Хазарейцы. Заблудшие воины Чингисхана

5a4721ffbe368aa6062de6eeb4c767a4

В июле прошлого года террорист-смертник взорвал себя у шиитской мечети в пакистанском городе Кветта, отправив на тот свет 28 человек и оставив калеками 60, включая женщин и детей. Все пострадавшие принадлежали к народу хазарейцы. И это отнюдь не случайность и не фатальное стечение обстоятельств.

Целью смертника были именно хазарейцы. Задача суннитских террористических организаций – истребить как можно больше хазарейцев и заставить их вернуться в Афганистан. В Афганистане ситуация ничуть не лучше. При талибах хазарейцев вырезали тысячами. Но и сегодня, когда Афганистан контролируют оккупационные войска США и их союзников, хазарейцев продолжают убивать талибские партизаны, все еще контролирующие значительные территории. В чем же причина столь лютой ненависти к хазарейцам? Что не так с этим народом и есть ли у него будущее?

Ответ лежит на поверхности – хазарейцев убивают в связи с тем, что они являются шиитами в окружении суннитского большинства. Однако есть и другая причина – монгольское наследие. В целом генетические исследования доказывают, что определенная часть хазарейцев действительно имеет сильную связь с тюрко-монгольскими народами Центральной Азии. На мусульманском Востоке жива память о монгольском завоевании и владычестве. Несмотря на то, что монгольские завоеватели со временем приняли ислам, современные мусульмане воспринимают потомков Чингисхана как неверных. Это вызывает неприязнь к хазарейцам даже у шиитов Ирана. Для многих иранцев важно не столько религиозное сходство с хазарейцами, сколько их этническая инаковость.

Афганские и пакистанские исламские радикалы умело используют и мифы о численности хазарейцев, которая, по явно преувеличенным оценкам, составляет якобы более 6 миллионов человек. Говоря об огромном числе хазарейцев, легче мобилизовывать суннитов на их массовые убийства в условиях все возрастающей конкуренции за землю. Таким образом, хазарейская проблема вызвана сложной совокупностью политических, экономических, исторических, а также, несомненно, религиозных причин. Вариант силового решения хазарейского вопроса привел к огромным жертвам среди этой уникальной этнорелигиозной общности.

Сегодня хазарейцы основном проживают в Афганистане (2,6 млн.), Иране (1,5 млн.) и Пакистане (0,6 млн). Ученые считают, что язык хазарейцев является диалектом старотаджикского языка (хазараги) с некоторой долей монгольских и тюркских слов. Эту долю монголизмов и тюркизмов исследователи определяют в 10 %. Самоназвание хазаров – хезаре. Слово хезар в иранских языках означает «тысяча». По всей видимости, костяк этого народа составили оставленные чингисидами после завоевания Афганистана в 1221-1223 гг. монгольские воины охранных гарнизонов-тысяч, которые женились на местных женщинах и за века проживания в Афганистане породили смешанную народность со своими этно-культурными особенностями. Смешиваясь с местным населением, победители-монголы переняли язык побежденных. По мере ослабления Монгольской империи, хазарейцев все сильнее вытесняли из благодатных долин северо-востока. В результате, хазарейцы оказались зажатыми в центральных, сплошь горно-каменистых частях Афганистана (Хазараджат), а также на северо-западе страны. Вытеснение хазарейцев на бесплодные территории окончательно завершилось в конце XIX в., когда афганский эмир Абдуррахман покорил Хазараджат силами кочевых пуштунских племен, которым он «выделил» там летние пастбища. В результате хазарские крестьяне потеряли веками культивировавшиеся земли и подверглись жестокой крепостнической эксплуатации. Многие попали в рабство и оставались в нем вплоть до отмены рабовладения в правление Амануллы-хана. В связи с экспроприацией плодородных земель хазарейцы оттеснялись на каменистые горные склоны. Это заставило их осваивать орошаемое и богарное земледелие. Ныне немало хазар разбросано по остальной территории Афганистана. Отдельные группы хазар ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Кочевники живут в шалашах, покрытых войлоком. Основная же масса хазар проживает крупными родовыми поселениями по склонам гор. Эти селения обнесены глинобитными стенами со сторожевыми башнями по четырем углам. Богатые жилища напоминают монгольские юрты, бедные живут в глинобитных хижинах, крытых соломой.

Поражение хазарейцев было обусловлено и отсутствием единства в их рядах. Родо-племенное разделение у хазарейцев Афганистана не преодолено доныне. Это особенно заметно у хазар Хазараджата, где ясно прослеживается деление на восемь главных племен: шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг. Есть мнение, что хазары не считают себя одним народом, и каждая этнотерриториальная группа живет своей отдельной жизнью. Даже если поселения восточных и западных хазарейцев соседствуют, как, например, у Калаи-Нау, что в Хорасане, каждая группа живет обособленно. Восстания, вспыхивавшие с 1880-х годов против репрессий суннитских режимов и соседних народов, терпели поражения, прежде всего, в силу этой разрозненности, когда одно племя, обещав совместное выступление, в решающий момент покидало поле битвы.

В связи с малоземельем массовый характер приобретает переселение хазарейцев в города Афганистана и Пакистана, что приводит к реакции со стороны радикальных суннитов, которые актами террора и устрашения пытаются остановить волны шиитской миграции. В окружении враждебного большинства хазарейцы консолидируются, стираются их родоплеменные перегородки. Это не может не способствовать этнической консолидации хазарейцев и появлению в их среде амбициозной интеллигенции, устремленной вперед. Через активное использование социальных сетей образованные хазарейцы уже сумели отладить глобальную информационную кампанию для привлечения внимания мирового сообщества к фактическому геноциду их народа в Афганистане и Пакистане. Несмотря на гонения и экономические ограничения, хазарейцы смогли дать образование значительному кругу своих выходцев, и эти «инвестиции» начинают приносить свои плоды. В немалой мере этому способствовали сначала советские, а затем американские оккупационные режимы, которые видели в хазарейцах своих союзников. В советский период немало хазарейцев прошло обучение в Баку, а в последние годы множество хазарейских студентов уехало на учебу в Европу и США.

Образованная элита хазарейцев демонстрирует огромный интерес к монгольским народам и Монголии. В США и других западных странах хазарейцы все чаще и организованней стали посещать монгольские землячества, участвовать в культурной жизни монгольских народов. Сами монголы также с большим интересом «открывают» для себя хазарейцев. В Монголии о них снимаются документальные фильмы и пишутся книги, вызывающие большой интерес у зрителей. Немало студентов хазарейцев обучаются в Монголии. Многие хазарейцы мечтают переехать в Монголию на постоянное жительство, хотя в монгольском обществе осознают, что их массовое переселение способно привести к непредсказуемым последствиям. И все же монгольское общество симпатизирует хазарейцам. Есть мнение, что в период репрессий хазарейцев в Афганистане в период 1995-1998 и 2001-2003 гг. сочувствие к трагедии этого народа легло в основу поддержки монгольским обществом идеи отправки своего воинского контингента в Афганистан.

Хазары весьма предприимчивы и активны. В США проживает крупнейшая диаспора хазарейцев, включающая несколько десятков тысяч человек. Немало хазарейских эмигрантов живет и в Великобритании (54230 человек), Канаде (36373 человек), Австралии (90 000 человек), Турции (33200 человек). Хазарейцы активно занимаются бизнесом и готовы инвестировать в экономику Монголии. Несмотря на продолжающиеся несчастья и трагедии хазарейцев, у этого народа есть будущее и оно, несомненно, связано с монгольскими народами.

Владимир Хандрусай

ARD

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message


Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress