Христианство в Средней Азии

511f23451e9b   Рассказать о жизни христиан в Прииссыккулье, в отрыве от истории христианства всего Азиатского континента, невозможно, так как не всё будет понятным при изложении событий, которые происходили за пределами Иссык-Куля, но имели для людей живущих на его берегах, большое, жизненное значение.

Первое официальное свидетельство о христианах Средней Азии можно найти у Бируни, который свидетельствует, что через 200 лет от рождества Христова в городе Мерве, ныне город Мары в Туркмении, появился священник Барахий, который проповедовал святое Благовествование — Евангелие. Другим подтверждением о существовании крупной христианской общины почти в самом центре Средней Азии служат документы свидетельствующие, что на Первый Вселенский Никейский Собор, созванный в 325 году новой эры, был приглашён из Мерва епископ Илия. На следующих Соборах в 334 и 410 годах звучат имена других епископов из Мерва. Христианская община Средней Азии укреплялась и уже в 420 году епископия была преобразована в метрополию.

Но, несмотря на определённые успехи традиционной православной ортодоксальной церкви в её среде всё чаще возникают разногласия. С нашей, современной точки зрения, когда вроде бы все конфессии пришли к единодушному мнению, что БОГ ЕДИН, тогда же, всё происходило иначе. Малейшее отклонение от догматов ортодоксальной церкви объявлялось ересью и, как правило, отступники подвергались гонениям, а порой и уничтожались. Если на Западе это были арианские течения, то на востоке – несторианство, сыгравшее огромную роль в распространении христианства в Центральной и Средней Азии в целом.

Сегодня достоверно известно, что христианство зародилось и начало распространяться с Азиатского континента. В Азии была построена первая церковь, был сделан перевод Нового Завета (Пешитта, 2 век), появились первые христианские поэты. На долю именно азиатских христиан выпали самые суровые гонения и испытания. И в то же время распространение Евангелия – Благой Вести, были в разы большими в Несторианской церкви и простирались по территории большей, чем территории империй Рима и Константинополя.

Непосредственно в Среднюю Азию христианство проникло из Персии, куда оно было принесено сирийцами. Это произошло, после того как Римский император Константин принял христианство. Но тогда Персия и Рим враждовали, и принятие императором христианства незамедлительно вызвало гонения на христиан в Персии. Притеснения обрекли на переселение большей части христиан ещё дальше на восток. Таким образом, и состоялась к 334 году епископия города Мерва, из числа вынужденных переселенцев. Некоторые авторы утверждают, что христиане уходили на восток по Великому Шёлковому пути. Возможно, но это единичные больше случаи и участь проповедников. Для спасающихся, все пути хороши, дай бог бы ноги целыми унести.

7f281ea88055

В начале пятого века, а именно в 428 году от рождества Христова, Несторий, архиепископ Константинопольский восстал против титула «Матерь Божья» как стали именовать Марию, мать Иисуса Христа. Что же стало причиной столь серьёзного разногласия среди людей искренне верующих в Христа? Суть разногласия заключалась в следующем: несториане отвергли доктрину, принятую на Эфесском соборе, утверждающую, что Иисус Христос представляет собой единственную Божественную ипостась (личность) и поэтому Его мать – Мария должна именоваться «Матерь Божья». Вероучение же Антиохийской богословской школы, которое развито в трудах Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуэстийского и которого придерживался Несторий, фактически было идентично более древнему вероучению Ассирийской Церкви Востока. Потому Несторий и его последователи, основываясь на более древние учения, признавали полную симметрию богочеловека Христа. В едином богочеловеческом лице (личности) Христа с момента зачатия не слитно были соединены две ипостаси (единичные природы) и две (общие) природы (божественная и человеческая). Воля, как считали несториане, в отличии от ортодоксального учения, считается свойством личности, а не природы, поэтому ими признавалась одна богочеловеческая воля Христа.

Christus_Ravenna_Mosaic

Одни действия Иисуса Христа, (рождение от Марии, страдания, смерть на кресте), несториане относят к его человеческой ипостаси, другие деяния, (творение чудес) – к Божественной. Поскольку рождение от Марии имеет отношение только к человеческой ипостаси и к богочеловеческой личности Христа, но не к Божественной ипостаси, термин «Богородица» несториане сочли богословски не корректным и допустимым только с оговорками. Несторианство утверждает важность для спасения людей всей земной жизни Христа, а не только Его смерти на кресте и воскресения, хотя и признаёт кульминационное значение последних. Несториане особенно подчёркивают важность подвигов Христа, как человека. До крещения в Иордане Иисус Христос, как человек, в совершенстве исполняет иудейский закон, во время крещения получает благодать Святого Духа, преображается на горе Фавор, страданиями и смертью на кресте выполняет совершенное послушание Богу, после чего силой Бога воскресает, что становится победой над смертью, главным последствием грехопадения Адама.

Основным противником Нестория был александрийский епископ Кирилл, опиравшийся на монашество и сельское население Египта, Палестины, Малой Азии. В отличии от Нестория, Кирилл признавал личность Христа чисто Божественной, а не богочеловеческой, и настаивал на необходимости термина «Богородица». Но, думается, что в большей мере причиной этих гонений была подспудная борьба за власть, главенство в православной церкви, влияние на светскую жизнь. Несторий, несмотря на поддержку аристократии и богатых землевладельцев, эту борьбу проиграл. В 431 году на Вселенском Соборе в Эфесе, Несторий был предан анафеме, его учение осуждено и затем в 449 году проклято (Эфесский разбой). Константинопольский император Феодосий !! принял сторону противников Нестория. Окончательная анафема несторианам была произнесена на Халкедонском соборе в 451 году. От репрессий последователи Нестория (сам он к тому времени уже умер в ссылке), могли избавиться, только отрекшись от своего учения, но они отказались. Спасаясь от репрессий, несториане эмигрировали в Персию, где их как врагов Константинопольского императора и ортодоксальной церкви приняли благосклонно. В Персии, а тогда она называлась Эраншахр, несториане присоединились к Ассирийской Церкви Востока, также придерживающейся Антиохийской богословской традиции.

Границы Эраншахра простирались от Индостана до Дешти Кипчака (Великой степи), от Памирских гор до Кавказа. В Эраншахре было 18 сатрапий (областей, по нашему). В одной из сатрапий, а именно в Согде, столицей которой был Самарканд, несторианами, с позволения шахиншаха (императора), был создан мощный христианский центр. В Эраншахре главенствующей религией был зороастризм, но тем не менее господствовала веротерпимость, что позволило несторианам евангелизировать окружающий языческий мир, охватывая территории нынешних Узбекистана, Казахстана, Туркмении, Кыргызстана и восточного Туркестана.

Аль Бируни, в своём знаменитом трактате «Сведения древних народов» писал, что в Самарканде, до арабского периода наряду с зороастризмом существовал влиятельный христианский епископат «насоро», возглавляемый «мобад-дастуром Настори». По русски это звучит так «верховный жрец Несторий». Настолько имя и учение Нестория было известно и знаменито.

Другой учёный, лингвист и историк Махмуд Кашгари лично засвидетельствовал, что в Юго-Восточном Дешти-Кипчаке от Кашгара и до Самарканда жил народ согдак, исповедующий Масиха (Иисуса Христа) и говоривший на двух языках: согдийском и тюркском.

Это был расцвет согдийской диаспоры. В 499 году на соборе в Селевкии несториане провели внутреннее, правильное иерархическое устройство, одному из епископов был присвоен титул патриарха-каталикоса и вменена обязанность верховного управления всеми несторианскими общинами Востока. Из Персии несторианство распространилось в Мидию, Бактрию, Гирканию, Среднюю Азию, Индию. В начале 6 века в Таримском бассейне вокруг Ганьсу и Лобнора появились поселения согдийцев, а в Самарканде столице Согда была основана епископская кафедра. Из всех азиатских народов согдийцы были самыми активными проповедниками несторианского учения и приняли самое деятельное участие в распространении христианства. Согдийская колонизация Восточного Туркестана способствовала проникновению христиан на восток.

Это было время, когда на территории от Тихого (Великого) океана и до Чёрного моря была создана новая кочевая империя Тюркский каганат. Нельзя сказать, что это был невесть, откуда взявшийся новый народ. Это были осколки великого народа – гуннов, правнуки тех неустрашимых и неистовых воинов которые держали в страхе Поднебесную империю – Китай, а в годы великого переселения народов устремились на Запад, где одержав множество побед, поставили на колени гордый и непобедимый до них Рим. Разрозненные народы Великой степи вновь были объеденены племенем Ашина (волчицы) назвавшими себя и все подвластные им народы Тюрками. Тюрк в переводе на русский означает – могучий.

В Великой степи воцарились определённый порядок и стабильность. Ожили торговые пути, караваны с шёлком, фарфором, пряностями, нефритом и лазуритом и прочими товарами устремились на запад, навстречу им шли верблюды гружёные пушниной, льняными и парчовыми тканями, китовым усом и иными экзотическими товарами. С торговыми караванами шли несторианские миссионеры, их успех был очевиден. Даже когда после смерти Тюркского кагана (императора) Тобо в 581 году империя Тюрков распалась на два государства – восточное и западное, то и в одном и в другом продолжали работать несторианские метрополии.

В западном каганате, столицей, как и в дальнейшем большинства кочевых государств западной части Средней Азии, была прежняя земля саков и усуней, то есть Семиречье, это в Чуйской долине всего чуть более ста километров от озера Иссык-Куль. Что же касается непосредственно территории Иссык-Кульской области, то самые ранние свидетельства обитания в регионе христианских племён карлуков и части чигилей относятся к концу седьмого века от рождества Христова. Влияние несториан было устойчивым вплоть до конца четырнадцатого века. На Иссык-Куле, по свидетельству Каталанской карты, на южном берегу даже был монастырь.

В 1908 году в низовьях реки Джууку, где более пятисот лет назад, стоял монастырь армянских монахов, чиновником по особым поручениям Пантусовым были найдены несколько сотен несторианских намогильных камней – кайраков. До сегодняшнего дня они храняться в Эрмитаже. Эти кайраки, свидетельство длительного обитания насельников монастыря несториан. На правобережье реки Джууку, на камнях можно найти выбитые много столетий тому назад, несторианские кресты и надписи разными шрифтами на них, свидетельствующие о том, что монахи пользовались разными видами письменности. Сегодня трудно сказать, это надписи, исполненные в разные годы, а может и столетия, или это писаницы одного времени.

Причины, по которым надписи на кайраках исполнялись в разных вариантах, исходят от того, что языком несторианских литургий был сирийский, он распространялся и в Согде, и в других общинах разных стран. Сирийский язык изучался местным населением как богослужебный, в тоже время многочисленные находки свидетельствуют, что сирийские христианские тексты были переведены и на согдийский язык и литургия совершалась, также и на согдийском языке. Согдийцы составляли большую часть центральноазиатских христиан, а их язык в Восточном Туркестане (соответственно и на Иссык-Куле) и в целом по всей Средней Азии играл роль международного, и со временем стал вторым официальным языком местной несторианской церкви наряду с сирийским.

В начале восьмого века, в междуречье, Маверанахре, долины между реками Аму-Дарья и Сыр-Дарья прочно утвердилось арабское господство, но, тем не менее активность несторианской церкви не ослабевает. Многие несториане занимали высокие должности в администрациях мусульманских правителей. Арабы не противодействовали христианству, считая жителей общин «людьми книги», а Учителя христиан, одним из пророков. На несториан, других немусульман, последователей иных религий арабы только наложили специальный налог.

После падения Тюркского каганата тюркские народы Семиречья никем более не были завоёваны, ни китайцами, ни арабами, для несториан наступило благодатное время. Свидетельством тому документы их архивов, сообщающие через тысячелетие, что в эти годы было уже двенадцать епископств. В 841-847 годах потерпел сокрушительное поражение уйгурский каганат в котором господствующей религией было манихейство. Большая часть кочевников уйгуров принимает крещение и становится христианами-несторианами. Уйгуры перенимают у несториан письменность, на основе которой впоследствии образовались монгольские и манджурские письмена положившие начало литературе и образованию этих народов. Появилась переводная христианская литература на тюркском, уйгурском языке: Евангельские тексты, жития святых, молитвы. Известные европейские путешественники миссионеры, монахи Плано Карпини и Вильгельм Рубрук пишут об уйгурах как о несторианах.

С падением Уйгурского государства, союзника Китая у последнего меняется отношение к проживавшим в Танской империи иностранцам. По указу Танского императора всем христианам, буддистам, манихеям запрещалось проживать в пределах Китая. В результате к концу 10 века христианские, буддийские и иные конфессии на территории Китая прекратили свою деятельность.

Пришедшая к власти династия Саманидов в Средней Азии (9-10 век), определившая ислам государственной религией, предоставляет ему ведущее место. С несогласными изменить вероисповедание разбираются быстро и просто. В 893 году Исмаил Саманид взял штурмом город Тараз, жители которого были несторианами и вынудил его эмира со всем народом выйти в поле и принять ислам. Большая церковь в Таразе была обращена в соборную мечеть. Подобное произошло ещё во многих городах Средней Азии.

Наибольший пресс мусульманской культуры выпал на долю тюрков-карлуков, живших в то время на территории нынешнего Кыргызстана. Кыргызский народ в это время жил в верховьях Енисея, куда к ним по свидетельству китайских архивов каждые три года отправлялись караваны с шёлком. На территорию нынешнего Кыргызстана, основная масса кыргызских племён переселилась ( или переселили?) значительно позже. Свидетельством тому не только китайские архивы, но и ситуативный анализ событий тех лет установленный В.В. Бартольдом ещё в прошлом веке : «Если бы кыргызы, жили в Семиречье в эпоху караханидов, которые в 10 веке отбили у карлуков Чуйскую долину, то они, несомненно, приняли бы ислам, в противном случае они были бы просто уничтожены. Между тем, ещё в шестнадцатом веке кыргызы считались язычниками». Ведь ни для кого не было секретом, как арабы обращали покорённые народы в ислам. Выбор был невелик, рука палача лихо отделяла и голову нежелающего принять ислам, и крайнюю плоть. Как правило, желающих расстаться с головой, было мало.

В конце десятого века на смену Саманидам пришли Караханиды, которые ещё больше способствуют распространению ислама в Средней Азии, по свидетельству Ибн-аль-Асира в 960 году тюркский народ в числе 200000 кибиток, более миллиона человек, приняли ислам, осенью 1043 года мусульманами стали тюрки, кочевавшие в степях Центральной Азии. Но несмотря на возрастающую исламизацию населения несторианство продолжало распространятся в Великой степи.

В 11 веке в Восточном Туркестане, ныне это Синь Цзян граничащий с Иссык-Кулем, начался новый расцвет сирийской христианской культуры, который был ознаменован притоком ближневосточных миссионеров и торговцев во все регионы Азии. Крещение приняли караиты, самый крупный и самый культурный из монголоязычных народов Центральной Азии. По преданию караитский хан заблудился в пустыне и ему уже совершенно обессилившему и потерявшему надежду, явился святой Сергий и показал дорогу домой. Сочтя это благословенным знаком, хан принял крещение со всем своим народом. При крещении он получил имя Маргуз (Марк). В конце тринадцатого века в исторических хрониках караитов упоминается царь Георгий, христианин. В двенадцатом веке христианство принимают племена найманов. Примерно в это же время христианами становятся тангуты, воинственное племя прямые потомоки воинственных хунну.

В Европе, куда через купцов дошла весть о успехах христиан в глубинных районах Азии родилась легенда о царстве пресвитера Иоанна.

RTEmagicC_Myth-4_01.jpg

пресвитер Иоанн

Канули в лету времена караханидов, им на смену, после их сокрушительного разгрома на территории восточного Туркестана, Бухары, Маверонахра и Семиречья возникла империя Кара-Китаев со столицей в Кашгаре. Каганы Кара-Китаев одинаково терпимо относились к различным конфесиям, исламу, манихейству, христианству, буддизму. В двенадцатом веке в столице Кара-Китаев Кашгаре несторианский патриарх Илия !!! (1176-1190) основал метрополию среди тюрок-карлуков. Кашгарский митрополит именовался «митрополит Кашгара и Навеката». Навекат это город, существовавший в те века в тридцати километрах от нынешнего города Бишкек, Иссык-Куль был как раз посередине этих владений.

Вильгельм Рубрук, побывавший в Семиречье в 1253 году говоря о христианах, отмечал: «Земля эта прежде называлась Органум (древнее название Семиречья – Аргу) и жители её имели собственный язык и письмена. Этими письменами и на этом языке несториане справляли службу и писали книги».

В начале тринадцатого века Семиречье и Восточный Туркестан были захвачены монголами. Было разрушено множество городов. В войсках Чингизхана почти половина воинов были язычниками, другие несторианами, буддистами и иными верующими. Это создавало обстановку конфесиональной терпимости. После покорения караитов многие женщины христианки из высшего класса этого народа были обращены в жёны Чингизхана и его сыновей. В ставке императора монголов были воздвигнуты несторианские церкви, несториане получили доступ к государственным должностям. Духовенство было освобождено от налогов.

Основной причиной лояльного отношения к разным конфессиям или принятия завоевателем иной религии, отличной от его веры по рождению чаще всего кроется в том, что это было продиктовано политической необходимостью.

Вторая половина тринадцатого века стала трагичной для христиан и иных конфессий кроме ислама. Правнук Джагатая Мурабек-шах в 1266 году принимает ислам, его примеру следуют другие ханы чингизиды.

35132

Тамерлан

Отношение к христианству во всей Средней Азии и естественно на Иссык-Куле меняется, покровительство и веротерпимость сменяется мусульманским фанатизмом который в последующие годы вытесняет все остальные вероучения. Самые сложные и трагические времена наступают с появлением Тимурленга, он же «Железный хромец», он же Тамерлан, он же Тимур, при котором особенно несториане, подверглись истребительному гонению, во время его правления на всей подвластной ему территории с христианством было практически покончено.

Снова христиане появляются на территории Семиречья только во второй половине восемнадцатого века, через пятьсот лет, но это уже другая история.

 

Виктор Федьк
Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message


Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress