди разных взглядов. Один из них, известный публицист Валентин Антипенко описал свои впечатления от встречи:
Помню изображение скифа в советских учебниках — бородатый дядька в странном головном уборе и обуви, похожей на остроносые лапти, натягивает тетиву лука, а рядом — фотоснимки золотых украшений, никак не сочетающихся с образом этого дядьки.
Само название «скифы», скорее всего, является нарицательным и охватывает большое количество племен от Карпат и Дуная до Алтая и границ Китая и Монголии, то есть большую часть Евразии.
Почему сегодня вновь проявился интерес к интернационалу под общим названием «скифы»?
Как показала жизнь, глобализация, прежде всего связанная с революцией в области коммуникаций, привела к укрупнению стратификации государств и народов, и в этом процессе искусственные ограничители с площадными кричалками стали выглядеть аппендиксами жизни — с ними общество может существовать, но в случае перитонита жизненно необходимо немедленное удаление.
Похоже, что с течением времени эта хирургия станет неизбежной.
Известный футуролог Павел Зарифуллин в компании с одним из ведущих белорусских аналитиков Алексеем Дзермантом провели в Доме книги «Светочь» исключительно интересную беседу с читателями по разъяснению своей позиции в части идеологического обеспечения интеграционных процессов на Евразийском пространстве.
Более того, вопрос был поставлен гораздо шире — какое далёкое прошлое, не связанное с современными религиозными догматами, может быть признано исходным, корневым?
В Европе — это культура эллинов, которая не является для нас базовой.
На евразийском же пространстве, где было изобретено колесо и революционное военное диво — колесницы, был свой корневой пласт, связанный с жизнедеятельностью содружества народностей под названием «скифы».
Начало беседы я воспринял скептически, но осмысливая услышанное, задумался и спросил себя, а почему бы и нет?
Уверен — всем будет интересно.
Это первое публичное появление «новых скифов» в Минске и Беларуси. И появление, судя по этой реакции, очень удачное, белорусским «дзядам» понравилось.
Алексей Дзермант