В будущее нашей республики смотрю с оптимизмом. 7 лет со дня провозглашения Донецкой Народной Республики.

Борис Алексеевич, скажите в какой обстановке создавался этот исторический документ? Каким казалось будущее республики, которую ещё предстояло создать?

Активная фаза разрушения Украины началась в ноябре 2013 года. 24 ноября 2013 года, а это было воскресенье, я приехал рано утром в Киев на юбилей одного из предприятий с которым сотрудничал. Уже на перроне киевского вокзала собирались группы людей приехавших с разных концов Украины и двигались в сторону центральной площади Киева. Ко мне многократно подходили зазывалы и не особо интересуясь откуда я приехал, приглашали влиться в одну из команд. Оплата стандартная разъясняли мне: 10 гривен в час постоять и скандировать в толпе, с оплатой через 6 часов митинговых страстей. Или 15 рублей в час, если держать флаг. Расчет так же, через 6 часов работы.

В тот день я увидел довольно внушительный марш людей по Крещатику. Шли с табличками названиями городов организованными группами прибывших в Киев и коллективами киевлян, в основном студенты и преподаватели киевских учебных заведений. Меня удивили два обстоятельства. Первое – всеобщая эйфория и крикливые, до истерики, лозунги о европейском выборе, которого лишает народ Президент Янукович и Правительство Азарова. При этом всеобщая уверенность, что Европа ждет каждого украинца и желает всем обеспечить высокий достаток и место в единой европейской семье. И второе – устные и плакатные лозунги с вульгарными и матерными выражениями в адрес руководителей Украины, и особенно, в адрес Путина и России. И все это из уст профессорско-преподавательской братии и их воспитанников – студентов.

Там в центре Киева я встретил небольшую группу девушек-студенток Донецкого Национального Университета из филологического факультета, которые рассказали мне, и про Европейские ценности, и про возможность одеваться по-Европейски (в общем про «кружевные прусики») и о прочей ерунде. Но все же «донецких», были единицы.

Тогда, в тот день, я и понял – это развал, раскол Украины.

Свои выводы я подкрепил еще трижды. Бывая в командировках в Киеве в декабре, январе и феврале 2014 года, я каждый раз приходил на Крещатик, помногу беседовал с обитателями палаточного города. Мои представления о происходящем только усиливались. Где то с середины января 2014 года, всю Украину захлестнули волны захвата административных зданий, жестокие расправы националистов с представителями власти и несогласными с творившимися преступлениями. Все это смачно транслировалось по телевидению. Запугивание населения, террор, беззаконие и дикие русофобия, антисоветизм и антикоммунизм стали нормой государственной политики демонстрируемой публично.

Рассказывая о своих ощущениях, я хочу подчеркнуть, что такие же ощущения были у большинства жителей Донецкой области.

С 21 февраля 2014 года, в Донецке начались открытые протестные действия горожан против продвижения идеологии и методов «майдаунов» на донецкую землю. Вечером того же дня началось круглосуточное дежурство возле памятника Ленину на центральной площади Донецка. С 22 февраля, началось установление круглосуточного палаточного городка на площади. Это был центр, вокруг которого формировался штаб народного протеста и вырабатывались коллективные решения дальнейших действий.

Тысячи активных жителей области стали организаторами протестных акций вгородах и районах области, сотни тысяч участниками таких протестов. Среди множества справедливых требований и предложений, все же главным у протестующих было одно, которое можно обозначить двумя словами: «Референдум и Федерализм». Народ Донбасса требовал от всех властей, местных и киевских, — провести Референдум о федеративном устройстве Украины. Десятидневные ежедневные митинги с требованием «Референдума» не находили своего разрешения в головах и делах властных структур. Поддавшись протестными эмоциями, с 3 по 6 марта протестующие жители, под предводительством избранного на митинге «Народного Губернатора» Павла Губорева, захватили и удержали здание областной Администрации. Я и некоторые партийные активисты приняли участие в тех событиях. Вместе с моим товарищем, Павлом Скакуном, поздно вечером 3 марта, сидя в зале Областного Совета, написали для Губарева Декларацию народного комитета Донецкой области. Основная суть Декларации – федерализация, статус русского языка, восстановления легитимной власти, выборы нового состава местных Советов и другое. Но документ так и не был оглашен. Цель захвата областного административного здания не была доведена до народа и многочисленной прессы. А дальше арест «народного губернатора» и некоторых активистов протестных акций.

После неудавшегося «хождения во власть» у активистов протестных акций встал вопрос, что делать дальше? Власть не хочет слышать народ, донецкие «элиты» стали договариваться с новыми киевскими правителями. Каждый день в разных местах города собирались активисты. По выходным, в Донецк прибывали активисты с городов и районов. Донбасс продолжал бурлить, киевская власть – не наша. 10 марта, я вместе с уже упомянутым Павлом Скакуном, просидели сутки за компьютерами и справочниками. Мы «перелопатили» горы материала в поисках аналогий решения вопросов во время народных протестов. Несколько раз, менялись ролями, то я с аргументами «майдаунов» против аргументов «донецких» в лице Скакуна, то наоборот.

В конце концов, мы пришли к выводу, что надо собирать обще областное народное вече – Съезд представителей территориальных громад, политических партий и общественных организаций. Конституции Украины, в статье 5 определено: Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине есть. Народ реализует власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Цель та же, что и требовал народ: Референдум о федеративном устройстве Украины, статус официального русского языка для Донецкой области, финансовый федерализм, досрочные выборы местных органов власти и другие требования. Наше предложение о реализации власти народом «непосредственно» и стало основой для курса на организацию Съезда. Опыт проведения различных избирательных кампаний у нас был немалый. В моем электронном багаже были данные о всех избирательных участках области, о численности всех избирателей, о составах всех избирательных комиссий. Мы составили расчет делегатов съезда от каждой территориальной громады, от активных политических сил участвующих в протестном движении. После принятия нашего предложения на Совете руководителей протестов закипела работы. По будням, в городах, районах и населенных пунктах на открытых митингах начали избирать делегатов на съезд, оформляя свои решения протоколами. А в выходные дни, на митингах в Донецке такие протоколы озвучивались и поступали мне, для дальнейшей работы по подготовке к съезду. По нашим расчетам, съезд должен был состояться в период с 19 по 22 апреля. Для меня было предпочтительнее 22 апреля, не смотря на то, что это был вторник, но все же – День рождения В.И.Ленина. Многократное ускорение процесс подготовки к нашему съезду получил в ходе скоротечных Крымских событий с 11 по 18 марта. В результате этих событий народ Крыма сделал свой выбор. Крым вернулся в состав России.

6 апреля 2014 года, воскресенье, проходил очередной многотысячный митинг в Донецке. Мне поступили протоколы от многих территориальных громад, политических партий и общественных организаций. К этому дню состав будущего съезда сформировался и был задокументирован более чем на 80%. Оставались неполученными протоколы от некоторых дальних сельских районов. Однако, народная митинговая, протестная пучина в тот день прокатилась от площади Ленина к стенам областной Администрации. Страсти кипели, обстановка накалялась. Народ требовал решительных действий от власти, от организаторов митингов, поддержки правоохранительных органов, славил Россию, слал проклятия киевской хунте, низвергал знамена Украины, взвивал в высь знамена России, развивались знамена организации «Донецкая Республика», красные флаги коммунистов и Советской страны, флаги Прогрессивных Социалистов, многочисленные и многоцветные флаги вновь образованных патриотических организаций. После полутора часовых препираний и небольших потасовок с солдатами внутренних войск и подразделениями местной милиции, охранявшими здание, сотни протестующих с разных сторон вошли в здание областной Администрации. Вновь, как и месяц назад в событиях с «народным Губернатором», встал вопрос о дальнейших действиях и целях. Первое решение Временный Народный Совет, это одно из названий руководящего органа протестных действий, было: потребовать от Донецкого областного Совета собраться на внеочередную сессию 7 апреля к 12 часам и принять решение о проведении областного референдума о федеративном статусе Донецкой области в составе Украины. К тому времени, на Украине не было действующего Закона «О референдуме». Но пример Крыма придавал решимость народным массам жестко требовать, в который уже раз, от власти принятия радикальных решений. Проводя заседание Временного Народного Совета беспрерывно, обсуждая десятки текущих вопросов об охране здания, о переговорах с милицией, о питании участников протеста, к вечеру встал вопрос: а если завтра областной Совет не соберется, или не примет решения что, уходить и ждать арестов, как с Губаревым? Нет, это на наш выбор. Вспомнив Ленинское высказывание в канун Октябрьской революции 1917 года: «Вчера было рано. Завтра — будет поздно» я и большинство присутствующих на заседании пришли к мысли, что надо брать ответственность за судьбу Донбасса на себя. А что надо сделать для этого, задались вопросом товарищи. Для меня было очевидно, что нужен документ или несколько документов, обозначающих направление новых политических реалий. В ходе дискуссий пришли к решению, если до 12 часов завтрашнего дня действующая власть не принимает решений по требованию народа, то заявляем о создании нового государства, не в составе Украины. В 23 часа, я собрал все записи с мнениями участников Временного Народного Совета и отправился домой готовить документы. То была удивительная ночь. Выпито с десяток чашек кофе, пересмотрены сотни страниц разных справочников, благо у меня дома за годы партийной и депутатской работы собралась приличная библиотека. Для меня было понятно, что нужны, как минимум три документа. Акт о провозглашении самостоятельности нового государства, Декларация о намерениях такого государства и проект решения органа утвердившего такие документы. Особое внимание было уделено международному праву и документам ООН. Принцип международного права – Право народов на самоопределение был основополагающим, руководящим при написании первичных документов вновь нарождающегося государства. Конституция Украины, Право народов на самоопределение в сочетании с другими международными документами, мировая практика принятия решений при создании новых государств подвели меня к необходимости внести в употребляемое в ходе протестов название нашей территории как «Донецкая Республика», определение «Народная». К 8 часам утра у меня были готовы 3 документа: АКТ о провозглашении государственной самостоятельности ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ; ДЕКЛАРАЦИЯ о суверенитете Донецкой Народной Республики; РЕШЕНИЕ Совета представителей территориальных громад, политических партий и общественных организаций Донецкой области.

В 9 утра, Временный Народный Совет, после некоторых стилистических и орфографических правок рекомендовал документы к рассмотрению на заседании Совета представителей территориальных громад, политических партий и общественных организаций Донецкой области. В центе копировальных услуг, что находится радом со зданием здания областной Администрации я распечатал 200 экземпляров Акта и Декларации.

В 12 часов дня, в понедельник, 7 апреля 2014 года, в зал заседаний областного Совета явились только 5 депутатов из 180. Однако, в зале собрались представители большинства территориальных громад, политических партий и общественных организаций области. После регистрации, делегатов, избрание президиума народного форума, утверждение повестки дня приступили к зачитыванию подготовленных накануне документов. Право зачитывать Акт и Декларацию было предоставлено Владимиру Ивановичу Маковичу, активисту протестных акций. Его огромная борода, похожая на бороду священника, придавала некую духовность происходящему. Не имея возможности внимательно изучить текс документов, плохое освещение в зале, отсутствие усиливающей аппаратуры, и волнения от значимости момента Владимир Иванович озвучил сначала Декларацию, а за тем Акт о провозглашении. А процедура требовала озвучить сначала Акт, а потом Декларацию. Но как говорится, от перемены мест слагаемых, сумма не меняется. РЕШЕНИЕ Совета представителей территориальных громад, политических партий и общественных организаций Донецкой области зачитывал я. Принятые под всеобщее ликование и единогласное одобрение документы определяли, что решение состоявшегося съезда требует всенародного утверждения на обще областном референдуме. В ходе непродолжительной дискуссии принято решение о проведении референдума 11 мая 2014 года. После провозглашения Донецкой Народной Республики, перед участниками съезда выступил делегат Мирослав Руденко с воззванием «Свободу Павлу Губареву». Участники исторического съезда единогласно поддержали воззвание. На этом исторический съезд завершил свою работу.

Перед зданием областной администрации во время работы съезда собралось более 3 тысяч граждан города и области. Делегаты выйдя на ступени администрации зачитали присутствующим Акт и Декларацию. Овации и одобрения многотысячными голосами разлетались по центру города и далее, по всем городам и районам Донетчины.

Начиналась новая страница истории Донбасса. Был взят курс на Всенародный Референдум, до которого оставалось 34 тревожных и героических дней.

Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в молодой республике? Какие видите позитивные, а какие негативные явления в современной жизни ДНР?

За 7 лет прошедших после провозглашения, а после Референдума и создания ДНР было всего вдоволь: радости, надежд, свершений, ошибок, тревог, несчастий и разочарований. По первоначальному замыслу при создании республики нам казалось, что наше стремление разрешать возникшие противоречия с Украиной мирным путем надет гораздо быстрое воплощение на практике. Мы никому не желали зла, и уж тем более страданий и смерти. Для нас человеческая жизнь была и есть самая главная ценность. Ради неё, жизни, и создавалась наша Народная Республика. Но насквозь продажная, антинародная, антигуманная власть в Украине не оценила наши благие намерения. Киевская хунта не ценит ни наши жизни, ни жизни своих граждан. Ведомая американскими и западноевропейскими хозяевами Украина готова взорвать нас, себя и весь мир. Положительным является то, что не смотря н на какие военные, экономические и политические проблемы республика выживает и скрепя зубами идет вперед. Работают основные государственные структуры и органы. Школы, больницы, транспорт, коммунальное хозяйство, электроснабжение, торговля, культура, спорт, пенсионное обеспечение, органы охраны государства, народная милиция и многое другое выполняют в целом свои функции. Братская гуманитарная помощь, организационная и политическая поддержка со стороны России, её различных органов и политических партий дают надежду на изменение ситуации к лучшему.

Конечно, сложные международные геополитические противоречия и обстоятельства в которых находиться наша республика вместе с нашей старшей сестрой и надеждой – Россией, затрудняют процесс нашего развития.

С моей точки зрения, республика должна сосредоточиться на укреплении своей государственности. У наших людей сильные патерналистские настроения. Многим хотелось бы, что бы «уже завтра» мы стали частью Российской Федерации. А дальше, основная заботы о нашем выживании, станет заботой России. Да, строить свое будущее вместе с Россией, в семье братских народов, это наша цель. Но в сегодняшней обстановке мы больше должны надеяться на самих себя. Создание ДНР это наш выбор, наше решение. Это не российское изобретение, как хотят убедить мир украинские власти вместе со своими хозяевами. А раз это наш выбор, то и развитие, и укрепление государственности, и признание со стороны других государств мы сможем добиться только надеясь, прежде всего, на наш народ. В политическом плане, за 7 лет в этом направлении практически ничего не создано. В прошлом, 2020 году, Центральный Комитет Компартии ДНР, в тесном единстве с целым рядом патриотических организаций разработали Программу Народно-Патриотического Союза ДНР. В этой программе 4 раздела, в которых прописаны первоочередные шаги, без воплощения которых ждать укрепления республики будем еще долго. В основу такой программы заложена задача развития человека, гражданина, творца нашей республики. Программа дает возможность использовать потенциал любого активного члена нашего общества. Сейчас любая инициатива наших граждан разбивается об отсутствие правового поля и бюрократическое безволие. Органы власти действуют в отрыве от народных масс. Массы не ориентируются в целях власти. Власть не демонстрирует народу свои среднесрочные и долгосрочные программы. Власть, особенно исполнительная, живет и действует сама по себе, а народ сам с собой. Сегодняшняя задача всех, кто считает себя гражданином и патриотом ДНР добиваться единства власти и народа, раскрывать потенциал любого человека, любой общественной структуры, которые хотят жить и укреплять Донецкую Народную Республику. И таких сил, желающих укрепление нашей молодой республики, немало на Донецкой земле.

Каким Вы видите будущее республики,  основываясь на современном положении дел в ней?

Будущее нашей республики в союзе с братскими народами идущими по пути советского, социалистического развития. В первичных документах нашего государства заложены основы государства советского типа. И за эти документы проголосовали абсолютное большинство наших граждан. Наша задача — воплотить желания народа в жизнь. Сегодня многие страны мира, а Россия в особенности стоят перед дилеммой, по какому пути идти дальше. Капитализм, даже в мировом масштабе, завел страны и народы в тупик. Тупик называется – фашизм. Из этого тупика мы пытаемся выбраться с 2014 года. Россия окончательный выбор еще не сделала. Конечно, нам жителям Донбасса, как говорится, на роду написано, быть вместе с Россией. И мы свою миссию, быть с Россией, выполним при любых исторических обстоятельствах. Мы и сейчас стоим на переднем рубеже борьбы цивилизаций, и за себя, и за Россию. И все же, мы должны и обязательно это сделаем, вернуться к первоначальной идее при создании ДНР: укреплять НАРОДНОЕ государство. Надеясь и развивая собственными силами нашу республику, мы облегчим задачу и для России по оказанию нам всесторонней помощи. В конце концов, у нас есть и ресурсы, и опытные люди, и воля народа, и хорошие друзья для объединения ради достижения изначально избранных целей. Мы хотим жить в мире со всеми народами, включая и Украинский. В будущее нашей республики смотрю с оптимизмом. Мы получим сначала частичное признание нескольких государств. Нам станет немного легче. А за тем, с опорой на собственные силы в первую очередь, мы возродим нашу землю, и вместе с другими братскими и дружественными нам народами будем строить справедливое, миролюбивое, социалистическое сообщество суверенных народов.

Комиссар донецкого краевого отделения МОО «Новые скифы» Александр Матющин

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message

HotLog

Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress