29 октября в театре МХАТ имени Горького прошел лекториум под названием «Белая Индия: Философия поэзии».
Выступали Захар Прилепин, Павел Зарифуллин и Олег Шишкин.
Для меня эта тема показалось интересной, поскольку с подросткового возраста меня интриговал образ Поэта, скрытый за сотнями масок.
С моей точки зрения, любой поэт награждён особым даром, помогающим ему донести в своих словах непоколебимую истину для простого народа:
Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.
(Анна Ахматова «Поэт»)
Именно поэтому Захар Прилепин и сказал, что поэзия — это высшая форма слова». Ведь для того,чтобы точно описать свое ощущение мира и искусно сложить его в рифмованные строфы, требуется огромный талант и особое видение жизни.
Также, мне запомнились слова Павла Зарифуллина о том, что поэт-«мифическое существо»,«шаман», призванный общаться с другими мирами и искать правду.
Приведу в пример моего любимого поэта, лидера группы THE DOORS — Моррисона Джима, который говорил о себе так: «Я сын своего отца, я наследник, я хранитель и я шаман».
Джим Моррисон путешествовал в глубину своего сознания, пытаясь найти ту самую заветную истину. Несмотря на то, что поиск красоты в бездонной глубине сознания представлялся Джиму опасным для жизни, он не оставлял надежды найти Испанский караван, который бы унес его в прекрасные дали. Моррисон общался с призраками умерших индейцев, пытаясь прорваться «на другую сторону», чтобы раскапать древние клады и обрести подлинное счастье. Личность Джима до конца его дней была окружена легендами, поскольку именно ему удалось услышать голос правды в устах старого змея.
В равной мере мне показалась любопытной мысль Павла о том, что цель Поэта — это повышать вибрации, превращать убогое и страшное в красивое и эстетичное.
Здесь хочется вспомнить еще одного поэта, чье творчество меня вдохновляет, а именно — Лу Рида. Не зря Дэвид Боуи считал Рида одним из самых актуальных поэтов современности, ведь его творчество буквально наполнено мрачным декаденским символизмом, отражающим суровую реальность.
Безнадежный реализм в своих произведениях Лу Рид пронес через всю свою жизнь. Он был одним из первых, кто решился петь о тёмных сторонах человеческой сущности и девиациях. В музыкальных композициях Лу Рида присутствует крайняя отчужденность, граничащая с мотивами смерти и тоской по духовным идеалам.
Однако стоит отметить, что несмотря на аморальность и жестокость окружающего мира, Лу Риду удавалось превратить трагичную суровую реальность в изящные и ёмкие поэтические строки, находящие отклик в душе у миллионов людей. В этом и заключалось высшее предназначение Лу Рида как поэта.
В конце хочется отметить, что лекция о философии поэзии была очень познавательной и вдохновляющей для меня,потому что я сама являюсь начинающим поэтом. Благодаря этому выступлению я лучше поняла предназначение поэта, как посланника иных миров, пытающегося изменить мир в лучшую сторону.
Джессика Гротескью
Фото во МХАТ им. Горького — Дмитрий Сергеев
Видео — Борис Гучмазов