Гонур-Депе — священный центр в туркменских песках

15665494_1304977869543602_3480338034003268062_n
В XXIII — XVIII вв. до н. э., на территории между Памиром и Иранским нагорьем, в широком поясе плодородных долин от Ферганы до Герата, существовала Бактрийско-Маргианская цивилизация, язык населения которой, возможно, лег через тысячу лет в основание литературного санскрита. По соседству, на левом берегу Аму-Дарьи, была распространена Язская культура, предположительно давшая начало раннеавестийскому обществу. Показательно, что уроженцем этих мест считается пророк Заратуштра, а в узбекском городе Ходжейли находится легендарная «могила Адама», она же – могила Гайомарда, зороастрийского Первочеловека. Речь идет о руинах старого «медресе» в некрополе Маздакхан (град Мазды). Иначе эти руины называются Часами мира. Считается, что когда с некрополя Первочеловека падет последний камень, наступит Конец света…
Есть основания полагать, что Бактрийско-Маргианская цивилизация не была чисто арийской, но представляла собой некий симбиоз древней сельскохозяйственной цивилизации потомков неолитических переселенцев с Ближнего Востока (дальние родственники доарийских европейских автохтонов) и северных кочевых скотоводов-ариев (кочевая общность протоиндоевропейских народов). Это общество существовало за пятьсот лет до Моисея и за полторы тысячи лет до Пифагора, Заратустры, Гаутамы Будды, Джины Махавиры, Лао-Цзы…
Вероятным центром Маргианской цивилизации был город Гонур-Депе раскопанный на территории Туркмении в 1972 году. Это монументальный культовый комплекс, площадью до 50 га, на правом берегу Мургаба, который просуществовал с середины III до середины II тысячелетия до нашей эры. В плане Гонур-Депе представляет собой концентрическую мандалу, формируемую тремя контурами стен. Внешняя стена – стилизованный круг, отделяющей жилища производительного класса от окружающей природной среды. Внутри этого круга мы видим три квадрата, один в другом: крепостная стена, за которой находится территория воинов, а внутри нее – еще одна стена, выделяющая территорию жрецов, и уже на территерии жреческого двора стояло центральное прямоугольное святилище дворцового комплекса.
Все это напоминает древнюю Мандука-мандалу (санскр. «мандала лягушки»), в соответствии с которой до сих пор возводят храмы индусские архитекторы. Первые письменные упоминания об этой мандале можно найти в Васту-шастре (середина I тысячелетия нашей эры), но ряд ученых утверждает, что ее принципы применялись уже при строительстве хараппских городов в III тысячелетии до н. э.
«Хотя земля ведийскими индийцами мыслилась круглой, кардинальные точки ее соединения с небом (восхода и захода солнца), отраженные в описании алтарей, позволяли мыслить ее с «четырьмя углами». В связи с этим представлением об «упорядоченной» земле возникли и две основные диаграммы мандалы. Первая, более древняя, называлась мандука и возникла из почитания восьми пространственных направлений, представляя собой квадрат, разделенный на малые квадраты-пады (по восемь с каждой стороны), что дает в целом 64 квадратов. Восемь пространственных направлений соответствовали движению солнца, а 32 божества, располагавшиеся во внешних квадратах мандалы, – 32 накшатрам, или лунным домам (созвездиям, через которые проходит луна в своем ежемесячном курсе). На основе мандуки выявлялась благоприятная ориентация жилого дома, и она же совпадала с планом алтаря Агни. Как принцип планировки здания стала применяться к середине I тыс. до н. э.»
(Энциклопедия Кругосвет)
Гонур-Депе представляет собой идеальный прообраз позднейших изображений Олмо Лунгринга и Шамбалы в форме вписанных друг в друга четырех регионов: внутреннего, среднего, внешнего и пограничного. Знаменательно и то, что всего в нескольких километрах отсюда расположен древний город Мерв, созвучный Меру. Возможно, именно контуры Гонура-Депе лежат в основе позднейших представлений о центральном квадрате Брахмы в Мандука-мандале и квадратном городе Брахмы на вершине столпа Меру? Более того, в Гонур-Депе найдены загадочные культовые каменные столбики с желобами по бокам. Есть предположение, эти объекты использовались для ритуального литья воды, что сильно напоминает сохраняющийся по сей день шиваитский обряд поливания водой каменного лингама – как пережиток архаичной магии плодородия. Если здесь вспомнить о стекающих с вершины Меру мировых реках, то картина становится почти прозрачной…
Знаменитая французская путешественница и тибетолог Александра Дэвид-Неэль , еще до открытия Гонур-Депе, выдвинула гипотезу о соотнесенности Шамбалы с Балхом (провинция в Северном Афганистане) выводя этимологию этого слова из персидского Sham-i-Bala («вознесенная свеча»). C Балхом, также ничего не зная о Гонур-Депе, соотносил Шамбалу и известный британский ученый, писатель и ученик Гурджиева Джон Беннетт , отождествляя ее бактрийским с храмом Солнца – Shams-i-Baklkh.
Религия, центром которой являлся Гонур-Депе, по всей вероятности представляла собой предковую форму позднейших ведийской и авестийской традиций. Причем, судя по археологическому материалу, это был чрезвычайно развитый культ системно организованного общества бронзового века, современного цивилазации долины Инда. Более того, недалеко от Балха находится археологический комплекс Ак-Кёпрюк, представляющий собой один из первых в мире неолитических оазисов, сопоставимый по времени с Плодородным Треугольником на Ближнем Востоке.
К Маргианской цивилизации непосредственно примыкает (как в пространстве, так и во времени) Гандхарская культура с центром в долине Сват (1600 — 500 г. до н. э.). Это уже территория эпического санскрита, эпоха устной передачи ведийского наследия. К середине первого тысячелетия до н. э. Гандхара попадает под власть Ахеменидов и испытывает мощное персидское влияние: культурное, научное, политическое, религиозное… Гандхара, вместе с Бактрией, Согдианой и Хорезмом образуют северо-восточную дугу пограничных сатрапий Персидской империи – форпост обороны против Турана. Гандхара – ворота в Индию. Гандхара – эпицентр древней Уддияны, легендарной буддийской страны, память о которой, «ставшей невидимой» в результате исламского завоевания, породила мифы о призрачной Шамбале, скрытой от взглядов непросветленного человечества.

Владимир Видеман

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message


Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress