Как верно заметил в своей книге «Новые Скифы» писатель и философ Павел Зарифуллин: «В России и в Европе сейчас идёт активный поиск некой Четвёртой идеи, 4 политической теории…. «Поисковики» 4 политической теории, начиная с Алена де Бенуа, обычно выделяют три идеологии Модерна – фашизм, коммунизм и либерализм. Они с ними возятся, проводят коллоквиумы и много чего ещё, пытаясь найти 4 ПТ, как квинтэссенцию остальных трёх, а также, как нечто противоположное предыдущим инициативам.
С точки зрения Новых Скифов эти исследования может быть необходимы, но в оптике 3 — 1 – практически бесполезны. Ведь наши учёные люди совсем забыли про 4 идеологию модерна – Анархизм. Идею, противоречащую любому принуждению и властной диктатуре над человеком, общиной, народом.» И и мы, новые скифы Новороссии, не могли пройти мимо столь ласкающей нас темы, как Анархизм.
Согласно определению из википедии цитируемым, вышеупомянутым братом Павлом: “Есть все основания рассматривать анархизм как одно из направлений философской мысли, правопреемственных по отношению к древним теориям свободы и свободного общества известных в обществе на просторах центральной Евразии как минимум со времен Скифии и Монгольской империи и находивших свое выявление в разных философских учениях, также как и мировоззрении центрально-евразийского казачества – вольных людей и граждан мира”.
Посему нам живущим на землях Всевеликого Войска Донского эти слова ласкают слух. Но давайте посмотрим на историю анархизма.
Итак, многие исследователи выводят анархизм от легендарного Диогена, но мы не будем столь глубоко вгрызаться в глубины истории и остановимся на одном из общепринятых основателей анархизма М. А. Бакунине, именно множество его сторонников определили его поддержу в I интернационале благодаря чему он смог конкурировать на равных со ставшим в последствии иконой Карлом Марксом, которого он активно критиковал.
Уже тогда проявилось явное противоречие между двумя идеологиями — марксизмом-коммунизмом и анархизмом. Во времена парижской комунны которую в ХХ веке марксисы возведут в ранг «священной коровы» и объявят первой в истории «диктатурой пролетариата» на самом деле большую роль сыграли тоже анархисты, правда последователи не нашего Михаила Бакунина, а своего родного француза, Пьера Жозефа Прудона. Еще один парадокс состоит в том что гимн всех борцов «за народное счастье» написал тоже анархист, участник Парижской 1 коммуны Эжен Потье. Сам гуру всех леваков Карл Маркс после поражения Парижской коммуны, пересмотрел свои взгляды и изложил их в своей работе «Гражданская война во Франции», которая отличалась преимуществом бакунинских и прудоновских идей.
Далее знмя анархизма поднял и довольно активно развил русский князь, потомок Рюриковичей, Петр Алексеевич Кропоткин. Правда он рассматривал анархизм как конечную точку эволюции общества и поддержал Антанту в Первой мировой войне, чем вызвал непонимание со стороны большинства анархистов мира, но еще одна будущая легенда анархического движения Марии Никифорова его полностью поддержала и даже участвовала в войне на стороне французской армии. В этот период следует вспомнить и об анархистах в США, яркими представителями которых являются Эмма Гольдман и Александр Беркман, который на тот момент находился в тюрьме за попытку убийства фабриканта, виновного в гибели рабочих.
Все изменись с началом Русской революции, множество анархистов вышло из тюрем и вернулось с каторги, а также началась масштабная ре:эмиграция венцом которой стало возвращение «революционного князя» Петра Кропоткина из Парижа. Анархисты сыграли довольно существенную роль в июньском выступлении против Временного правительства в 1917 году, да и знаменитую фразу положившую конец балагану под названием «Учредительное собрание» о том что «караул устал» вышла из уст моряка-анархиста Анатолия Железняка.
Из своих изначальных центров вроде Москвы и Петрограда центры анархизма, после своего разгрома в обоих столицах Российской республики, сместился на юг России. В Новороссию. Тут конечно же стоит отметить харьковскую анархическую группу «Набат» и территорию которую контролировала РПА Нестора Махно или т. н. Махновию. Следует отметить что именно Махно в этот момент отстаивал те идеи которые В. И. Ленин высказывал в своих ранних статьях,. А именно: передачи земли крестьянам, а фабрик — рабочим, созданию беспартийных советов, всеобщее вооружение народа и т. д. Но, несмотря на все успехи по построению анархического общества в результате жесточайшей борьбы анархический эксперимент в России пришлось свернуть. Но не проходит и двадцати лет как новая анархическая республика появляется в Испании. Тут происходит действительно громадный эксперимент в Кастилии и Арагоне, по установлению свободного общества, причем в условиях военного времени. Но, испанское правительство всецело подчиняющиеся главе СССР И. Сталину начало активную борьбу с анархистами и в конечном итоге уничтожило эксперимент по по построению общества свободы. Но несмотря на все репрессии с двух сторон, как республиканской, так и генерала Ф. Франко партизанское движение анархистов в Каталонии и Арагоне продолжалось до конца 1940-х годов.
После второй мировой войны, анархическое движение пришло в упадок, репрессии со стороны тоталитарных режимов и повышение уровня жизни в «демократических» странах сыграли свою роль. Но возрождение идей анархизма связано с массовыми протестами в Париже в мае 1968-го года и появлением молодежных субкультур. Над колонной восставшей в Париже молодежи, был баннер «Мы — горстка анархистов», а лозунги которыми в то время расписывали стены звучали так: «Будьте реалистами — требуйте невозможного!», «Социализм без свободы это барак», «Не роботы, а рабы», «Анархия это мы». Захватывались здания, устраивались сквоты. Множество музыкальных групп воспевало анархию, а легендарные Sex Pistols вопили в микрофон Anarhy in the UK, создавая панк-культуру. Неожиданно оказались востребованы труды М. Бакунина И П. Кропоткина. Как мы видим анархизм всегда противостоял всем идеям как левой так и правой направленности, хотя в современном мире он создал несколько причудливых сочетаний от анархо-коммунизма до национал-анархизма. И закончить нашу статью об анархизме хотелось бы тоже цитатой нашего скифского брата из Московии Павла Зарифуллина: «Может быть Анархизм не имел таких мощных геополитических успехов, как его полит-конкуренты, сформировавшие Восточный Блок, НАТО и «Осевой пакт», но Анархизм, находясь на окраине, границе (в том числе и географической) иных полит-идеологий, тем не менее, представлял (и представляет) собой законченное мировоззрение вполне сопоставимое с фашизмом, коммунизмом и либерализмом.
Анархисты разных эпох формировали и причудливые смеси с представителями «остальных трёх»: национал-анархизм (Бакунин), рыночный капитал-анархизм (Ротбард и либертарианцы), комунно-анархизм (Кропоткин, Махно)».
Александр Матюшин
Новые Скифы Новороссии