MOON FAR AWAY: «Наш Гимн – гимн вечной, мистической Небесной России»

18За свою историю архангельский ritual darkwave/neo-folk коллектив MOON FAR AWAYвполне заслуженно приобрел статус культового на российской «темной» сцене и стал хорошо известен за рубежом. Треки группы присутствовали на двух десятках как российских, так и западных компиляциях исполнителей «темной» сцены, ее диски получают прекрасные отзывы в музыкальной прессе, а японским режиссером Сюсеем Ниси снят фильм, целиком посвященный творчеству группы.

Не так давно MOON FAR AWAY выпустили новый долгожданный релиз, представляющий из себя концептуальный сингл классической формы, в котором группа выносит на суд зрителей лирическое посвящение своей стране — песню «Мама Русь», чей жанр музыканты обозначили в заголовке диска как «Новый Гимн России». Кроме разноплановых ремиксов от шести коллективов, среди которых москвичи REQUIEM FOR FM, архангелогородцы E-SEX-T, шведы SEVERE ILLUSION и британцы ASTRALASIA, диск также включает в себя мульти-медиа секцию, в которую вошли клип на песню MOON FAR AWAY»Жито Жала», фильм «Ты Взойди, Красно Солнышко», где активно используется музыка проекта, и фото-галерея MOON FAR AWAYразных лет. В марте месяце во время презентации сингла в Петербурге я договорился с лидером проекта Count Ash об интервью для «Metal Library» и сейчас с удовольствием представляю вам наш разговор.

— Прежде чем мы перейдем к обсуждению вашего нового релиза – сингла с амбициозным названием «Новый гимн России», хотелось бы попросить тебя провести для наших читателей небольшой экскурс в историю стиля  ethereal / neo-folk, а также рассказать что стало поворотной точкой в твоем желании играть подобную музыку в России?

— Наверно, не мне приводить здесь какие-то исторические сведения о возникновении данных жанров, остановлюсь лишь на собственном видении этого явления в истории развития музыкальной культуры. На мой взгляд, что музыкальное направление, которое возникло в середине 80-х годов на германской пост-панк сцене, а также нашло свое отражение на многих релизах культового лейбла 4AD, по сути своей являлось мощным камбэком мистики, как способа познания мира, в актуальную европейскую музыку. Духовная составляющая европейской культуры, и, прежде всего музыкальной, которая была практически сведена на нет эпохой Возрождения, перевернувшей многовековые ценности с ног на голову и практически лишившей КУЛЬТуру как таковую ее главного составляющего (культ), долгое время находилась на периферии творческих процессов. Все каноны поп-музыки были рождены именно в это время, тогда как ритуальная сторона искусства звука сохранялась разве что церквях и монастырях. Определенные попытки возрождения этого составляющего музыкальной культуры были предприняты академическим искусством и авангардом начала 20-го века, но практически все они остались достоянием лишь узкого круга ценителей. Именно возникновение и распространение ethereal и neo-folk музыки, как ответвлений более всеобъемлющей, условно называемой сегодня «готической», субкультуры стало массовым перерождением мистического, религиозного музыкального сознания, хотя и в, подчас, гипертрофированной форме. Причем, если первый из названных мною стилей в подавляющем большинстве своих проявлений носил черты традиционной христианской (в основном, конечно, католической) духовности и брал слушателя своей неземной атмосферой, ангелическими голосами и возвышенной мелодикой, то последний стал настоящим музыкальным возрождением языческого трансмифа (преимущественно – североевропейского), с его преобладанием таких составляющих, как ритм, ритуальный транс, обращение к традиционным архетипам в текстах, а в плане звука – преобладанием акустических инструментов над электронными. Кстати, величие тех же DEAD CAN DANCE состоит в том, что в своем творчестве они соединили в себе два этих течения (хотя и не надолго), и выразили их в наиболее полном виде.

В российской музыкальной культуре процессы замены духовного начала в музыке светским (или культа – искусством) шли параллельно. Однако, на мой взгляд, у нас в большей степени сохранилась преемственность византийской духовности в искусстве звука — вплоть до наших дней. Светской музыкальной культуре не удалось одержать полную победу над ритуализмом ни в 18, ни в 19 веке. Сегодня же спиритуальная составляющая видна в творениях лучших современным российских композиторов – таких, как Владимир МАРТЫНОВ, Эдуард АРТЕМЬЕВ, Антон БАТАГОВ. По своему, на уровне подсознания, она отразилась в т.н. «русском роке», а затем – уже более осознанно — в первых представителях готического течения, появившихся на территории нашей страны.

MOON FAR AWAY же является проектом, который сознательно ввел в обиход актуальной музыкальной культуры древний поморский фолк, в той или иной степени выразив его в уже сформировавшихся звуковых составляющих стилей ethereal и neo-folk.

— «…сознательно ввел в обиход актуальной музыкальной культуры древний поморский фолк…» – чтобы прочитать эту фразу достаточно пары секунд, но я понимаю, что на деле это было не так-то просто сделать, даже принимая во внимание тот факт, что на Севере России в наименее искаженном виде сохранилась исконно славянская народная музыкальная культура, незатронутая ни западными, ни восточными влияниями, не исковерканная «лубочностью a-la Rus». Какими источниками вы пользовались для сбора материала: были ли это какие-то исследования проведенные искусствоведами до вас, доступные записи, или сами ездили по деревням выискивая остатки древней музыкальной культуры среди бабушек?

— Сделать это было не тяжело и не просто. Это было тогда для меня… естественно. Уже сейчас об этом можно рассуждать и теоретизировать, — тогда это был спонтанный творческий эксперимент, как будто руководимый кем-то свыше.

Несколько лет я принимал самое активное участие в фольклорном театре, который занимался изучением и постановкой поморских фольклорных праздников годового круга. Это был чудесный опыт не только в музыкальном или культурном – но и в жизненном плане, поскольку я не просто учил какие-то тексты и обряды, но и впитывал образ мысли живых носителей этого фольклорного материала. До этого у меня уже был опыт участия в нескольких этнографических экспедициях, — погружения в быт и все еще живую культуру, которая многими сегодня воспринимается исключительно как музейный экспонат. До сих пор я стараюсь больше ездить по глубинке Архангельской области – в этом году я, наконец, посетил самый отдаленный ее район – Мезень.

Конечно, сегодня удается найти лишь какие-то оставшиеся крупицы старорусской культуры, сохранившееся на севере подобно мамонту с вечной мерзлоте. Хотя на самом деле существует масса полевых записей многих прошлых лет, и их изучение также доставляет огромное удовольствие. Они вполне доступны — было бы желание.

— И еще один теоретический вопрос, прежде чем мы перейдем к обсуждению творчества MFA. Ты уже говорил, что для вас в музыке очень важна ритуальная сторона. Допустим, я понимаю, что это значит для церковной музыки, призванной сопровождать богослужение, но каким образом это связано с народной музыкой?

— Большинство фольклорных песен являются или являлись когда-то частью ритуалов годового круга или тех обрядов, которые связаны с семенными праздниками. Часто сегодня за той или иной фольклорной песней уже не видно ее магии, — которой она была наполнена, исполняемая во вполне определенной части домашнего праздника. Даже если мы говорим, скажем, о любовной лирике, то она исполнялась на различных этапах свадебного обряда, и т.д. Однако даже исполняемые вне контекста, многие фольклорные песни, особенно наиболее архаичные, взывают к сопереживанию событий со стороны исполнителя и слушателя – т.е. к участию в определенном духовном процессе, который по сути и является обрядом, даже переведенный из внешней сферы восприятия во внутреннюю, психологическую. 09

Ежели ты когда-либо интересовался русским фольклором, ты знаешь, что есть песни, содержание которых просто-напросто сложно пересказать – его как такового нет! Но есть эмоции, есть вполне ощутимая магия слова и ритма, есть необъяснимый «внутренний хоровод», в котором такие поистине магические вещи, вроде известной «Голымбы» или исполняемой MOON FAR AWAY «Не Вели Ветры» включают слушателя – и сюжет песни, ее логическое содержание отходит на второй и третий план. Мы часто даже не можем сформулировать, что мы чувствуем при исполнении или слушании таких вещей – но в это время мы уже находимся внутри этого звукового и текстового потока, срастаемся с ним, переживаем некие невыразимые истины, испытываем экстатическую благость и эйфорию. В этом и есть ритуальная сила фольклора – как и некоторых современных авторских вещей, которые по своей формуле приближены к нему.

Именно в этом смысле я называю музыку MFA ритуальной, именно этого эффекта мы добиваемся нашими выступлениями (причем не только при исполнении композиций, созданных на основе фольклорных вещей), и при создании нового материала. Причем я не могу объяснить, за счет каких именно формальных элементов достигается этот эффект. Но когда он вдруг четко начинает ощущаться в новой композиции, это значит, что музыка обрела свою душу, что она готова для того, чтобы быть представленной слушателю.

— Кажется я понимаю о чем ты. Когда я слушал вашу новую песню «Мама Русь» с сингла «Новый гимн России», то отклик музыке возник не только в эмоциональном переживании, но и на неком физиологическом уровне… И переходя к обсуждению вашего нового релиза. Почему такое своеобразное, я бы даже сказал эпатажное название — «Новый гимн России»? Да, композиция «Мама Русь» прекрасна, но, на мой взгляд, она повествовательна и обращена к прошлому, так что никак не может претендовать на роль гимна страны устремленной в будущее.

— Есть ли в название сингла элемент эпатажа и провокации? Безусловно. Я также прекрасно сознавал, что его обложка покажется для многих таковой же. Тем не менее, то, каким он получился, заложено было в этом проекте изначально, во всей целостности, и лишь пост-фактум это можно как-то объяснять рационально.

Сингл, конечно же, не имеет никакого политического подтекста. MFA никогда не были и не будут выразителями интересов или идеологий конкретных политических партий или течений. С другой стороны, «Мама Русь» ни в коем случае не является заявкой на создание нового официального гимна Российской Федерации. Лично мне нравится и «Боже, Царя Храни», и советский гимн, и ныне существующий – все это достойные произведения, полностью соответствующие тем ценностям, которые были у нашего государства ранее, и есть сегодня. Все варианты российского гимна пропитаны богатейшим историко-духовным контекстом и связаны с мощными эмоциональными эгрегорами. Отличие гимна MFA в том, что он не имеет никакой исторической и политической коннотации, отталкивающей различные категории слушателей от тех или иных перечисленных мной вариантов официального гимна.

В этом плане наш гимн – гимн вечной, мистической Небесной России, идеальной соборной души нашего народа, — в том смысле, в котором это понятие описано в «Розе Мира» Даниила АНДРЕЕВА. Его образ небесного синклита России, объединяющего праведников и вестников различных эпох, опосредованно влияющего на происходящее в России земной и вдохновляющего ныне живущих на дальнейшую реализацию некой сверхзадачи нашей страны, — образ очень возвышенный  и вдохновенный.

Подытоживая, скажу, что сингл «Новый Гимн России» носит скорее не свою обычную функцию – представление одного из хитов с грядущего альбома. Это некая вещь в себе и «музей одной картины» с формальной стороны; с идеологической и энергетической же – это некий вызов, апелляция к утраченным традиционным ценностям, без наличия и развития которых нам нечего делать в предстоящей истории, — именно как «стране, устремленной в будущее». Идея, столь модная еще какое-то время назад, — что технический прогресс способен сам по себе привести ко всеобщему счастью и высочайшей точке развития цивилизации – преступная иллюзия. Мир, без всяких переносных значений, рушится и разлагается без традиционных ценностей; идеология материализма и гуманизма не родила никакого нового учения о месте человека в мире – она лишь строго определила ему место в ряду миллионов таких потребителей новой продукции. И у нас есть все основания считать, что именно Россия и ее традиционные ценности является тем, что может спасти мир от окончательной гибели. Предвижу, что эти мои слова многим покажутся «мега-пафосными» — однако врать самим себе и спасаться от надвигающегося хаоса за привычной маской иронии и цинизма времени уже нет. Вспомните – еще год назад очень многим казалось, что вот оно – жизнь наладилась, и это благополучие будет вечным. Однако нынешний «кризис» — время осмыслить, «до чего довел планету этот фигляр Пэ Жэ» (с) – вернее, фигляр Ю Эс, как символ этого типа «миробеспорядка».06

Нам всем нужно измениться – и не через изобретение, скажем, новой резервной валюты, а качественно!

Конечно, не мы являемся авторами этой идеи – «реставрации будущего», невозможности дальнейшего развития цивилизации без возвращения в повседневный мир религии, духовной иерархии и понятия «абсолютный грех», которое не должно обсуждаться при помощи «демократических процедур». Есть вещи, за которые не нужно голосовать каждые четыре года, чтобы определить их главенствующее влияние на общество. И мы лишь решили облечь этот «традиционализм XXI века» в форму художественного манифеста. И именно поэтому эпиграфом к синглу стали строки из книги «Проект Россия».

— Полагаю, в том или ином виде эта идея близка (должна быть близка!), всем кто, так или иначе, интересовался древними религиями, причем не только в России, но и во всей Европе. О возрождении язычества, как части общего процесса возвращения человечества к более гармоничному сосуществованию с окружающим миром говорили еще Найджел Пенник и Пруденс Джонс в своей работе «История языческой Европы»… и эти моменты присутствуют в творчестве серьезных европейских команд работающих в разных музыкальных стилях от paganmetal до neo-folk, так что я бы не стал говорить о возрождении мира только через Россию, понимание проблемы есть у думающих людей по всей Европе, ты не находишь?

— Я не слишком хорошо знаком с названными тобой авторами, — впрочем, сегодня масса исследователей, которые занимаются теоретическими выкладками – и во многом, к сожалению, идеализацией язычества с современной точки зрения. Лично для меня в этом плане бОльшими авторитетами являются такие авторы, как Фрейя АСВИНН, как практикующая носительница северной (рунической) традиции, труды ведущего специалиста по славянскому язычеству академика РЫБАКОВА, и особенно, конечно, Рене ГЕНОНА. Безусловно, для кого-то, а тем более для европейцев, принцип «реставрации будущего» заключается в возвращении традиционализма в его языческой ипостаси. И этот путь в любом случае лучше следованию «современному типу духовности», где все самые мерзкие извращения и дикости, которые, так или иначе, разрушают общество изнутри и буквально лишают его будущего, имеют право на жизнь исключительно «а потому что у нас демократия!».

Но лично для меня такой альтернативой является путь практического православия – во всех сферах жизни. Говоря выше о концепции «реставрации будущего» и «постдемократии», я имел в виду труды ряда современных российских геополитиков, социологов, священнослужителей и экономистов (иногда – авторские, иногда – анонимные), которые сумели более чем убедительно обосновать, доказать жизнедеятельность и актуальность в сегодняшних условиях – а также, что самое главное, экстраполировать на обозримое будущее — старую теорию «Москва есть третий Рим, и четвертого не бывать.» По сути, это продвижение византийского, православного типа духовности, как, возможно, единственного пути противодействия перспективе глобальной катастрофы. Все эти современные идеи, основание которых, в том или ином виде, было положено такими выдающимися людьми, как отец геополитики и теоретик панславянской империи Николай Данилевский, автор «Розы Мира» Даниил АНДРЕЕВ, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (СНЫЧЕВ), в современном российском обществе собраны воедино, подкреплены экономическими выкладками и развиваются в различных направлениях под общим брендом «Проекта Россия».

Принципиальной разницей традиционализма языческого и православного толка является локальность такого явления, как язычество в принципе. То есть на уровне религии с ее характерными чертами это учение всеобще и свойственно всем народам, — но на уровне практическом каждая его разновидность и пантеон богов и духов являются ценностью сравнительно небольших групп людей – конкретных племен и народностей (собственно, «язЫков»), обитающих на небольшой территории. Пророчества же говорят о том, что битва конца времен будет битвой двух империй, в которой маленьким государствам, княжествам и отдельным землям, как самостоятельным и независимым субъектам, не будет места – как, собственно, не будет и последних: они просто не выживут в обособленном виде в новых, в том числе и экономических, условиях, как не может сегодня существовать в полной изоляции от всего остального мира ни один народ на земле.

Язычество, каким бы светлым и одухотворенным оно ни было в лучших и наиболее полных своих проявлениях, лишено всяческих политических перспектив, что делает существование в современном мире государства с такой духовной основой хоть и возможным, но недолговечным. Князь Владимир, крестивший Русь, выбрал новую религию не только с духовной точки зрения, но и с политической: нужен был вненациональный духовный авторитет, который мог бы сплотить хоть и управляемых зачастую кровными братьями и сестрами, но верящих каждое в своих богов мелкие княжества перед лицом надвигающихся на них империй, которые бы неминуемо поглотили их поодиночке. Кстати, как известно, православная Византийская империя была самым крепким, передовым, значительным по территории и дольше всех просуществовавших государственных образований в истории.

— Не могу сказать, что я полностью с тобой согласен, но думаю, в рамках одного интервью мы не сможем обсудить все интересные вопросы. Темы обозначены, и любознательный читатель сам найдет путь к истине, а мы двинемся дальше в разговоре про «Маму Русь». Как мы знаем, в мире работают не только «светлые», но и «темные» силы и лишь из их противостояния рождается настоящая жизнь. Я позволю себе сравнить вашу песню с известным стихотворением Блока «Русь», там, наряду со светлыми моментами отражены и мрачные стороны русской души, без которых картина не будет полной, но у вас в песне звучит только светлое и возвышенное, почему так?

— Цель интервью – не достижение обязательного согласия интервьюера и интервьюируемого, и уж конечно не поиск истины. Ты задаешь мне вопросы, которые тебя интересуют – и я на них отвечаю, при этом, отмечу, общаться с тобой мне интересно.

Спасибо за столь лестное сравнение нашей «Мамы Руси» и приведенного шедевра. Насчет необходимого соотношения «темного» и «светлого» — могу лишь сказать, что «Мама Русь» пришла ко мне именно в том виде, в котором она сегодня существует. При ее сочинении у меня не было мыслей вроде, «так, рассказал о X, теперь вот надо еще про Z и Y. И обязательно упомянуть спонсора!» Или как в американских фильмах – среди актеров обязательно должен быть чернокожий! Думаю, Блок написал свое стихотворение также именно таким, каким оно к нему пришло – и это не значит, что по такому же рецепту нужно писать все стихи о Руси.

Ну а если уже post factum рассуждать о «полноте картины» — это все-таки гимн, в скажем так, древнегреческом понимании этого слова, то есть жанр по определению восторженный и экстатический. Именно поэтому его идея выражена в нем без всяких примесей. Ведь, скажем, когда ты пишешь любовное стихотворение своей девушке, ты вряд ли приписываешь в конце: «но все-таки научиться готовить тебе было бы не лишним!»

— Каким образом происходил отбор команд, создававших свои версии композиции: был ли это ваш выбор, или выбор лейбла?

— Вся концепция сингла вплоть до идеи его оформления была создана мной самим. К коллективам было лишь три требования: они должны были представлять совершенно различные стили современной музыки, быть в них авторитетными и высококачественными исполнителями, и они должны были быть моими личными знакомыми. Так все и получилось. Исключение составили лишь классики мирового «транса» и гоа-звезды англичане ASTRALASIA, с которыми я не знаком лично и идею позвать которых в общую компанию предложили ребята с нашего лейбла Shadowplay. Англичане оказались очень обязательными и быстрыми в работе господами, — правда, сделали ремикс не на заглавную композицию, а на «Жито Жала».

Как я уже сказал, идеей всех этих каверов было донесение Идеи до максимального количества слушателей, приверженцев разных жанров. В итоге, как я знаю, например, у фэнов тех же E-SEX-T, которые являются самой успешной и востребованной в России рок-командой Архангельска за всю историю нашего города, их (к слову, совершенно неподражаемая) версия «Мамы Руси» имеет большой успех.

— Но при всем разнообразии команд, участвовавших в создании сингла вы, на взгляд некоторых критиков, писавших рецензии на «Новый гимн России», несправедливо обошли вниманием коллективы направлений стилистически близкого к MFA, а было бы весьма любопытно услышать кавер от фолк-рок и дарк-фолк команды…

— Наверное, мы просто побоялись взглянуть в лицо своему отражению… Не знаю, выиграл ли что-то этот релиз от того, если бы на нем была версия заглавной вещи, близкая к оригиналу. Когда я думал о приглашении к участию в проекте подобных коллективов, я не смог вспомнить никого из наших коллег по жанру, которые выглядели бы естественно в роли кавер-мейкеров – этот жанр все-таки больше распространен среди электронных коллективов. Единственный из (условно) фолк-рок когорты, о чьем участии у нас была предварительная договоренность, это Сергей КАЛУГИН, музыкант и поэт, к которому я отношусь с большим уважением. Но в последний момент что-то не срослось, и времени искать ему достойную замену у нас уже не было. В любом случае, получилось то, что получилось.

— Ты уже говорил что композиция «Мама Русь» является полностью авторской, как в музыкальном, так и литературном плане, следует ли из этого, что грядущий альбом MFA тоже будет полностью авторским, без использования элементов народного творчества?

— Одним из очень важных элементов аранжировки «Мамы Руси» является включение в нее записи части северной фольклорной песни «Взвеселитесь, милые подружки» в исполнении фольклорного хора деревни Череново Устьянского района Архангельской области. С этого фрагмента песня начинается – и он же звучит в конце песни.

Во время последней студийной сессии мы также записали наш вариант народной песни «Вдоль по лугу». Очень примечательное произведение, наполненное настоящим эпическим духом, ее сюжет носит инициатический характер. Эта песня давно мной любима, и она вполне могла оказаться реализованной еще на «Беловодии», однако тогда мы ее записывать не стали. Скорее всего, этот трек будет включен в «Minnesang» (он вполне соответствует общему направлению альбома, т.к. является «любовной песней», хотя и переводит разговор юноши и девушки в куда более универсальные категории) и станет, наряду с «Мамой Русью», этаким переходным звеном от предыдущего альбома к новому материалу.

— То есть нас ждет концептуальный альбом, основанный на любовной лирике в классической традиции миннезанга? Значит ли это, что вы будете использовать элементы западной средневековой музыки?

— Именно так, — немецкое слово «миннезанг», обозначающее определенный жанр средневекового искусства я нашел наиболее подходящим для обозначения этого древнего и вечно живого архетипа – любовной песни. Например, в песне «Deus Amet Puellam» я использовал в качестве текста одно из первых чисто лирических, обращенных к любимой женщине стихотворений в европейской средневековой культуре. В этом тексте очень хорошо видны две тенденции: во-первых, за основу автором явно взято одно из церковных славословий деве Марии, с другой – неизвестный автор был наверняка знаком с греческими и римскими произведениями любовного жанра. Именно такие универсальные, многозначные и многогранные проявления человеческого духа интересуют меня более всего.

Хотя при этом, как я уже сказал, далеко не все композиции, которые войдут в альбом, будут основаны на стихах европейских поэтов или чисто европейской музыкальной традиции. Скорее это некое опосредованное влияние искусства того времени, преломленное современным сознанием и обличенное в излюбленные формы и звук MOON FAR AWAY. В свое время я очень сильно увлекался музыкой трубадуров и миннезингеров. Но, конечно, наш новый альбом не будет типично звучащим медиевальным диском.

— В 2007 году вы расстались с певицей Анастасией, после чего в группу пришла Татьяна «Toloka». Расскажи немного про то как началось ваше сотрудничество, ведь Татьяна была известна в музыкальных кругах и до прихода в MFA. Повлияла ли смена вокалистки на работу над новым материалом группы?

— Прежде всего, скажу, что все эти «расставания» и работа с новыми людьми – результат исключительно творческих процессов внутри группы. На момент начала работы с Таней мы были знакомы уже несколько лет – нас познакомили общие друзья в Кенигсберге. До этого у нее был хороший опыт участия в фольклорном коллективе, совместных записей с NEUTRAL и CISFINTUM, записи ее голоса использовал в одном из своих альбомов всем известный RAPOON, — а также участия в нескольких сценических перформансах. И первое отвлеченное желание записать что-то вместе затем вылилось в серьезную совместную работу. Безусловно, у нее и у Насти совершенно разные голоса – для кого-то из наших поклонников это было не слишком приятным моментом, но группа развивается. Это нормальный процесс, и он не должен останавливаться даже после достижения определенных успехов. Для одного материала подходит один тембр голоса, для другого более эффектен другой – здесь я чувствую себя совершенно свободным в выборе сценических и студийных партнеров. Поэтому вполне возможно, что Толока – не последняя вокалистка, с которой я работаю.

— Также вы расстались с французским лейблом Prikosnovenie, ведете ли вы поиски новых партнеров за рубежом, ведь музыка MFA, как я понимаю, популярна и за пределами России? Недаром вы заявлены как участники одного из крупнейших готических фестивалей «Castle Party-2009» в Польше.

— Я действительно не планирую более сотрудничать с PRIKO, т.к. не вижу каких-то новых рубежей, к которым можно стремиться при совместной работе с ними. Не буду касаться подробностей наших отношений – это все внутренняя механика постпродакшна, о которой совершенно не обязательно и, думаю, неинтересно знать кому-то, кроме непосредственно вовлеченных в эти процессы людей. Хотя, безусловно, они создали MFA определенную известность в Европе, и за это я им благодарен.

У меня достаточно обширные контакты с различными группами и лейблами за рубежом, однако пока по изданию нового альбома там ничего конкретного говорить не буду – шкура неубитого медведя. Судя по контактам и письмам на том же MySpace, музыка MFA действительно куда больше популярна на западе, что мне кажется странным, учитывая, что последние несколько лет мы поем почти исключительно на русском языке и в основном делаем очень «россиецентричный» материал. Возможно, в этом сказывается уважение к традиционализму, которое более осознанно на западе – хотя в нашей стране этот вид мышления, на мой взгляд, более естественен для людей, но как раз остается неосознанным. Что касается «Castle Party» – что ж, я с большим нетерпением жду новой поездки в Европу, встречи со старыми друзьями и проверки на практике некоторых наших новых наработок.

— Могу сказать, что это не только MFA касается, масса российских команд, работающих с этническим материалом популярны на Западе и имеют контракты с иностранными лейблами, будь то коллективы исполняющие folk/paganmetal(Svartby, Nomans Land, Wolfmare (ex-Wolfsangel), и др.) или готические TheodorBastard. В то время как у нас заметен упадок сцены. Вот и ваш последний концерт в Питере, где мне довелось присутствовать, нельзя назвать многолюдным…

— Сейчас я очень жалею, что не отменил этот концерт заранее, видя все промежуточные результаты нашего более чем двухмесячного «сотрудничества» с питерским продюсерским центром, за которым стоят некие Илона Виленская и г-н Дриневский. За все это время они не реализовали ни один из проектов, инициаторами которых сами же и выступили, предложив мне работать с ними. В частности, так и не состоялись съемки клипа, на которые я специально приезжал на несколько дней в Питер, а из большого всероссийского тура на 17 городов, который мне сулили эти люди, и под который мы с Толокой с трудом выкроили время, в конце концов получилось отыграть лишь два разрозненных по времени концерта! В итоге мы, MFA, потратили массу средств, которые не окупились, — а главное, времени. Плюс этот питерский концерт, поставивший антирекорд посещаемости на наших выступлениях (при этом многие мои знакомые сказали мне, что если бы не мое личное приглашение, об этом нашем выступлении они, скорее всего, так бы и не узнал – рекламы в целевых изданиях практически не было) и за который мы даже не получили обещанный гонорар… Говорю об этом столь подробно, т.к. MOON FAR AWAY оказались в такой ситуации впервые за всю нашу достаточно богатую концертную карьеру. Таким образом, можно сказать, у меня появился собственный, состоящий из двух фамилий, «черный список» организаторов, с которыми я, конечно, не стану более сотрудничать ни при каких обстоятельствах.

Говоря уже более отвлеченно, — наверное, найдется немало тех, кто ныне работает по принципу «кризис все спишет». Но, пожалуй, стоит вообще задуматься о том, что сегодня в России группа практически любого уровня рискует оказаться в руках местных промоутеров и «продюсеров», либо ничего в данном музыкальном направлении не понимающих, и уверенных, что, скажем, панк-концерт можно (и нужно!) делать по тем же PR-правилам, что и «шансонный», либо просто скрывающих свой непрофессионализм за неуемными амбициями, бесконечными обещаниями и навыками прикладного НЛП. Юридические договоры, защищающие права музыкантов, в этой сфере в нашей стране пока почти не распространены – так что, к сожалению, некоторым приходится учиться на собственных ошибках…

— Еще один вопрос про ваши выступления в Петербурге. На презентации альбома «Беловодие» в 2005 и сейчас на презентации «Нового гимна России» с вами играла группа «Дорогая Венди» (ex- Anno Domini), творчество которой лежит в несколько иной плоскости, чем музыка MFA. Расскажи о вашем сотрудничестве, почему именно они?

— Я достаточно давно знаком с Олей, и считаю ее лично и всю группу очень талантливыми людьми. Несколько лет назад я делал им концерт в Архангельске. Мне действительно нравится то, что играет ДОРОГАЯ ВЕНДИ – это очень личная, утонченная, и русская по своему духу музыка, которая у меня вызывает ассоциации, с одной стороны, с каким-то «темным кабаре», с другой — с петербургским Серебряным Веком. На сегодняшней российской музыкальной сцене лично мне вообще не хватает коллективов, которые бы соединяли свежесть подхода и следование этой традиционной русской культуре данного периода. Жду не дождусь полноценного альбома ВЕНДИ – и ожидание это затянулось, тем более, что потенциально их музыка может быть востребована очень широкой аудиторией. Вообще, личные симпатии – это единственный критерий, по которому я приглашаю группы сыграть с нами вместе. Думаю, совершенно не обязательно коллективы, выступающие вместе, должны быть схожими по звуку – необходимо, чтобы их объединяло нечто более тонкое. Ну а когда мне посвящают песни – я, право, просто млею:).

— Раз уж мы заговорили о других командах, давай еще немного расширим музыкальный кругозор наших читателей. Твой персональный топ 10 музыкальных релизов за прошлый год?

— Вообще, я слушаю очень много музыки совершенно различных направлений – мне интересно все, относящееся к миру звука. Хорошо. После некоторых раздумий, родился некий список наиболее важных и значимых, на мой взгляд, альбомов прошлого года. Привожу список в свободном порядке – все эти диски восхитительны по-своему.

Т I ТЛО «Лес»
Братушки из Т I ТЛО издали, наконец-то, давно ожидаемый второй альбом. За время его ожидания группа стала одним из любимейших мной русских коллективов. Новаторская смесь гаражного панка, нойза и электро, а также вокала а ля Егор Летов, и взрослых, идущих от сердца текстов. Сочетание души (так кстати называется одна из лучших вещей диска), мозгов, энергии, воли и Веры. Саше Руденко есть что сказать! Ярчайший во всех смыслах релиз лейбла Shadowplay прошлого года.

STOA «Silmand»
Пожалуй, неожиданно лучший альбом группы, от которой почти ничего уже не ждал. Олаф Парусел сделал музыку STOA более современной и хитовой, не растратив великолепного композиторского (с большой буквы) чутья, мелодизма и лиризма. Женский вокал также выгодно отличается от прошлых работ своим отнюдь не академическим теплом и чувственностью. Готический релиз года.

TRUART «Volkssturm»
Диск срывает с места с первых же минут своей новаторской, неимоверно энергетически емкой и лихой смесью ритмик-нойза, драм эн бэйса, милитари-поп, каких-то нетрезвых разборок на французском языке и деревенских наигрышей на «перегруженной» гармошке. Именно такие пластинки двигают современную музыку вперед и меняют сознание. Полнейший восторг – вернее, собственно, «настоящее искусство»!

KLAUS SCHULZE & LIZA GERRARD «Farscape»
Этакая эмбиентная опера от двух волхвов современной музыки, каждый из которых — учитель и новатор в своем стиле. Двухдисковый релиз не только демонстрирует соавторов в великолепной творческой форме, но и рождает нечто радикально новое. Забавная история: Шульце проверил своего нового директора на профпригодность, заявив ему: «сумеешь договориться с Лизой о нашей совместной записи — возьму тебя на работу!»

FIRST LAW «Terrorforming»
Многомерное звуковое путешествие от одного из самых «вкусных» по своему саунду и глубине композиторского мышления европейских проектов — практически Майк Олдфилд пост-индастриэла. Альбом для многократного прослушивания со все новыми и новыми открытиями.

LAIBACH «Kunst der fuge»
Гениальные словенцы на сей раз шагнули в глубь веков и посягнули на искусство фуги и его главную икону, Иоганна нашего Баха. Даже отсутствие фирменного вокала совершенно не мешает. Достойные продолжатели дела великого композитора.

РИТУАЛЬНЫЙ ФРОНТ «Излучения»
Отличный альбом питерских неофолкеров, идущих своим путем и сторонящихся тематических тусовок. Самый душевный и, без показухи, мужской их диск, — вообще, очень честная и чуждая внешних эффектов музыка. В создании диска даже немного поучаствовал Кадмон, (зачем-то) переведя русскоязычные тексты на немецкий язык.

THEODOR BASTARD «Белое: Ловля Злых Зверей»
Вершина (на сегодняшний день) творчества великолепного питерского коллектива, продуманная и искренняя, начиная с первого звука, и закачивая оформлением, нарисованным лично Сашей Старостиным. Собственно, за один артворк диск обязателен к приобретению. Группой достигнуто лучшее соотношение между ее мужской и женской креатурами, — и наконец-то опубликован величайший, на мой личный взгляд, хит коллектива, любимый мной уже несколько лет по концертным выступлениям – «Буду Жить».

KYPCK «Черно»
Самый стильный, убедительный, гениально задуманный и безупречно реализованный в пиар-плане «тяжелый» проект года. Прорыв русскоязычного dark/doom рока на мировой рынок — пусть и в исполнении финнов, бывших участников SENTENSED. Единство стиля, имиджа, оформления диска, звуковое новаторство, сводящее с ума качество записи, и музыкальные цитаты из «Полюшко-поле», русское название, написанное латиницей и явно навеянное именем погибшей подлодки, русскоязычные патриотические тексты на военную тематику (это от жителей страны, построившей линию Маннергейма!), трогательный акцент и тексты вроде «Сталинград, сильная страна…» — и песня на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова (хрестоматийный «Демон»). Риэли аутстендинг..

ESCAPE WITH ROMEO «Emotional Iceage»
Эта пластинка давно любимой немецкой группы стала для меня поп-альбомом прошлого года. Томас Элберн со товарищи как всегда выше всяких похвал. А песня «Arms Of Maria» запоминается с первого же прослушивания и, боюсь, что навсегда.

MOONCAKE «Lagrange Points»
Высочайшей пробы пост-рок из Первопристольной. Уверенный отечественный ответ импортным MONO и PG . LOST , подкупающий не только профессионализмом, но и удивительной лиричностью. Лучшая музыка для бесконечных путешествий и раздумий в поезде. Особая благодарность ребятам из липецкой группы LOS BANANAS, познакомившим меня с творчеством своих корешей.

NICKCAVE & THE BAD SEEDS «Dig, Lazarus, Dig!»
«Певец мой любимейший» (с) выпустил эту пластинку в самом начале 2008 года. Тем не менее, в моем плейере она благополучно дожила до нынешнего апреля. За одну заглавную песню и номер под названием «Jesus Of The Moon» (ничего личного..) диск достоин громких, продолжительных аплодисментов.

— Спасибо за интересную и содержательную беседу! Надеюсь, мы общаемся не в последний раз, и после издания вашего нового альбома, продолжим наш разговор. А сейчас мне остается пожелать вам творческих успехов, новых слушателей и новых выступлений.

— Спасибо, думаю, после выхода нового альбома мы непременно снова сыграем в Питере, — я уже получил приглашение одного из местных клубов устроить его презентацию «Minnesang» именно у них. Большой привет всем нашим друзьям и поклонникам MFA. Я с нетерпением жду нового тура, чтобы вновь пообщаться с вами в непосредственном, живом контакте. Надеюсь, мы расширим географию наших выступлений и побываем в тех городах, куда пока не доехали. Луна не так уж и далеко..

Текст: Ganconer

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message

HotLog

Движение Новые Скифы © 2022 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress