Сказание о скифских царях

О жизни, обычаях, традициях скифов мы узнаём из «Истории» Геродота, посетившего Скифию в 449-446 гг. до н. э. «Скифов-пахарей», «скифов-земледельцев», живущих на Днепре, Геродот называл «борисфенитами», то есть «днепровцами». Геродот знал о связях скифов с другими гиперборейскими народами живущими ближе к арктическому поясу и признавал, что традиции скифов древнее греческих. Древнейшие скифские сказания о царях Скифии Геродот, возможно, узнал от Тимна (Τυμνης), представителя скифского царя в Ольвии. Именно, Тимн мог рассказать Геродоту множество све

Скифский Шлем

дений из истории Скифии, о войне скифов с персами, о скифских богах, обычаях, о родословной скифских царей, о племенах скифов. (Геродот IV 76, V 37).
По Геродоту самоназвание скифов – Сколоты, а персы называли их саками. В слове «сколот» ясно слышится слово «коло» – круг солнца, возможно, слово «сколот» означало «с солнцем иду» или «за солнцем иду». Известно, что скифские племена пришли с востока и расселялись на запад, то есть они шли за солнцем.

Геродот сообщает, что «племена авхатов, катиаров, траспиев и паралатов – все вместе называются сколотами, эллины же зовут их скифами.» По утверждению Рыбакова, все четыре племени Сколотов – авхаты, катиары, траспии, паралаты -археологически хорошо объединены во всех отношениях в единую лесостепную земледельческую культуру.

В «Истории» Геродот записал древние сказания скифов о том, откуда пошёл скифский род. В сказаниях говорится об основоположнике скифского племени мифическом царе Таргитайе (Ταργιταος), который был сыном Геракла от змееногой богини, дочери реки Борисфен. Скифы, современники Геродота, считали, что царь Таргитай жил ровно за 1000 лет до вторжения Дария, которое произошло в 513 году до нашей эры, то есть около 1513 г. до н. э.( Геродот IV 5, 7.)

Тархунт – «гром и молния», упоминается в русских былинах о богатыре Тархе Тарховиче (о Тархе Годиновиче). Академик Б. А. Рыбаков видит в прародителе скифов старца-богатыря Тарха Тарховича в наших древнейших сказаний, где богатырь Тарх Тархович живет 1000 лет на Сиянской горе и враждует с Бабой-Ягой, которая в древнерусском сказании выступает верхом на коне предводительницей женского конного отряда степного войска и воюет с пастухами быков (Тархами или Турами). Само имя Тарх Тархович происходит из Малой Азии и соотносится с хеттским богом-быком. По-русски богатыря величали бы Тур Турович (Бык Быкович). Тарх Тархович — земное имя солнечного божества Дажьбога, поэтому старец-богатырь живет на Сиянской горе (на Сияющей горе) и является земным образом Даждь-бога.

Круглая фалера

Древнерусский Бык Быкович (Тарх Тархович) — очевидная параллель и Тагимасаду, и Тагу.

Скифы помнили, что исторический Таргитай жил за тысячу лет до вторжения в Скифию персидского царя Дария, то есть около 1513 г. до н. э. В середине II тыс. до н. э. иранцы еще не выделились из арийской общности. В XVI в. до н. э. началось постепенное вытеснение арийских племен из восточной Анатолии и северной Месопотамии, племенами хеттов, из Палестины арийские племена вытеснялись египтянами, а из Греции и Крита арийские племена вытеснялись ахейцами.

На рубеже XV и XIV вв. до н. э. в западной и юго-западной Анатоли образовалась коалиция арийских племён Арсавы, которой правил могущественный царь Тархуно-радус, разбивший хеттов. Имя Тархуно-радуса явно созвучно имени Таргитая, а «радус» исходит из арийско-славянской лексики и означает «родитель», «радетель» или «раджа» – на санскрите — царь. Тархуно-радус (царь Тархун) жил примерно 1613 г. до н. э., он был одним из основоположников династии царей, правивших в арийском государстве Арсава, вероятно, поэтому, скифы вспоминали именно Тархуно-радуса, как своего прародителя и в своих сказаниях называли его Таргитай.

Имена правителей с основой «тарх» («тарг») в Анатолии очень редки, среди хеттских царей их тоже нет. В хеттских источниках есть упоминание о царе Таргасналисе (сыне Тарха) правившим страной Капаллой, которая во второй половине XIV в. до н. э. входила в состав коалиции «стран Арсавы».

Первого царя этрусков звали Тархон (Тархетий), это имя созвучно с именем Таргитай. Этруски — выходцы из Литии (западной Анатолии), именно, они принесли в Европу скифскую традицию вести свой род от бога Тура (Тарха), представленным в образе быка. У этрусков есть легенда о боге Таге, который появился из борозды, пропаханной божественным быком Тархоном, пашущим священное поле. В легенде этрусков и Таг, и Тархон предстают в образе людей, а не быка. Таг рождается мальчиком с седыми, как у старца, светлыми волосами, Таг-бог – светлое, солнечное божество, прототип солнечного Дажь-бога.

Великая Знаменка Запорожье

Потомки скифского царя Таргитая, видимо, происходят из восточной Анатолии и северной Месопотамии. Скифские племена – выходцы из коалиции арийских племён Арсавы, которые мигрировали не только в Причерноморье, но и на Апеннинский полуостров (Penisola italiana).

У легендарного скифского царя Таргитая было три сына Липоксай, Арпоксай и Колоксай,

«Ксай» по-скифски означает царь, ведь, известно, что скифы называли себя царями.

Сайи – ЦАРИ – Σαιοι – это самоназвание царских скифов. О Цайях сообщает текст из ольвийского декрета в часть Протогена: «…и при том жреце, когда явились во множестве сайи за получением даров, а народ не мог их дать…»

В ведическом санскрите слова – Сару, сарратья – sarru, sarи, sirratu, sarathya – рать, ратный, соратник, (sа – совместно, ratha- колесница, воитель, герой. От слова ведического санскрита «сарру»- sarru- происходит слово – «царь» в славянских языках , а в германских – кезарь и кайзер. В Риг-веде: саратхи – Sarathi – возница колесницы – «саратник». Первоначальное значение слова царь означало «саратник», воин.

Геродот записал сказание о том, что на скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Это символические предметы, символически разделили общество на роды и классы: рядовой общинник, воин и жрец.

В 1917 году А. Кристенсен считал, что племена скифов-авхатов, чей символ — плуг, были земледельцами. Скифы-катиары, чей символ ярмо, были воинами и колесничими. Скифы-траспии, чей символ секира, были верховыми воинами. Скифы-паралаты, чей символ чаша, были царями.

Липоксай (Λιποξαις) – старший сын Таргитая, родоначальник скифского рода авхатов (авхетов), их символ — плуг, они были земледельцы. По свидетельству Плиния Старшего: «От Тафр (Перекопа) по направлению внутрь материка живут Авхеты, во владениях которых берет начало Гипанис» (река Южный Буг) К авхатам условно Б. А. Рыбаков относит городища Буда-Макеевское, Пастырское и Шарповское, находящиеся на водоразделе Днепра и Буга. (Геродот IV 5, 6; Плиний Старший; Б.А. Рыбаков). В имени Липоксай славянский корень Лип. Имя Липоксай, возможно, означает «Леса-Царь»

Арпоксай (Αρποξαις) – средний сын Таргитая, родоначальник родов- катиаров и траспиев, скифские племена или племена сколотов. (Геродот IV 6;) Катиары и тираспеи жили у реки Тирас (река Днестр) на Подолии. Скифы-катиары — воины-колесничие (символ — ярмо). У скифских племён катиаров городища: Немировское, Севериновское и в Якушинцах.Скифы-траспии — верховые воины, их символ — секира. У траспиев городища в Григоровке, в Дарабани и в Поливановом Яру. Само имя Арпок+сай – это Арп, Карп (Карпаты) и Сайи – Σαιοι –Цари – самоназвание царских скифов, т.е Арпок+сай значит «Царь Карпат». По другой версии скифского генеалогического мифа Арпоксая звали Агафирс. Род Арпоксая-Агафирса заселил Прикарпатье, где жили катиары- акатиры-агафирсы. Другой род дал линию траспии-траки-фракийцы. ( Геродот VI 5, 6;)

Колоксай (Κολαξαις) – младший сын Таргитая, от него ведут свое начало скифы из рода паралатов – цари, их символ — чаша. Городища паралатов расположены: на севере близ Киева, среднее — между Днепром и рекой Росью, правый приток Днепра, на юге – на реке Тясмин. Имя Колоксай – «Солнце-Царь», «коло» – колесо-солнца, «сай» – царь скифов-сколотов. Артамонов считает, что Колоксай-Кол-Скол-Сколот происходят от одного корня слова. ( Геродот IV 5, 7)

Источник 

.

1 comment on this postSubmit yours
  1. День добрый! Хороший сайт. Буду признателен, если разместите 2 статьи: о зверином шествии скифов и о связи археологии скифов с традициями славян. На какой адрес можно выслать?

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message


Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress