Ученые показали, какие лошади были нужны скифам

Michael Hochmuth, German Archaeological Institute, Berlin
Международная группа исследователей проанализировала останки лошадей из скифских курганов и выяснила, какие черты и качества лошадей скифы ценили и старались сохранить при выведении новых пород. О своем исследовании они рассказали в журнале Science.
Материалами для работы ученых послужили останки лошадей, найденные в курганах Аржаан и в других районах Тувы, а также на территории Казахстана. Используя новейшие методы анализа ДНК, ученые секвенировали геномы 13 животных с этих территорий (возраст останков оценивается в 2300-2700 лет), и еще одного из Челябинской области (конец III – начало II тыс. до н. э.).

В ходе работы авторы исследования выяснили, что лошади скифов были довольно разнообразными внешне: среди них были и гнедые, и черные, и соловые, и чубарые. У этих лошадей ученые не нашли мутации, ответственной за естественную иноходь, но некоторые из них имели вариации генов, которые дают преимущество на коротких дистанциях и встречаются у современных скаковых лошадей. В целом усилия скифов были направлены на выведение лошадей с более крупными передними ногами, развитыми мускулатурой и костями запястья. Кроме того, ученые заметили гены, отвечающие за обилие молока у кобыл.

Также генетики установили, что ни у одного из животных не было родителей, состоящих в кровном родстве. Это означает, что скифы сохраняли естественную структуру стада, в отличие от более поздних животноводов, о чем говорит и большое разнообразие Y-хромосом. «За исключением двух, все эти животные не были родственниками, что подтверждает описания Геродота, согласно которым скифы жертвовали лошадей, подаренных дружественными племенами», — отметил один из авторов работы, постдок Копенгагенского университета Пабло Либрадо.

Submit your comment