Новая книга Павла Зарифуллина написана в свойственном ему стиле — написана искрометно, афористично, поэтично. Сакральная география переплетена здесь с метафизическим визионерством, исторические прозрения с художественными эвокациями, что в целом позволяет определить жанр книги как мифопоэзис, одновременно Зарифуллин предстает как мастер этого необычного жанра, безусловно имеющего собственные критерии. О них следует сказать несколько слов. Прежде всего вольная трактовка истории, — в каком смысле она может быть оправдана? Ну хотя бы в том, что мифы, легенды да и просто расхожие домыслы на тему истории имеют свое собственное хождение, которое крайне мало зависит от усилий исторической науки. И это понятно, поскольку задачей мифопоэзиса является не ознакомление с архивной пылью прошлого, а создание такой актуальности, которая помогала бы решать практические задачи сегодняшнего дня. Причем задачи важнейшие, такие как выбор нового будущего, обязательно требующий исторической опоры, как обновление или переучреждение государства, обретение надежного эталона для отношения к текущим политическим событиям. Процессы такого рода идут в любом случае, но они идут спонтанно, стихийно — и вот в «Новых скифах» сделана совершенно осознанная попытка дать таким процессам подобающее художественное оформление и хорошо продуманное, действительно соответствующее глубинным чаяниям народа России направление. Скифы как исторический народ и скифы как идея по-разному присутствуют в коллективном сознании и в коллективном бессознательном России. Павел Зарифуллин осуществляет тонкую метафизическую настройку скифской идеи, опирающуюся на узнаваемые резонансы: нестяжательство, приверженность сверхзадаче, способность очаровываться красотой дерзких проектов. Наконец, особого упоминания заслуживает своеобразная «мультимедийность» этого впечатляющего манифеста, его способность существовать в виде коротких фрагментов и афоризмов, его равная притягательность для поэтов, воинов, художников и политиков. Соответственно, данная книга может выполнять и роль партитуры для шествий митингов и перформансов. Вообще, книга Зарифуллина вновь ставит вопрос, кому должно принадлежать право постановки сверхзадачи, скажем, той же имперской идеи. Исторический опыт показал, что политики, особенно функционеры рутинных политических партий, совершенно не способны справиться с обустройством исторических горизонтов. И в современных условиях на первый план выходит художник, который, помимо прочего, имеет ещё ясно выраженную волю к действию. «Новые скифы» — это яркий художественный проект, призванный обновить, освежить застоявшееся политическое пространство, сделать его привлекательным для молодых, наполненным жизнью, которая напрашивается на попытку практического проживания. Таким образом, историко-метафизическое исследование Зарифуллина следует признать успешным, удавшимся, и пожелать автору новых творческих обретений. Работа в этом направлении, несомненно, должна быть продолжена.
Александр Секацкий
Время Культуры