Многолетние исследования автором аборигенных пород лошадей выявили
мощный пласт культурных традиций, связанных с почитанием коня, многие из ко-
торых устойчиво сохраняются в настоящее время. В работе представлено обоб-
щение собственных наблюдений и многочисленных литературных данных.
Древнейшие свидетельства почитания коня в Старом Свете известны на тер-
ритории Волго-Уральского бассейна еще с VI-V тыс. до н.э. Проявление культа
коня в древности можно свести к нескольким вариантам:
• жертвоприношения лошадей божествам: богине-матери, богу умирающей и
воскрешающей природы, небесным солнечным богам, многие из которых олице-
творялись в образе крылатых коней или ездили на таких существах, и т.п.;
• жертвоприношения в погребальной обрядности. Конь – это посредник меж-
ду миром живых и небесной обителью предков. Он обязан сопровождать хозяина
в загробный мир, это сила, способная обеспечить возрождение к новой бессмерт-
ной жизни;
• использование изображений коня, его частей (череп, кости, шкура, волос) в
разнообразных обрядах. Конь как посланник небес или небесный житель обладал
рядом магических свойств, выступал как защитник, оберег против несчастий, бо-
лезней.
В бронзовом веке у представителей ямной, катакомбной, срубной и андро
новской культур была широко распространена традиция захоронения черепов ко-
ней или отдельных костей посткраниального скелета (преимущественно костей
конечностей); встречаются изображения лошади (фигурки, подвески, скипетры),
орнаментированные кости лошадей. Вне территории южнорусских степей культ
коня распространяется значительно позднее (со второй половины – конца II тыс.
до н.э.), что связано с приходом или влиянием групп индоевропейцев: регионы
Западной Европы, Передней Азии, Кавказа, Египта, Индии, Средней Азии, Сибири,
Китая.
В период с раннего железного века по раннее средневековье включительно
захоронения с лошадьми были широко распространены у кочевых народов (ски-
фы, сарматы, гунны). Среди племен лесной зоны погребение с конем являлось
устойчивым обычаем у древних литовцев, финно-угров и у контактировавших с
ними племен. Для славянских племен в целом не характерно погребение умерше-
го с конем и такие находки интерпретируются как заимствования. Среди меря, му-
ромы, угров, некоторых булгарских групп Северного Поволжья, были распростра-
нены «шумящие» подвески–коньки, выполняющие магическую функцию. В I тыс.
н.э. использование коня в поминальных обрядах было широко распространено в
Предкавказье, Поволжье, Южном Урале, верхней и средней Оби, Восточном Ка-
захстане, Хакасско-Минусинской котловине, Алтае, Тыве, верховьях Енисея, При-
байкалье, северной и центральной Монголии, Приамурье. Это явление связывают
с гуннским, а чуть позднее с тюркским влиянием: так известны погребальные ком-
плексы с лошадьми в Молдавии, Венгрии, Средней Германии. Печенеги, а затем
половцы, использовали части коня в погребальных обрядах во времена тюркских
каганатов. Ритуальные захоронения с лошадьми в Северной Евразии повсеместно
исчезают в первой половине II тыс. н.э. с утверждением на большей части терри-
тории монотеистических религий. Лишь в некоторых регионах они сохраняются
продолжительное время: у казахов, якутов, алтайцев обряд захоронения коня в
сбруе встречается до XIX – начала ХХ вв.
У большинства народов Северной Евразии отголоски культа коня сохрани-
лись в быту и фольклоре (где он составляет значительный культурный пласт, ко-
торый здесь не обсуждается) до нашего времени.
Жертвоприношения божествам.
Во многих регионах такие обычаи продол
жают существовать, несмотря на установление монотеистических религий. У мон-
голов и калмыков существуют боги и духи предков, духи-хозяева местности и ро-
довых территорий: обо (монгол.) и эзн (калмык.). Жертвоприношения совершаются
у памятных мест и включают молочные продукты и мясо. Черепа и кости съеден-
ных жертвенных животных, различные предметы, монеты, оставляются на обо,
там же повязывают кусочки ткани, хадаки. Это расценивается как жертва-дар, в
обмен на который ожидаются растянутые во времени и пространстве благодея-
ния: содействие благополучию семьи и скота, богатству. Жертвоприношения духу
огня и духу жилища молоком, кумысом или молочной водкой присутствуют в обы-
чаях монголов, якутов.
В ритуалах различных праздников, уходящих истоками в глубокую древность,
присутствуют в завуалированном виде жертвоприношения богам в виде поедания
жертвенных животных и молочных продуктов, считающихся символом чистоты,
счастья, носителями благодати. Монголы и калмыки празднуют Цагаан-сар – пе-
риод выгона скота на пастбище, начало весны и обилия молочных продуктов. Ве-
сенние и летние праздники приурочены ко дню весеннего равноденствия и летне-
го солнцестояния, окончанию или началу определенных хозяйственных работ:
монгольский Надом, калмыцкие Урюс Сар и Мээдрин эргц, башкирские Сабантуй
(Hабантуй) и Йыйыне (Йыйын), казахские Наурыз и Кумысмурындык, якутский
Ысыах. Все они сопровождаются народными гуляниями и пиршествами, конными
скачками и конными играми. Кобыльим молоком (кумысом) окропляют коня побе-
дителя и наездника. Все это отголоски древнего обычая посвящения коня божест-
вам. Наиболее ярко это проявляется в якутском Ысыахе. В древности как празд-
ник Нового года он был тесно связан со временем приплода скота и обилием мо-
лока. Украшенные волосяными веревками салама ритуальные столбы выполняли
функцию «небесных коновязей», к которым привязывали посвященных белых ло-
шадей. Ысыах – коллективный праздник кумысопития: в день летнего солнцестояния
устраивался обряд поклонения небесным божествам (в том числе и светлой
богине Айыысыт), которым подносили в дар божественный напиток кумыс.
Сакральная функция коня. Наряду с культом плодородия, воплощенном в со-
лярной символике, конь был связан с хтоническими существами, смертью и погре-
бальным культом. Эта функция проявляется в различных свадебных, родовых,
поминальных обрядах. На украшенных лошадях едут сваты, жених и невеста (у
большинства народов); верховой конь был обязательным подарком жениху (у ка-
захов); новорожденного ребенка проносят сквозь стремя (у казахов). Захоронение
коня вместе с хозяином (ритуальное захоронение только коня) встречалось в раз-
нообразном виде у якутов и сохранилось до современности. У других народов по-
гребальный обряд захоронения личного коня трансформировался в ритуал поеда-
ния мяса специально зарезанной лошади на поминках, церемонию скачек, посвя-
щенных умершему человеку.
Магическая функция коня.
Конь как небесный житель или принадлежность
божественных существ, обладал магической силой. Со времен Древней Руси че-
реп (голова) коня являлся наиболее традиционной строительной жертвой — обе-
регом, охраняющим постройки и строителей от злых духов. Якуты в основание
дома закладывают пучки волос с гривы или хвоста. Волосяная веревка (чагтага),
прикрепленная к центру тооно (‘дымовое отверстие’) юрты и свернутая опреде-
ленным образом у монголов выполняет функцию сбережения от несчастья, поже-
лания достатка и благополучия. Как обереги черепа лошадей вывешивались на
заборы и ворота. Их не принято было попирать ногами, и они помещались на кам-
ни и возвышенности (у монголов, калмыков, башкир, казахов). В дальнейшем эта
традиция видоизменилась. Конек на крыше (охлупень) был магическим оберегом
дома, особенно долго эта традиция сохранялась на Русском Севере. Сейчас при-
крепление подковы на притолоку входной двери в русской традиции означает по-
желание счастья, благополучия и достатка семье, привлечение удачи.
Изображения коня также несут охранную функцию. У славянских народов
парные головки лошадей, вырезанные или нарисованные, встречаются на греб-
нях, посуде, прялках, колыбелях и кроватях, печах, лодках и телегах. Лошадиный
сюжет с солярной и аграрной семантикой широко встречается в народной вышив
ке русских, вышитых головных холщовых уборах (хараусах) и аппликации на верх-
ней одежде (ак сэкмэн и елэн) у башкир. У якутов изображение головы лошади
вырезали на матицах домов, погребальных срубах, различной домашней утвари,
оно венчало столбы коновязи (сэргэ).
Конский волос также считался носителем магической силы. Башкиры спле-
тенные из конских волос или кожи веревки брали с собой в дорогу, клали их около
себя во время сна. У якутов конский хвост использовался при камлании (дейбирь),
волосами из конской гривы и хвоста перевязывают обрядовую утварь (берестяное
ведро с кумысом, ложки и т.п.) при проведении празднеств, шапочки и повязки,
связанные из конского волоса, служат защитой от сглаза и болезней. У казахов
бытует поверье, что грива и хвост лошади оберегают от злых духов, бесов и опас-
ностей: пучки волос использовались как талисманы для детей и беременных. В
народной медицине шкура, конский волос, молочные продукты широко использу-
ются у казахов и якутов.
В заключение можно отметить, что культ коня оказался очень устойчивым со-
циокультурным явлением – он существует уже более 7 тысяч лет. Степень и продол-
жительность его сохранения у исследованных народов Северной Евразии зависит от:
количества разводимых лошадей и их роли в повседневной жизни (у кочевых народов
он сохранился в более разнообразных и многочисленных проявлениях); времени
влияния монотеистических религий (православие в Якутию пришло лишь в XVII в. и до
сегодняшнего дня здесь сохраняются наиболее яркие варианты культа коня).