Философские наброски скифской утопии от Славой Жижека

Apocaliptica — Hall Of The Mountain King (музыкальное сопровождение статьи, открывать на новой странице)

1:08:50: Славой Жижек: «Основная задача сегодня состоит в том, чтобы заново открыть утопию, пространство утопии. Речь не идёт о классической утопии, которая состоит в представлении идеального мироустройства, о котором заранее понятно, что оно никогда не будет реализовано. Самые известные модели этого — «Государство» Платона, «Утопия» Томаса Мора, «Философия в будуаре» Маркиза де Сада. Это классическая утопия. Далее следует «капиталистическая утопия» — это непристанное возбуждение всё новых и новых желаний, это возбуждение может зайти довольно далеко: вплоть до того, что общество должно толерантно относиться к желаниям некрофилов заниматься сексом с трупами, и потому людям в предсмертном состоянии следует указать возможности использования своего трупа. — это пример капиталистической утопии где можно идти до конца и никто не остановит. Но есть третий вид утопии — ни классическая с воображаемой альтернативной вселенной (об осуществлении которой нельзя и мечтать), ни капиталистическая с новыми и новыми желаниями. Третий тип утопии — Реальное. Реальная утопия — это не какое-то упражнение по свободе воображения, когда ты, например, садишься и придумываешь возможный идеальный мир. Напротив, это то, что ты делаешь буквально, как внутренний толчок. Ты должен придумать нечто новое, когда не можешь поступить иначе. Настоящая утопия — это не дело будущего, это то, что должно быть предпринято немедленно, когда другого пути просто нет. Утопия в этом смысле значит: делай то, что в данных символических координатах кажется невозможным. Возьми на себя риск поменять сами координаты. Это не безумие, даже самые консервативные утопии имели частичку этой реальной утопии. Вот какая утопия нам нужна сегодня. Подлинная утопия сегодня — это не иной порядок, а это идея того, что существующий порядок может функционировать неопределённо. Подлинная утопия — это не коммунизм, который распался в 1991-м. Это была утопия 90-х: идея, разработанная среди прочих Френсисом Фукуямой, о том, что мы открыли последнюю социальную форму — либеральную капиталистическую демократию, и мы не можем двигаться дальше. И это лишь вопрос того, чтобы сделать остальных более толерантными, распространить эту идею по всему миру, главное — у нас есть формула. Думается, в этом и состоит символическое значение 11-го сентября: время этой утопии закончилось. Реальное самой истории возвращается. Вот почему сегодня толчок состоит не в том, чтобы быть терроризируемыми так называемой пост-политической политикой, которая говорит нам: «Время идеологии закончилось. Всё, что вы можете — это играть в реалистичную игру принятия различий» и так далее. Мы должны осмелиться предпринять невозможное, мы должны заново открыть, как не воображать, а воплощать утопию. Дело опять же не в том, чтобы планировать утопии, дело в том, чтобы их практиковать. И я думаю, что это не вопрос из разряда: «Стоит ли нам сделать это? Или нам стоит сопротивляться внутри существующего порядка?» Вопрос стоит гораздо радикальнее, это вопрос выживания: будущее будет утопией — или его не будет вообще

Славой Жи́жек (словен. Slavoj Žižek, р. 21 марта 1949, Любляна) — словенский культуролог и социальный философ фрейдомарксистского толка. Живёт и работает в г. Любляна.

Переводчик и интерпретатор Жака Лакана, учение которого наряду с марксизмом служит основным инструментом для анализа культуры. Глава Школы теоретического психоанализа («Люблянской школы»). Президент Института социальных исследований.

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message

HotLog

Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress