Система Адыгейских игр

черкесы
Систему игр, применявшихся для физической подготовки адыгов с известной долей условности, можно классифицировать по направленности воздействия, по возрасту применения и по содержанию игр.

Игры можно подразделить по половому признаку играющих, так как разделение труда в адыгейском обществе между полами привело к четкому разграничению применяемых игр.

Исходя из данной классификации, игры применявшиеся у адыгов можно распределить на 84 группы отдельно для мальчиков и для девочек. Однако такой подробный анализ не входит в задачи работы, поэтому остановимся на некоторых общих закономерностях применения игр.

Адыгская народная педагогика строила свои игры с учетом принципа постепенного увеличения трудности. Наиболее простые игры сменялись сюжетными, те в свою очередь на импровизационные, затем на элементарно-спортивные. Специально изготавливаемых игрушек у адыгейских детей не было. Они пользовались природными материалами, камнями, палками, кукурузными початками, самодельными игрушками. Содержание игр, направленных на воспитание трудовых навыков, было схоже рабочими движениями. Приведем несколько примеров:

Ягненок — игра знакомила детей с трудовыми перациями, с которыми встречались чабаны и стрига-;и. Чабан /водящий/ приглашает к себе «стригалей» ,ля работы. Они ловят убегающих детей и иммитируют трижку. Водящий подходит то к одному, то к другому з «стригалей» со своим любимым «ягненком». Улучив юмент, «стригали» «крадут» любимого «ягненка», но ервое время хозяин не замечает пропажи. Затем «чабан» ач^нает его искать и находит его в куче шерсти /травы ли верхней одежды/. Тут «стригали» разбегаются, а одящий их ловит.1 Обычно пойманный последним из стригалей» становится ведущим.

В игре «куклин дом» иммитировались условия шейной жизни и работы по дому. По Содержанию она гносится к сюжетным. Смысл игры заключается в том, го каждая кукла исполняла определенную роль: куклы — отец, мать, дед, бабушка, брат, сестра, сын и дочь. Дети — руководители кукол иммитируют работу отца, поехавшего за дровами в лес, сестра, ушедшей за водой, матери, штопающей одежду или -готовящей пищу. Зачастую при игре в «куклин дом» воспроизводятся похороны, свадьбы.’

Одним из основных занятий женской половины адыгейского народа было рукоделие. В играх импровизациях девочки занимались «вышиванием» и «ковроткачеством» с помощью доступного материала, каким являлись, например, лист лопуха и колючки. Девочки подбирали наиболее широкие и целые листья лопуха и собирали колючки разного размера и цвета. С их помощью они изображали на листе орнамент.

Группа военно-прикладных игр своей основной задачей ставили воспитание у детей военных навыков и силы духа. Поэтому ряд игр носил суровый характер, приучая к перенесению болевых и других неприятных ощущений. Характерными военно-прикладньйяи играми являлись «сквозь строй» (к1оц1ырык1), игры в хворостины (къорэгъ, джор), пленение противника (джэн-к1ылыш) и другие. Вот как описывается игра в къорэгъ . свидетелем, одним из адыгейских просветителей Султан Кр^м-Гиреем.«Пешие вооружались дрекольями и напали на конных. Началась сцена непривычная моим глазам. Здесь то был случай мужчинам обнаружить перед девушками все свое молодчество и удальство. Для меня наступило самое неприятное время. От непривычки к таким диким затеям я вздумал бежать. Удары по мне сыцрлись со всех сторон. Князь Н. ратовал за меня, разгоняя грудью своей лошади неистовый народ. Пши-маф завладел полем военной игры, и никакие усилия пеших не могли обратить его в бегство. Следуя примеру своих товарищей, я воротился на место битвы, чтобы v терпением изгладить позор первых моментов увлечения… Ъой утих».2

Аналогичное описание данной игры имеется и в работе Хан-Гирея.

«…Кипящая пляска продолжается сряду целый час и более, а там заменяет ее игра, более шумная и весьма опасная, состоящая в том, что пешие толпы, вооруженные огромными копьями, теснят конных наездников, готовых вступить в бой, чтобы показать проворство своих бегунов и собственную ловкость. Пешие бросаются на них в густых толпах с криком и бьют как их, так равно и лошадей почти без пощады. Наездникр со своей стороны не жалеют потоптать копытами своих скакунов и вгоняют сих бедных животных в середину толпы, безжалостно их поражающей. Нередко конные преодолевают пеших, разгоняют их под sStfteTy стен домов, даже и в дома… Такие атаки продолжаются, покуда одна сторона не победит другую, почему .’иногда доходит с обеих сторон до исступления, и тогда. Старцы, вступая в посредничество прекращают эту потешную битву».1

Естественно, данная игра придумана была народом не для того, чтобы потешиться, тем более, что игры эти были чреваты тяжелыми последствиями. Однако, мужество и умение смотреть смерти в лицо приходят только при перенесении жизненно опасных ситуаций. И иммита-ция боевых действий была жизненно необходима народу, вынужденному систематически защищать свои права на свободу и самостоятельность.

Игра «сквозь строй» (К1оц1рык1) имела своей главной задачей проверку степени владения искусством верховой езды и холодным оружием. Содержание игры заключалось в том, что зрители образовывали узкий коридор, по которому всадник должен был быстро проехать, резко повернуть налево и перепрыгнуть на коне через подвешенную бурку. По пути следования на скаку необходимо было поднять с земли монету, срезать шашкой или кинжалом хворостину, поднять яйцо, лежащее на пне. При этом всадник никакой частью тела лошади, а так же своей одеждой не должен был дотрагиваться до присутствующих, составлявших коридор.2

Большое распространение у адыгов имела игра «Борьба за сафьян» (шъозэтех). По всей видимости игра служила для выявления степени физической подготовленности и владения искусством верховой езды. Игра шъозэтех проводилась на народных гуляниях, свадьбах и до принятия мусульманства (начало XVIII века), на поминках. Желающие играть выстраивались в круг в назначенном месте. Хозяин дома или старик, ведущий праздник, бросал в круг хорошо выделанную, но смоченную в воде, баранью или козлиную кожу. Игрок, сумевший поднять ее с земли, мчался на полном скаку, а остальные его догоняли или старались отобрать кожу. Обычно побеждал тот, как обладал более высоким развитием силы и ловкости и хорошо владел конем. Победитель, как правило, отвозил и забрасывал кожу во двор какой-либо девушке в знак уважения. Возможен был вариант привоза кожи во двор, где проходила свадьба в знак уважения к семье. Однако, кожу не всегда возможно было доставить в определенное место, так как она разрывалась на мелкие куски.

Значительное место в системе физического воспитания занимали игры, направленные на общее физическое развитие детей. Учитывая возрастное повышение уровня физической подготовленности детей и все большую занятость в трудовой и военной деятельности с увеличением возраста, игры этой группы применялись в основном в детском и подростковом периодах. Необходимо отметить, что игры и остальных классификационных групп содержали в себе элементы деятельности, направленные на повышение физического развития. Однако, наиболее выраженную физическую подготовку получали в таких играх как «конники» (лъэс шыу), игры в мяч (1эгуао), чижик (п1ай), игра в волчек (чын), прятки (къан-къан-гъэбылъ), подбрасывание шапки (пэ1ок1адз), гъур и многие другие. Основное содержание этих игр — естественные виды упражнений, такие как бег, ходьба, прыжки, лазания, метания. Это игры, требующие проявления ряда физических качеств. Особенно большие требования предъявлялись к уровню развития силы, ловкости и быстроты. Учитывая возрастные особенности детей и то, что развитие выносливости происходит в более старшем возрасте, адыгейская народная педагогика придумала возможности прекращения игры каждым ребенком самостоятельно по мере утомления. Однако это касалось только игр детей младшего возраста. Недостаточное проявление выносливости и ее компонента воли, в играх более старшего возраста приводило к суровому наказанию со стороны играющих. Одним из способов наказания было надавливание палками (бэщ текъуз). Оставляя наказуемого в центре, судьи выходили из круга, а все игроки обнимали друг друга за плечи и, наклонившись вперед, ходили то в одну сторону, то в другую, напевая хором:

тэгъы, тэгъы, ^гъын тэш1ы. Бэщтекъузэ хэт ыш1ын? (плач, плач, делаем плач,

кто будет делать надавливание палкой?).

Песенка повторилась три раза. Затем в середине круга опять появлялись судьи, которые оглашали имена исполнителей — двух мальчиков. Они могли быть самыми сильными из всех игроков или, наоборот, в зависимости от серьезности и степени «преступления», что опять-таки определялось «судьями». …Исполнители ставили наказуемого на колени. Поперек его шеи клали палку и каждый из них занимал одну из сторон, обхватив обеими руками свой конец палки. После этого игроки опять брались за плечи и, наклонив головы начинали петь:

тэш1ы, тэш1ы бэщтекъузэ, бэщтекъузэ ш1ы, Мэзан (делаем, делаем бэщтекъузэ палкой дави, сжимай, Мазан).

В такт песни исполнители толчками надавливали палками на шею наказуемого. Песню повторяли три раза. Иногда толчки были такими сильными, что наказуемый лбом доставал до земли. После трехкратного повторения песни, исполнители присоединялись к общей группе. Все вразнобой кричали:

щтэрэ тхэмытынэу, щынэрэ тхэмытынэу! (Чтобы не было трусливых, Чтобы не было слабых).’

Существовал и другой способ наказания — катание на бешеном коне (шы хьашхъурэ1у). Судьи (старшие команд) назначили четырех палачей (шъхьашГох). Обычно выбирались наиболее сильные мальчики. Наказываемому между ног пропускали палку, за каждый конец брались по двое палачей и по команде старших начинали подкидывать сидящего на палке. Наказуемый имел право держаться двумя руками за палку, что несколько облегчало его участь, однако от боли это не спасало. Наказание заканчивалось по команде старших. Более мягкими наказаниями служили щелчки по лбу и удары пальцами по запястью. Наказание регулировалось не только количеством, но и силой удара.1 Сама обстановка и процедура наказания оказывала воздействие не только на наказуемых, но и на всех остальных игроков. Причем, считалось большим позором показать слезы.

Игры подростков отражали требования времени по воспитанию сильных, выносливых и терпеливых мужчин. Поведение мальчиков во время игры удачно подмечено писателем и знатоком истории Адыгеи Исхаком Маш-башем. «Рядом мальчики играли в гъур. Четверо были постарше и посильнее, захватили ямки и гоняли младшего, не давая забросить деревяшку в пятую, свободную лунку. Малыш сопел, смахивал со лба пот и сопел, злился на шапку, которая то и дело падала с головы, а какой джигит позволит, чтобы шапка покинула хозяйскую голову. Только если голова покинет шею… Мальчишка, которого совсем загоняли, наконец выдохся и бросился на землю. Он, кажется, даже заплакал от обиды. «Эй, парень! Дай-ка мне твою шапку, я повожу за тебя деревяшку, пусть попробуют меня погонять. Я им покажу, как играть в гъур! — крикнул Ахмед.

…Разговор старших устыдил ослабевшего мальчишку, придал ему сийы: я никому не дам свою шапку. Сам отыграюсь!».2

Система игр адыгов была направлена не только на формирование двигательных качеств, но имела и четко выраженную направленность на формирование стойкого характера.

Физическое воспитание девочек имело свои специфические игры, которые были направлены в основном на развитие ловкости рук. Причина доминирования этих игр объясняется необходимостью большой ловкости при выполнении специфических женских работ, таких как вышивание, ткачество, изготовление ковров, производство одежды и т. п. Такой игрой являлась «къихын» (дословный перевод — вынуть). Суть игры заключалась в том, что девочка завязывала концы нитки длиной 70—90 см и надевала себе на обе кисти. Другая девочка снимала ее таким образом, чтобы образовалась новая фигура и т. д. до тех пор, пока нитка не возвращалась в исходную фигуру. Проигравшей считалась та, которая не смогла сделать новую фигурку. Игра «къих» под другими названиями имеется и у многих других народов. Как указывает Аркин Е. А. фигуры бывают «очень сложны, проходят 8—9 стадий, требуют участия трех пар рук, вовлечение рта и колен».1 Интересная игра приводится в работе Мафедзева С. X., название которой «щэкъаштэ» (дословный перевод — брать снаряд). Для игры брались пять небольших (с грецкий орех) камешков. Игра имеет 8 этапов. Первые четыре являются подготовительными.

1 э т’а п — участник игры, сидя на ровной площадке, держит один камушек. Остальные лежат на площадке. Подбросив камушек, подбирается другой камушек, пока подброшенный находится в воздухе, затем ловили и его. Таким образом подбирались все камни.

2 этап — подбрасывается один камушек и пока он находится в полете, поднять пару камней. При удачной попытке повторяется.

3 этап — подбирается одновременно 3 камушка, а затем и четвертый.

4 этап — одновременно подбирается четыре камушка. Таким образом постепенное усложнение заданий приводит к разминке кисти. Основной этап состоит из четырех более сложных упражнений. В главе ставится задача раскрытия общих направлений физического воспитания, поэтому содержание игры будет раскрыто ниже.

Применение этих и подобных игр способствовали развитию ловкости кистей рук, что имело большое значение в трудовой деятельности.2

Группа развлекательных игр проводилась у адыгов в свободное время, на сборищах, свадьбах, поминках. Естественно, что кроме чисто развлекательных целей они решали и ряд других задач, таких как проверка уровня развития качеств и степени владения навыками, проверка логического мышления, красноречия и их развитие. Среди развлекательных игр адыгов имеются и ритуальные. Примером ритуальной игры может служить игра,описанная Хан-Гиреем. «Во время пахания обыкновенно жители аула разделяются на две партии: те из них, которые находятся в поле, составляют одну; другую же — оставшиеся в ауле. Первые приходят в аул, схватывая шапку девицы знатного рода и уносят ее в свои шалаши. Их преследуют, но редко успевают догнать, ибо скрыто проходят они и совершают свой набег. Спустя день или более, возвращают шапку, завернув ее в прекрасный платок. Причем привозят из поля яства и напитки, для этого случая приготовленные, в дом девицы и нередко целый день пируют и пляшут, собрав жителей аула. По окончании увеселения, отец и брат девицы делают им подарки, но большей частью молодые князья, или дворяне, живущие в том ауле, их не допускают до этого, а сами щедро награждают похитителей. Другая партия в отмщение противной, собравшись толпою идет в поле и там схватив ремень, которым связан плуг и называется «вваше» уносит, защищаясь от преследующих. Для выручения этого ремня привозят яства и напитки в тот дом, где ремень положен и там целый вечер проводят в забавах. При возвращении партии пахарей другая партия их встречает и тут начинается борьба: одна партия увлекает другую партию в воду # в одеждах. Нередко женщин обливают водою или увлекают в реку по колена. Эту забаву почитают нужною, ибо есть поверье, будто ее должны совершить для урожая».1

Существовали игры, основной задачей которых было развлечение раненого, находящегося на стадии выздоровления. Наиболее распространенными являлись игры «цэльдау» (бьющий по губам), «1эгушъоеу» (рукобитие), если присутствовало небольшое количество людей играли «нэт1эеу» (щелчки по лбу).

Содержание игры «цэлдау» очень простое. Необходимо укусить без участия рук пирог и если удастся выхватить из середины вареное яйцо. Сложность же заключается в том, что пирог был привязан к потолку на веревке и раскачивался на уровне рта у сидящих за столом. Довольно жесткий пирог наносил удары по губам и нужно было проявить большое умение, ловкость и мужество, чтобы выполнить задачу. Игра сопровождалась весельем, что, естественно, передавалось раненому.

Игра «1эгушъоеу» (рукобитие) описана в работе Хан-Гирея: «Один из веселящихся начинает эту игру, подойдя к одной из девиц, требует, чтобы она вытянула руку, он бьет по ладони, после чего она, в свою очередь, подойдя к какому-нибудь из мужчин, ударяет также по ладони, что продолжается довольно долго, потому, что никакая другая забава в этих сборищах не доставляет столько живых удовольствий мужчинам».1

«Нэт1эеу (щелчки по лбу) — игра, в которой участвует, как правило, два человека. Если в доме раненого по какой-то причине еще не собрались люди, то двое, призвав в судью больного, начинают игру. Суть ее заключалась в том, что один наносит щелчок в лоб, а другой с закрытыми глазами должен угадать палец, ударивший его. Отгадать было довольно трудно, так как в игре используются все десять пальцев.

К группе развлекательных игр можно отвести и ряд игр, проводившихся во время свадьбы. К таким играм можно отнести «быракъзэтех» (борьба за флаг). Это конная игра, суть которой заключается в том, чтобы в скачке догнать впереди едущего всадника с флагом и забрать флаг. Игра была очень любима народом и привлекала огромное количество зрителей.

На свадьбах и поминках для детей проводили игры, связанные с необходимостью проявить ловкость. Эти игры собирали большое количество зрителей и участников. Вот как описывается такая игра в работе Султан Хан-Гирея: «Но вот начинается самая забавная сцена тризны. Сотни мальчишек бегут, сталкиваясь, к столбу, поставленному у кургана и там толпятся; каждому из них этот столб представляет поприще отличиться и богатую добычу. На верху столба прикреплена тонким прутиком большая корзина, наполненная прекрасными вещами, которые предназначены в награду удальству мальчиков; тот из них, который достанет корзину без всякой помощи, кроме своих рук и ног, влезет на верх столба, берет себе все вещи в нее положенные. Дело не мудреное для проворных мальчиков, если б столб был с сучьями, но вот в чем беда: он выструган чисто и снизу намазан салом, так что скользит как змея из рук».’

На свадьбах также устраивались пешие игры — эстафеты на какой-либо приз Ореховый кнут, ореховые флажки и т.д.).

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что физические упражнения служили не только средством, физической подготовки людей, но и излюбленным зрелищем. У адыгов были распространены шахматы и шашки. Игра в шахматы была перенята от соседствующих народов. Очень была распространена игра «п х ъ э к I э н» (адыгейские национальные шашки). Отличительной чертой этих шашек являлось то, что до последнего момента неизвестно было кто победит. Как и в военной деятельности во главу угла ставилось не количество шашек, а умение. Игра имеет большое количество комбинаций и громадные возможности интеллектуального развития играющих.

В системе воспитания господствующего класса существовала игра, основным назначением которой являлось развитие красноречия и логического мышления. Суть ее состояла в том, что князья и дворяне преимущественно во время пребывания на поле или на съездах разделяются на две партии и одна из них объявляет на другую свои претензии под каким-нибудь предлогом. «Тут избирают судей, перед которыми ответчики защищаются силою красноречия, претендующие не щадят могучих выражений дл’я побеждения своих противников. Таким образом, открывается здесь поле,» где старшины, князья и дворяне показывают могущество своего красноречия и знание существующих узаконений народных и феодальных прав древних фамилий, своей нации. Забава эта, или лучше, упражнение в словесности, служит у черкесов школою, образующей непреклонных их ораторов».2

Естественно, данная игра способствовала усилению класса имущих. Наряду с военной подготовкой обучение красноречию способствовало увеличению духовной пропасти между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Это формировало у эксплуататоров спесивое отношение к простому народу, которое очень удачно выражено адыгейским поэтом Цугом Теучежем в выражении «Богатый родственник, вместо «тиунэкъощ» (родственник) скажет «тиунэ къыкъомыщ».1 (Не видимый из-за нашего дома).

Многовековая практика применения физических упражнений как средства воспитания трижды переживала значительный спад. Первый из них связан с принятием христианства, что привело к утрате значительного числа ритуальных танцев и физических упражнений. Второй спад был связан с принятием ислама в XVIII веке, который закабалил женщин и привел к утрате физических упражнений и игр в процессе воспитания женщин.

Отмечая этот факт Хан-Гирей писал: «…игры и всякого рода забавы стали ныне реже в Черкесии по причине беспрестанных беспокойств, да к тому же немало способствуют и проповеди духовенства, которое представляет противным магометанской религии всякого рода публичные забавы в сообществе с женщинами, а вне присутствии этого прекрасного, пола никакие увеселения не могут быть оживлены удовольствием даже в диком народе».2

Третий спад произошел в 1863—1864 годах в результате чудовищной провокации султанской Турции и русского царизма. Царизм, который вел колониальную войну против народов Северного Кавказа непосредственно ответственен за переселение горцев в Турцию. Всего за два года, 1863 и 1864 только из Кубанской области переселилось более 500 тысяч человек. Переселение продолжалось и в последующие годы.3

…И правильно заметил Хан-Гирей «…с бедствиями, постигающими народ, его публичные удовольствия становятся реже».4

Затихли празднества, игры и развлечения. Произошло смешание племен, имевших разные традиции и обычаи. И еще длительное время народ не мог забыть эту трагедию. Чуть более 70 лет прошло с того времени, когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, освободившая все народы, большие и маленькие, от тяжелого гнета царизма. Только после революции физическая культура получила действительный расцвет в Адыгее. С первых дней своего существования Советское государство проявляет неустанную заботу о здоровье и физическом развитии граждан. Только в течение первых лет после Великой Октябрьской социалистической революции вышло более 300 декретов по здравоохранению, подписанных великим вождем угнетенного народа В. И. Лениным. В них была определена и политика нашего государства в области здоровья и физического воспитания подрастающего поколения. Основными их принципами стали: профилактическая направленность мероприятий по охране здоровья и тесная взаимосвязь с физическим воспитанием; определение роли физической культуры, как средства гармонического развития личности, связь ее с другими разделами коммунистического воспитания; научная обоснованность и государственный их характер. Основной целью физического воспитания стало содействие гармоническому развитию личности, подготовка его к труду и защите Родины. Забота государства о здоровье и физическом развитии людей нашла отражение в законодательных актах. Развивается государственная система физического воспитания. С 1918 года физическая культура введена в систему школьного образования как полноправный предмет.

В Адыгее 98% детей школьного возраста занимаются физической культурой. Систематическими занятиями охвачено 39% и взрослого населения. Расширяется сеть детско-юношеских школ, работают 286 коллективов физической культуры, которые охватывают более 90 тысяч человек.

Значительного развития достиг спорт. Только в 1979 году в Спартакиаде народов СССР участвовало 48 спортсменов Адыгеи. Из них 12 стали чемпионами, 3 — серебряными призерами и 1 занял третье место. Наиболее любимыми видами адыгейской молодежи являются борьба дзюдо, борьба самбо, вольная борьба, футбол, волейбол, тяжелая атлетика и другие.

В настоящее время в Адыгее культивируется 24 вида спортов. Всемирно известны имена адыгейских спортсменов таких как А. Хапай, В. Невзоров, В. Талаев, А. Емиж, X. Тлецери, А. Г. Костоков, А. Спиров и другие, становившихся чемпионами самых крупных спортивных турниров. Дальнейшему развитию физической культуры значительную помощь могут оказать изучение и внедрение в быт людей адыгских национальных физических упражнений. Конечно, в современном физическом воспитании детей и молодежи не следует слепо копировать национальные игры и упражнения. Использовать надо только те, которые имеют определенную педагогическую ценность. Подвижные игры и упражнения адыгов, применявшиеся в течение столетий, как нельзя лучше отражают национальные особенности и при строгом отборе могут оказать содействие в деле гармонического развития личности.

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message

HotLog

Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress