Поэт, политик и солдат

Когда мне говорят, что люди творчества не должны интересоваться политикой, я вспоминаю этого великого человека.

Поэт и солдат, Филиппо Томазо Маринетти, родился 22 декабря 1876 года в Александрии Египетской, в семье адвоката, мать же его была дочкой профессора литературы из Милана, и именно благодаря ей у него появился интерес к литературе. Со временем семья перебирается во Францию, где будущий лидер футуризма обучается в колледже святого Франсуа Ксавье, а в 17 лет основывает свой собственный литературный журнал «Папирус». Но надежды родителей на то, что Томазо пойдет по отцовским стопам, разбиваются после того как его исключают из колледжа за продажу запрещенных книг, и несмотря, на то что, он позже закончит факультет права – карьере адвоката он предпочтет занятия литературой. Свою литературную карьеру Томазо начинает как символист и пишет белым стихом. Рубежом в его творчестве становиться 1909 год, именно тогда он публикует в парижской газете «La Figaro» свой первый футуристический манифест «Le Futurisme». Ключевой темой этого манифеста, как и всех последующих его манифестов, является отрицание классики и академизма, и именно это вызывает скандал в богемных кругах того времени. Революционный дух текста восстает против всего устоявшегося и догматического.

«Мы уничтожим музеи, библиотеки, академии любого вида, и дадим бой морализму, феминизму и любой оппортунистической или унитарной низости», — провозглашает  в своем манифесте Маринетти. Он основывает новую этику, которая строится на риске, бунте, скорости,  смелости и энергии, что становится главным смыслом для всего футуристического движения. Также в своем манифесте поэт провозглашает войну единственной гигиеной общества. И этот пункт, не остается просто словами, поэт принимает участие в итало-турецкой войне и балкано-турецкой войне, а с началом Первой мировой войны он активно агитируют за вступление Италии в войну, и сжигает австрийский флаг. Когда Италия все же вступает в войну, Томазо, как и многие другие футуристы, идет добровольцем на фронт, в 1917 году получает офицерское звание и вскорости оказывается в госпитале, из-за полученного ранения, однако, в 1918 году участвует в решающей победе итальянской армии при Витторио-Венето.

Также следует отметить, что на становление фашизма оказали огромное влияние два литературных гения того времени – Маринетти и д Аннунцио, причем не только в сфере формирования эстетики и лозунгов, но и в сфере прямого действия (в этом его схожесть с Эдуардом Лимоновым): он лично участвует в разгоне демонстраций и нападения на редакцию социалистической газеты «Avanti», играет большую роль в формировании фашистских отрядов. Его соратник, Габриеле д Аннунцио, захватывает город Фиуме и провозглашает его республикой, разрабатывает конституцию и провозглашает себя «диктатором республики», правда сама республика скорее была не фашистской, а национал-анархической. Однако, после обьявления войны королевской Италии  и бомбардировки Фиуме королевским флотом, Габриеле вынужден оставить город. Но, вернемся к Маринетти, на выборах в итальянский парламент в октябре 1919 года фамилии поэта и Муссолини стоят рядом, да и сам поэт считает футуризм и фашизм «детьми одной матери», именно он пишет манифест итальянского фашизма.  Однако со временем. Маринетти разочаровывается в фашистском режиме и называет его реакционным, уходит из политики, но продолжает оказывать влияние на развитие партийной философии. Он становится членом Академии наук Италии и пытается сделать футуризм официальным искусством  фашистской Италии, но дуче берет курс на монументальное искусство. Несмотря на это, большинство партийной верхушки восторгается и одобряет работы футуристов, даже когда Адольф Гитлер провозгласил его дегеративным искусством.

У Маринетти никогда не расходились слова с делом, и восхваляя войну, он не мог остаться в стороне, в тот момент, когда его родина вела войны. Именно поэтому, с началом второй Итало-эфиопской войны возвращается в армию и принимает прямое участие в боевых действиях.  В возрасте 65 лет, поэт принимает участие в боях на Восточном фронте. Но умирает он отнюдь не на поле боя. Поэт уходит из этого мира в 1944 году в родной Италии от остановки сердца, работая над сборником своих стихов, восхваляющих военное дело. Соединяя в себе мужество и чувственность, слово и дело, искусство и войну Маринетти являет нам символ нового человека, человека «длинной воли». Ведь книги чего-то стоят только тогда, когда они превращаются в пули.

Екатерина Зацаренко «Новые скифы Новороссии»

Submit your comment

Please enter your name

Your name is required

Please enter a valid email address

An email address is required

Please enter your message

HotLog

Движение Новые Скифы © 2024 All Rights Reserved

Проект Новые Скифы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress