Скифское движение лучезарно воссиявшее на горизонте политической жизни во второй половине 10-х гг. прошлого столетия, ознаменовала новую эпоху в развитии истории Евразии-Скифии, зажгло своим солнечным светом множество людей, живущих на просторах нашей огромной родины Скифии.
Вернее это было похоже на звезды на вечернем небе, люди словно звезды начали зажигаться и освещать своим светом. Люди, чьи дела и поступки назовут легендарными, а их самих возведут в ранг героев
Одним из таких легендарных личностей прошлого был «казахский Марко Поло», Чрезвычайный комиссар Степного края, активный участник Гражданской войны, достойный сын своего народа Алиби Тогжанович Жангильдин –воплотивший в себе силу и отвагу казахских батыров, ум и смекалку народных сказок Алдара Косе. Но самое верное определение для жизни Алиби Жангильдина подходит определение — Скиф, обладавший здоровой долей авантюризма и любви к риску и приключениям, совершивший путешествие по странам Европы, Азии и Африки, без никаких средств к существованию, на голом энтузиазме, имея лишь при себе паспорт на имя гражданина Российской империи Николая Степнова……….
Алиби Джангильдин родился в 1884 году в Кустанайской области в живописном местечке Кайдаул. По воспоминаниям самого Жангильдина, сам он происходил из рода кыпчак Средней Орды. Кроме самого Алиби в семье было семеро детей, отец Жангильдина был батраком, занимавшимся выпасом скота у кочевников.
С детства маленький Алиби рос любознательным и смышлёным ребенком. Очень ему нравилось охотиться, часто он уходил в Степь со старым отцовским дробовиком.
Однажды в его родной Кайдаул приехал учитель-казах из Тургая. Это встреча перевернула внутренний мир маленького Алиби, его поразили манера держаться, уверенность в себе, а самое главное форма учителя: тужурка с золотыми пуговицами. Жангильдин вдруг осознал , что мир не ограничивается лишь родным аулом, да близлежащими степями вокруг него, что есть и другие страны и народы, есть много еще интересного и неизведанного. И в Алиби разгорелось страстное желание учиться, учиться во, что бы то ни стало………
Но отец и слышать об этом не хотел. Но тогда Алиби принимает простое и верное решение-убежать из дому. Найдя удачный момент, он нанимается погонщиком скота у проходящего мимо его родных мест каравана и с ним прибывает в Тургай, где отыскивает учителя казаха, заведовавшего как оказалось ремесленной школой, где обучались вместе русские и казахские дети. Учиться Алиби нравилось, особенно нравилось ему мастерить, что ни будь своими руками.
Но после года обучения, отец разыскал его, с побоями и руганью забрал его с собой. После школы, жизнь в ауле показалось серой, унылой и снова Алиби затосковал по школе, и он снова убегает из дома, прихватив с собой пару байских лошадей, он отправился снова в Тургай. Там он получит рекомендательное письмо на имя инспектора народных училищ, который устроит его в двухклассную русско-казахскую школу. По окончании которой был переведен в духовную семинарию в Оренбурге, представлявший в то время «ворота в Среднюю Азию», с кипящей жизнью, со множеством постоялых дворов, торговых представительств, здесь можно было увидеть множество караванов груженных разнообразным товаром, бухарских купцов, русских промышленников, солдат, казаков.
Духовная семинария в которой предстояло учиться Жангильдину оказалась учебным заведением закрытого типа, где царили строгие порядки, не допускавшего малейшего проявления вольнодумства.
В 1903 Алиби поступает учиться в Казанскую учительскую семинарию, бесконечная ненужная зубрежка и муштра, чуть не заставили молодого человека покинуть стены этого учебного заведения, если бы не знаковые события, изменившие навсегда мировоззрение Жангильдина. Первое-это знакомство с учителем Алимариным, знатоком восточных языков, истории, с которым любил беседовать долгими зимними вечерами Алиби. Именно он открыл мир давно исчезнувших цивилизаций, народов, разжег в нем интерес к путешествиям, этнографии, языкознанию.
Второе-это участие в демонстрации в Казани 1905 года, после ареста и исключения из учебного заведения, Жалгиндин все больше и больше интересуется идеями социальной и национальной справедливости. Он все больше и больше интересуется левыми идеями, но с учетом национальных особенностей..
После этого последовало поступление и исключение, да еще и предание «анафеме» из Московской духовной семинарии. Но это мало волновало молодого казаха, начав изучение мира Алиби не мог теперь остановиться, и в конце концов он решился сделать то, что ни делал никто из его соплеменников-кругосветное путешествие вокруг Земли. Для этого он дает объявление в московские газеты подобного рода: «Молодой человек, 24-х лет приглашает себе в компанию молодых и веселых людей желающих вместе с ним пешком обойти вокруг земли».
Откликнулось трое: учитель естествознания, технолог из Петербурга и преподаватель Московского коммерческого училища. Из личных вещей у Жангильдина: пара крепких ботинок, походная сумка, 25 рублей денег, удостоверение путешественника на имя Николая Степнова, фотоаппарат (который в долгом путешествии стал источником дохода) и здоровая доля авантюризма и желание увидеть мир.
Пройдены Польша, Австрия, в Венгрии узнав о прибытии путешественника в Будапеште весь цвет венгерской мысли оказал Алиби почетный прием. В венгерском обществе того времени начал просыпаться интерес к истории и происхождении своего народа, который долго кочевал в бескрайних степях Евразии прежде чем обрести свою родину на земле современной Венгрии. В Жангильдине они увидели своего собрата, родом из тех мест которой современные мадьяры называют своей прародиной. В честь этого знакового события фотографию Жангильдина поместили в Национальный исторический музей, долго уговаривали его остаться. Остались трое его спутников, а Жангильдин отправился дальше. Впереди была Сербия, вольнолюбивая Болгария.
2 ноября Жангильдин прибыл в Константинополь, шумный, пестрый, многоязычный и красочный Восток ошеломил путешественника с первого дня, встретивший запахом восточных благовоний, пением муэдзинов, перезвоном церковных колоколов. Далее были Сирия, Палестина, Бейрут, пустыни Египта и Судана.
В феврале 1911 Алиби попадает в Потр-Саид, откуда с караваном паломников идет в святые для мусульман города Мекку и Медину. На пароходе идущий по Индийскому океану отправляется в Басру. Но заставший в пути сильный шторм уносит пароход на остров Мадагаскар, пробыв на котором на котором месяц, он снова отправляется в путь.
Басра представилась ему восточной Венецией, с каналами вместо улиц, с людьми передвигавшимися на лодках. И самое главное практически никаких следов европейского влияния, прошли тысячелетия, но здесь ничего не изменилось.После Барсы последовал еще более древний и загадочный город Востока-Багдад, сохранивший следы древних халдеев и вавилонян, где кажется до сих пор бродит тень Гаруна аль-Рашида, где сам воздух насыщен сказками Шахерезады. Здесь состоялась интересная встреча Жангильдина с губернатором Багдада, сыном Имама Шамиля, Мухаммедом Пашой, оказавший пышный восточный прием в честь гостя.
И снова в путь, впереди Персия, вступив на земли которой сердце Алиби забилось еще сильнее, ведь где то, думал он,-здесь за горами мои родные Степи, мой родной аул, мой отец. Но Жангильдин решил продолжить путешествие и в августе прибывает в Индию, затем остров Цейлон, Сингапур, Королевство Сиам, Гонконг. Китайский Кантон запомнился ему грязными картонными домишками, рикшами снующими по улицам, ухоженные и утопающие в зелени европейские кварталы и вывески при входе в них-«Собакам и китайцам вход воспрещён»
И снова в путь, горячая кровь путешественника не дает покоя и вот на горизонте Япония. Домой Алиби вернулся через Сибирь, почти четыре года длилось его путешествие, но начинается другое путешествие длиною в жизнь, там он проявит себя как смелый и бесстрашный, отчаянный человек, которому не безразлична судьба казахского народа.
В 1916 году он вместе со своим другом Амангельды Имановым возглавляет национально-освободительное восстание в Казахских степях. В феврале 1917 штаб восставших направляет Жангильдина в Петроград, где установив связи с большевиками, он возвращается с мандатом Чрезвычайно Комиссара Степного Края. А в родных степях вовсю уже бушевала Гражданская война, в которой Жангильдин примет самое активное участие. Под его руководством начинаются формироваться национальные части Красной Армии, участвовавшие в сражениях с колчаковцами, алаш-ординцами, казаками Дутова.
Отдельным эпизодом в жизни «казахского Марко Поло» Алиби Жангильдина стоит специальная военная экспедиция из Астрахани, через Каспийское море, безводным пустыням Мангышлака, с целью оказания помощи Актюбинскому фронту оружием, боеприпасами, медикаментами. Именно эта операция сыграла решающую роль в разгроме белогвардейцев на территории Казахстана. В августе 1918 отряды Джангильдина подавили контрреволюционное восстание в Астрахани и в форте Александровск на Каспийском море. Дальше они отправились в адаевские края с запасами патронов и снарядов, высадились на полуострове Бузачи. Сформировали здесь экспедицию, имея 300 верблюдов и 600 лошадей. Пройдя около 3000 верст за два месяца, доставили патроны и снаряды на Актюбинско-Туркестанский фронт.
За заслуги в Гражданской войне Алиби Жангильдин в числе первых представителей казахского народа был удостоен высшей правительственной наградой-орденом Боевого Красного Знамени….
Прошло два года и в августе 1920 во главе 1 Учредительного съезда Советов Казахстана он провозглашает о создание Казахской республики в составе РСФСР с широкими полномочиями. На 1 всероссийском совещании коммунистических организаций народов Востока, состоявшийся в январе 1921 он представляет партийную организацию Казахстана.
Когда грянула Великая Отечественная война не молодой уже Жангильдин, одним из первых подал заявление с просьбой отправить его на фронт в качестве добровольца. Но его опыт и знания нужны были в тылу. Он активно принимает участие в формирование воинских частей на территории Казахстана, встречается и ведет политическую, пропагандистскую работу среди солдат-казахов отправляющихся на фронт.
Умер Алиби Жангильдин в 1953 году.
В качестве заключения о личности Жангильдина можно провести слова казахского писателя и драматурга Мухтара Ауэзова: «Мы различаем золото, серебро, алмазы, александриты по их химическому составу. Но объединяет их то, что они являются драгоценным металлом и камнем, им присуще благородство. Если перенести свойства различаться по составу, сохраняя основной признак – благородство, то Джангильдин относится к этому ряду… Жизнь била его, крутила, топила, шлифовала. Так же, как поток выбрасывает на берег груду камней, так и он был поднят на высоту мощной волной. Подхваченный волной, Джангильдин раздробил ненужное из камней и поднялся на свой пьедестал».
Сеитов Эрик